Диссертация (Проблемы имманентизма в нестабильных онтологиях), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблемы имманентизма в нестабильных онтологиях". PDF-файл из архива "Проблемы имманентизма в нестабильных онтологиях", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
«демократия – этобольшинство, а становление по природе своей есть именно то, чтовычитается из большинства»112, иными словами, становление «избыточно».– Во-вторых, я считаю, что в данном контексте нужно обратиться к проблемесубъекта и реконструировать способ его концептуализации в рамкахфилософскихпостроений,негативностью»,чтобыассоциирующихсясопоставитьсэти«антропологическойпостроенияс«аффирмативистскими»113 идеями представителей онтологии избытка, чтопредположительнопозволитпрояснитьвопрособустранениитрансцендентного в их концепциях.– В-третьих, необходимо показать, каким образом в рамках онтологииизбытка происходит устранение трансцендентного, и тем самым подтвердить(либо опровергнуть) претензию на его ликвидацию.
Я считаю, что этот 111Что, в числе прочих, отмечают Ларс Тондер и Лассе Томассен (Tonder L., Thomassen L. Introduction:rethinking radical democracy between abundance and lack // Radical Democracy between Abundance and Lack.Manchester, 2005. P. 6).112Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М., 2009. С. 126.113Введенный Бенджамином Нойзом термин «аффирмативизм» означает «отречение» от всякойнегативности (Нойз Б. Рециркуляция негативности: теория, литература и неудача утверждения // Stasis.
2013.№ 1. С. 160). 32 вопрос напрямую связан со специфической концептуализацией субстанции ипереосмыслением традиционной онтологической проблемы единого/многого.– В-четвертых, необходимо не просто поставить под вопрос критическийпотенциал пост/делёзианской философии в современных условиях, но иусомниться в самой релевантности критики как инструмента «сопротивлениянастоящему».Объект и предмет исследованияОбъект исследования – философские концепции представителейонтологии избытка.Предметом настоящего исследования является модель становления,основанная на концептуальной паре виртуальное/актуальное.Цели и задачи исследованияЦель данной работы состоит в том, чтобы показать, что модельстановлениякаканализируемыхвактуализациирамкахявляетсянастоящегобазовойисследованиядляпостроенияимманентистскихонтологий.Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:– Установить сходства и различия в трактовках субъекта в онтологиинехватки и различных вариантах онтологии избытка.– Обратиться к проблематике единого/множественного в онтологии избытка ипоказать, как специфическая концептуализация множественности позволяетпреодолеть онтологический дуализм.– Осуществить разбор аффирмативистских/акселерационистских подходов ипоказать, какое место может занимать негативность в пост/делёзианскойфилософии.33 Степеньразработанностипроблемы.Концептнестабильныхонтологий не получил широкой популярности в философской литературе,оставшись замкнутым в контексте исследования проблематики радикальнойдемократии.
Попытка лишить этот концепт периферийного характера иприменитьегокисследованиюобширногоперечнясовременныхконтинентальных разработок была предпринята в книге Сергея Жеребкина114– единственной на данный момент работе о нестабильных онтологиях,опубликованной на русском языке. Книга, несомненно, обладает важнымпропедевтическим значением, а ее автор разрабатывает интересныйкритический инструментарий, однако свою задачу я вижу в том, чтобы повозможности сохранять дистанцию по отношению к устоявшимся формам«критической теории», поскольку считаю, что любая критика, забывающая огиперкритическом характере критикуемого ею объекта (а это, как правило,поздний капитализм)115, имеет свойство впадать даже не в детскую болезньлевизны, а в «манихейство». Критика, таким образом, блокирует доступ кнестабильности, осуществляясь через одновременную легитимацию своегообъекта и самих критикующих116.
Проблема иммерсии настойчиво побуждаетк смене перспективы: вместо некритического использования критическогоинструментариястоитобратитьсякболеедетальномуанализуонтологических моделей, что особенно актуально в случае с нестабильнымионтологиями, ведь концепт введен именно в области социально-политическойтеории, тогда как сама встреча политики и онтологии рискует оказатьсяпроблематичной117. Исходя из этого я предпочел бы вернуть нестабильные 114Жеребкин С. Нестабильные онтологии в современной философии. СПб., 2013. 350 с.См.: Land N. A Quick-and-Dirty Introduction to Accelerationism // Jacobite [May 25 2017].
URL:https://jacobitemag.com/2017/05/25/a-quick-and-dirty-introduction-to-accelerationism/; Болтански Л., КьяпеллоЭ. Новый дух капитализма. М., 2011. 976 с.116«Вообще критика действует стабилизирующее, она в первую очередь и прежде всего стабилизирует тоткризис, которому обязана собственной легитимностью» (Аванесян А. Критика – кризис – акселерация //Логос.
2018. Т. 28. № 2. С. 82).117«Политизация онтологии означает регресс к антропоморфической близорукости; онтологизация политикиспотыкается в тот момент, когда пытается вывести политические рекомендации из метафизическогоописания. <…> Освободительная политика, забывающая эпистемологию, быстро вырождается вметафизическую фантазию, то есть в религиозный субститут. Провал в изменении мира не может не бытьсвязан с неудачной попыткой понять его» (Брассье Р. Понятия и объекты // Логос.
2017. Т. 27. № 3. С. 240241).11534 онтологии на их спекулятивную «почву», обратившись к центральной, на мойвзгляд, проблеме делёзианского имманентизма – проблеме становления,однако это решение ни в коем случае не равнозначно «выскабливанию»политических импликаций (т. к. это попросту невозможно), но связано сболее осторожным отношением к ним. Для проработки концепций, связанныхс нестабильными онтологиями, в предлагаемом исследовании использованширокий перечень источников, которые можно условно разделить нанесколько групп. Прежде всего это базовые [пост]структуралистские текстыЖиля Делёза и Феликса Гваттари118, постопераистские тексты АнтониоНегри и Майкла Хардта119, Паоло Вирно120, Маурицио Лаццарато121, а такжетекстыПетераСлотердайка122,разработавшегонетривиальную«сферологическую» модель реляционной онтологии.
Ко второй группеисточников относятся работы западных и отечественных комментаторов иисториковсовременнойфилософии123.Втретьюгруппувключеныисследования актуальных континентальных философов, разработки которыхнапрямуюсвязанысонтологиямистановления,имманентизмом,аффирмативизмом, акселерационизмом. Особое место среди них занимаетБенджамин Нойз124, британский исследователь, который как раз и ввелтермины «акселерационизм» и «аффирмативизм», соответственно, его работыважны как в контексте анализа ускорения, так в контексте анализаутвердительного модуса мышления, характерного для пост/делёзианской 118Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2008. 672 с.; Делёз Ж.,Гваттари Ф. Кафка: за малую литературу. М., 2015.
112 с.; Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато:Капитализм и шизофрения. Екатеринбург; М., 2010. 895 с.; Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия?М., 2009. 261 с.119Хардт М., Негри А. Империя. М., 2004. 440 с.; Хардт М., Негри А. Множество: война и демократия вэпоху империи. М., 2006. 559 с.120Вирно П.
Грамматика множества: к анализу форм современной жизни. М., 2013. 176 с.Лаццарато М. Марсель Дюшан и отказ трудиться. М., 2017. 96 с.122Слотердайк П. Сферы. Плюральная сферология. Том III. Пена. СПб., 2010. 924 с.123Декомб В. Современная французская философия.
М., 2000. 337 с.; Дьяков А. Жиль Делёз. Философияразличия. СПб., 2013. 504 с.; Gutting G. Thinking the Impossible. French Philosophy Since 1960. New York,2011. 222 pp.; Гаспарян Д. Э. Введение в неклассическую философию. М., 2011. 398 с.; Critchley S.Continental Philosophy. A Very Short Introduction. Oxford, 2001. 148 pp.124Нойз Б.
Рециркуляция негативности: теория, литература и неудача утверждения // Stasis. 2013. № 1. С.156-173; Noys B. The Persistence of the Negative: A Critique of Contemporary Continental Thought. Edinburgh,2010. 225 pp.; Нойз Б. Танцуй и умри // Разногласия. 2017. № 12. С. 85-107; Noys B. Malign Velocities.Accelerationism & Capitalism. Winchester, UK; Washington, US, 2014. 94 pp.12135 философии. Любопытная попытка вписать в делёзианство негативность былапредпринята в книге Эндрю Калпа125. В этом же текстовом блоке следуетупомянуть нетривиальные работы Ника Лэнда126, Эдуарду Вивейруша деКастру127 и Мануэля Деланда128.
Важное значение для проясненияпроблематики становления и жизни в философии Делёза имеют тексты АленаБадью129 и Джорджо Агамбена130. Здесь же нужно указать имена ГеральдаРаунига131 и Фредрика Джеймисона132. К четвертой – и последней – группеотносятся тексты современных отечественных исследователей, разработкикоторых напрямую связаны с интересующей меня проблематикой. Здесьследует упомянуть работы Василия Кузнецова133, Якова Свирского134,Дмитрия Кралечкина135, Олега Аронсона136 и Йоэля Регева137.Теоретическаяиметодологическаяосноваисследования.Всоответствии с целью и задачами исследования использованы такие методы,как компаративистский и имманентный анализ текстов, а также историческийметод, необходимый для реконструкции контекстов, важных для пониманиясформулированных выше проблем. 125Culp A. Dark Deleuze.