Диссертация (Теория символического в творчестве П.А. Сорокина историко-социологический анализ), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Теория символического в творчестве П.А. Сорокина историко-социологический анализ". PDF-файл из архива "Теория символического в творчестве П.А. Сорокина историко-социологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Выбор данного периода - результат поиска некихвременных границ, позволяющих зафиксировать процесс становлениятеории символического. И, если одна из первых работ Сорокина 1913года «Символы в общественной жизни» является достаточноочевидной«точкой отсчета» или, по его словам, «эскизомсоциальногосимволизма»[Сорокин1913,с.то48],поиск«завершающего» звена строго не определяется. При работе надреконструкцией общей структуры данной теории, в качестве текста,содержащегонаиболееполноеизавершенноеееизложениеСорокиным, нами была выбрана работа «Общество, культура иличность: их структура и динамика. Система общей социологии»(1943), в связи с тем, что именно в ней пересматриваются результатымногих ранних исследований и содержится наиболее полноеизложение его интегральной системы социологии.«Символы в общественной жизни» являете одной из первыхпубликаций молодого ученого в период обучения на третьем курсеюридического факультете Санкт-Петербургского университета, кудаон попадает после успешного обучения в Психоневрологическоминституте.Значительноевлияниенастановлениемировоззрения Сорокина в этот период оказалинаучноговыдающиесяпрофессора, как писал сам Сорокин, «чудесное созвездие ученых» 42М.М.
Ковалевский, Е. Де Роберти, В.М. Бехтерев, Л. Петражицкий,М.Н. Ростовцев, Н.О. Лосский и др., а также крупные зарубежныемыслители Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, Г. Зиммель, К.Маркс, М. Вебери др. «Символы в общественной жизни» представляет собойнебольшой очерк, для рижского издания «Миниатюрная библиотека:наука и жизнь», где в публицистической форме излагаются ключевыеположения относительно роли и значения социального символизма,более подробно развиваемые в его дальнейших работах. Как уже былоотмечено, наиболее полное раскрытие содержания «Символов»обнаруживается в одном из самых известных и крупных трудовСорокина, переведенном на множество языков - «Общество, культураи личность» - написанном уже состоявшимся ученым из Гарварда(США)иставшимегозавершающейработойпосозданиюинтегральной системы социологии.
Завершение «Общества, культурыи личности» ознаменовало, как отмечал Сорокин, начало нового этапав его научной биографии, связанного с изучением созидательногоальтруизма [Сорокин 1991, с. 59-61, 214].Несмотря на существенные различия выбранных трудов, в нихсодержитсяединаялиния,некийстержень,позволяющийзафиксировать общую логику развития представлений Сорокина оприродесимволического.Первоначальнымпосыломкэтомупослужили его слова в заключении «Символов»: «…проблема эта[социального символизма – Л.К.] достаточно важна и интересна иможет дать целую научную систему, объясняющую многие загадкисоциальной жизни. Здесь, конечно, мы могли провести только штрихибудущей науки социального символизма; однако эти штрихипоказывают, …что они смогут послужить отправной точкой дляплодотворнейших социологических исследований» [Сорокин 1913, с.48].Одниизосновополагающих43«штрихов»,развиваемыхвпоследующих работах Сорокина, связан с раскрытием значениясимволов в социальной реальности как «внешней формы, в которуюоблекается всякая мысль и всякий сознательный акт» [Там же, с.10].Понятие «символический посредник», впервые используемоеСорокиным в 1913 году, обозначает любые органические инеорганические объекты и явления, наделяемые неким значением илиэмоциональным переживанием, которые осуществляют их передачумеждуиндивидамиСимволическиевпроцессахпроводники-социального«внешниевзаимодействия.данныефакты»,объективируют и предают психическую энергию между индивидами,позволяютейпреодолеватьпространственныеивременныеограничения.
В связи с этим, символические проводники, образующиев своей совокупности «материальную культуру», определяютсяСорокиным, как одни из немаловажных элементов социальноговзаимодействия наряду с индивидами, акторами взаимодействия исамими актами [Сорокин 2008, с. 158].Изучение процессов объективации и социализации идей,смыслов, эмоции посредством символических посредников лежат восновании его многих концепции, связанных с проблемами познания,структуры социального взаимодействия, устройства социальногопространства, группового объединения, социальной солидарности,ролиматериальнойсредывинтеграциикомпонентовсоциокультурных явлений и т.д. Конкретизации данных процессов вобозначенных проблемных областях, а также подробный анализкатегориального аппарата теории символического раскрываются вспециальных частях настоящего исследования.Далее обратимся к вопросу об эволюции данной теории втворчестве Сорокина и определении ее места в архитектонике егосоциологии.Возвращаясь к упомянутой ранее работе «Символы в44общественной жизни», отметим, что вместе с ней в том же 1913выходит серия брошюр Сорокина: «Самоубийство, как общественноеявление», «Преступление и его причины», «Брак в старину.(Многомужество и многоженство)».
Каждая работа представляетсобой отдельную отрасль знания, которые начинают интересоватьСорокина в период создания своего первого фундаментальногоисследованияи«Преступлениекара,подвигинаграда:социологический этюд об основных формах общественного поведенияи морали» (1914)1, на страницах которого находят отражение многиеидеи из упомянутой серии.
В тексте наиболее полно раскрываютсяпроблемы, представленные в «Преступления и его причинах», а такжебогатый материал, собранный Сорокиным в период обучения наюридическом факультете. Однако уже в первой части работы,посвященной систематике актов поведения, появляется раздел осоциальной аналитике, во многом основанный на идеях, изложенныхв«Символах».Анализструктурыпростейшего(родового)социального явления взаимодействия (уровень межличностноговзаимодействия),учениеосоциальныхгруппахисложныхсоциальных агрегатах (уровень межгруппового взаимодействия)составляют суть данного раздела, особое место в котором отводитсяподробномусоциальныхрассмотрениюпроцессов.символическойТеориямедиациисимволическоговданныхсоциальнойаналитике раскрывается также в двух томах «Системы социологии»1В.В.Сапов датирует публикацию «Преступления и кары» 1913 годом, а не 1914, какуказано на титуле, в связи с тем, что рецензии на книгу впервые появилась в 1913 году.(См.: В.В.Сапов В начале длинного пути (Первая книга Питирима Сорокина) // СорокинП.А.
Преступление и кара, подвиг и награда: социологический этюд об основных формахобщественного поведения и морали / П.А. Сорокин; пер. с англ., вст. статья икомментарии В.В.Сапова. – М.: Астрель, 2006. – 618 с.). Отметим также тот факт, что вдарственной надписи, подписанной Сорокиным на одном из экземпляров книги указан1913 год.45(1920), в последующем крупном труде Сорокина российскогопериода, положившем начало формированию его интегральнойсистемы социологии, полное изложение которой содержится уже в егоанглоязычных трудах, в частности в упомянутой ранее работе«Общество, культура и личность».При сравнении архитектоники социологии Сорокина 20-х и 40-хгодов, фиксируется пересмотр устройства ее основных разделов(Схема 1)1.
Изначальное деление социологии на теоретическую иприкладную, заимствованное им у американских исследователей(Ворда, Смолла и др.)2 [Сорокин 2008, с. 57] в дальнейшимтрансформируется. Он объединяет свои разделы теоретическойсоциологии(аналитикуимеханику3)вобщуюструктурнуюсоциологию, а также выделяет общую динамическую социологию,куда попадает социальная генетика.Таким образом, Сорокин возвращается к идеям Конта осоциальной статике и динамике [Sorokin 1947, р. 17], которые ониспользовал в ранних работах при различении социальной аналитикии генетики [Сорокин 2008, с.
60].1Реконструкция по Сорокин П.А. Система социологии / Питирим АлександровичСорокин; вст. статья и комментарии В.В.Сапова. М.: Астрель, 2008; Sorokin P.A. Society,Culture and Personality: Their structure and dynamics. A system of general sociology. - NY.:Harper & bros, 1947.2Как отмечает Кареев, в тот период молодой Сорокин тяготел к североамериканскойсоциологии, «в то время бывшей сравнительно малоизвестной в России». (См. КареевН.И. Кареев Н. Книга о социальной аналитике // Там же, 1920, № 7 (19), с.7-8; Основырусской социологии. СПб., 1996.
С. 263). Увлечение Сорокина американской культуройи научной мыслью было достаточно велико. «Мои друзья и коллеги в России дажепрозвали меня «русским американцем», - пишет Сорокин в автобиографии. (См. СорокинП.А. Дальняя Дорога. – Сыктывкар, 1992. С. 165).3Выделение «социальной механики», как особого раздела социологии, встречается вомногих трудах российских современников Сорокина, к примеру, в работе Н.Г.
Воронов«Основания социологии» (1912). Значительный вклад в разработку данного разделаосуществил Е. Спекторский в «Проблемах социальной физики в ХVII столетии» (т.1,1910, т.2,3 1917) (См. Сорокин П.А. Русская социология в XX веке / Пер. И.П.Яковлев //Рубеж (альманах социальных исследований). 1992. № 4. С. 15).46Схема 1. Архитектоника социологии Сорокин и ее основные отделы«Система социологии» (1920)ПРАКТИЧЕСКАЯСОЦИОЛОГИЯили социальнаяполитика (выработкаспособов управлениясоциальными силами)ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ↓↓↓Социальная аналитика(структура социальноговзаимодействия)Социальнаямеханика(процесссоциальноговзаимодействияи силы,которыеего определяют ивызывают)Социальная генетика(теория социальнойэволюции, динамики)↓↓Изучениепростейшегосоциальногоявления –социальноговзаимодействия, егоэлементови формИзучениесложныхсоциальныхединстви их видов«Общество, культура и личность: их структура и динамика.Система общей социологии» (1943)СПЕЦИАЛЬНАЯСОЦИОЛОГИЯ(структура идинамикаопределенного классасоциокультурныхявлений)ОБЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ↓Общая структурная социологияТеория оа) социальных системах и скоплениях;б) культурных системах и скоплениях;в) личностях в их структурном аспекте,основных типах и взаимосвязях.↓Общая динамическаясоциологияТеория о повторяющихсяа) социальных процессахи изменениях;б) культурных процессахи изменениях;в) личностныхпроцессах и измененияих типов, взаимосвязей,ритмов, тенденцийи каузальных факторов.47Социальная аналитика «превращается» в общую структурнуюсоциологию, социальное взаимодействие определяется как «значимоесоциальное взаимодействие», представляющее собой простейшеесоциальное явление в структуре социокультурных явлений [Sorokin,1941, 1943 и др.].