Диссертация (Теория символического в творчестве П.А. Сорокина историко-социологический анализ), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Теория символического в творчестве П.А. Сорокина историко-социологический анализ". PDF-файл из архива "Теория символического в творчестве П.А. Сорокина историко-социологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Исследования суперорганической реальности(культуры), представленные в работах Сорокина, являются тойобластью,взавершенный,которыхтеорияцелостныйвидсимволическогои1становитсяприобретаетчастьюобщейСм.: Sorokin P.: Contemporary sociological theories: Through the first quarter of the twentiethcentury.-N.Y., 1928;Sociocultural causality, space, time: A study of referential principles ofsociology and social science.-Durham: Duke Univ. press.
1943; Society, Culture, andPersonality: Their Structure and Dynamics. A System of General Sociology. - N.Y.: HARPER& BROS., 1947 и др.59интегралистской социологии, характерной для работ Сорокина 50 60-х годов1.При детальном описании роли символических посредников впредставленной структуре социокультурной интеграции (Схема 2)раскрываются различные проблемы, затрагиваемые в его разделахдинамической и структурнойсоциологии.Последняя, как ужеупоминалось ранее, связана с изучением структуры социокультурногоявления (Таб.2), в связи с этим, разрешение основных вопросыданного раздела заключается в понимании процессов взаимосвязикомпонентов значимого социального взаимодействия (родовогосоциокультурного явления).
Перечислим основные процессы, которыенаиболее значимы в рамках изучения теории символического:а) процесс символизации - наделение индивидом или группой явлений,материальных объектов или других людей смысловыми значениями вцелях объективации мысли, эмоции, переживания и т.д. Результатомсимволизации является появление символических посредников (илисимволов),образующихматериальнуюкультуру(«человек→символ»);б) общее рикошетное влияние – влияние, оказываемое материальнойкультурой на жизни общества, в повседневных практиках «просто всилусвоегосуществования»(городскаясреда,архитектура,памятники, религиозные символы и т.д.); рикошетное влияниепроводников – фетишей, то естьсимволических проводников,которые полностью идентифицируются с ценностями и эмоциями,которыеимпредписываются(государственные,1религиозныеSorokin P.А.: SOCIAL PHILOSOPHIES OF AN AGE OF CRISIS.
- Boston: Beacon Press, 1950; Aphilosopher of love at Harvard: Integralism is my philosophy Integralism is my philosophy //This is my philosophy: twenty of the world's outstanding thinkers reveal the deepest meaningsthey have found in life. 1957. P. 180—189; Social and cultural dynamics: A study of change inmajor systems of art, truthe, ethics, law and social relationships: [Rev. and abridged in onevolume].-Boston. 1957; The ways and power of love: Types, factors and techniques of moraltransformation.-Boston. 1967. И др.60символы, семейные реликвии,лидеры, вожди, святые и т.д.(«человек↔символ»);в) социальное взаимодействие и групповое объединение (в рамкаходного или множества поколений) – процессы, опосредованныесимволическими проводниками, позволяющие индивидам или группаобмениваться мыслями, эмоциями, ценностями, идеями, преодолеваяпространствоивремяпроводников)(экология(«человек(группа)↔символ↔человек(группа)»);г) социализация личности – формирование индивидуального сознанияи особенностей поведения через контакты с элементами системкультурной ментальности (наукой, религией, искусством, моралью,правом и т.д.), объективированными в символических посредникахданных систем («человек ↔символ↔культура»).К проблемам динамической социологии, раскрываемым прианализеролисимволическихпосредниковвпредставленнойструктуре социокультурной интеграции (Схема 2) относятся, вчастности, вопросы понимания механизмов взаимосвязи элементовсоциокультурныхсуперсистемсоциализацииихментальности),апосредствомидеологическойтакжеихобъективациикультурытипологизацияии(культурнойисследованияидентичности их компонентов.
Данные вопросы раскрываются вследующей части параграфа.1.3.2. Символы и механизм поддержаниясоциокультурного единства в теории СорокинаПеред тем, как перейти от рассмотрения символическоймедиациивмикроанализе межличностного взаимодействия кзначению символических проводников в макроанализе процессовобразования и интеграции социокультурных систем, обратимся к61сопоставлениюпонятия«символическийпроводник»,представленному в работах Сорокина российского периода, иэквивалентов («symbolic vehicle» и «conductor»), содержащихся в егопоследующих англоязычных трудах.В общем виде они являются синонимичными терминами,однако, использование слов «посредник» или «носитель» дляперевода понятия «vehicle», было продиктовано наличием в егоработахтакжеблизкогопозначениютермина«conductor»(проводник).
«Сonductor» используется Сорокиным для обозначенияявлений органической и неорганической среды (физические объекты,свет, цвет, звук и т.д.),которые при наделении их ценностями,смыслами, идеями становятся носителями символического, то есть«symbolic vehicle» [Sorokin 1941, 1943]. Как в русскоязычных, так ианглоязычных текстах Сорокина встречается также равнозначноеупотребление слов «символический носитель» и «символ».Поясним данные заключения. Сорокин использует несколькоклассификаций проводников. В первую очередь он различаетпроводники физические и символические1.
Сорокин вводит, такназываемую, двойную функцию проводников, при определенииэффектов их влияния на протекание социального взаимодействия иего восприятия индивидами. Одни и те же проводники могутвыступать как в роли чисто физических раздражителей, так иносителей определенных психических переживаний. В первом случае1Данное различение подробно описано Сорокиным в «Системесоциологии» (1920), однако именно в «Социальной и культурной динамике» (Т.4.1941) и «Обществе, культуре и личности» (1947) приобретает особое значениепри обращении Сорокина к логико-смысловому методу классификации формсоциокультурной интеграции. Подробный анализ ролифизических исимволических проводников в процессах социального взаимодействия исоциокультурной интеграции представлен в разделе 3.1.
настоящей работы.62речь будет идти о физических проводниках, во втором – осимволических [Сорокин 2008, с. 133 – 134].Сорокин классифицирует проводники-символы по способусимволизации: звуковая (речь, музыка и т.д.); световая, цветовая ипространственная (картины, цвета светофора и т.д.); «предметная»(гербы, флаги, кресты и т.д.); двигательная (мимика, жесты и т.д.). Атакже по степени выражения: одностепенные символы (звуки вслове); многостепенные символы (письменные знаки («символсимвола») – вторая степень, слова в переносном значении – третья ит.д.). [Там же, с. 109, 228 - 231]. Упомянутые разновидностипроводников различаются по физической природе и, вместе с тем, похарактеру рецептивных органов, воспринимающих их1. В следующейтаблицепредставлено описание проводников-символов, а такжесоответствующие формы взаимодействия в зависимости от природыпроводников.Отметим, что представленная в таблице 3 классификацияпредполагает сочетание различных проводников, создавая при этомсложные цепочки социального взаимодействия:Таблица 3.Классификация форм взаимодействия в зависимостиот физической природы символических проводниковв теории Сорокина2Классификация проводников пофизической природе и характерурецептивных органов человекаЗвуковые (речь, музыка)Слова, звуки.Светоцветовые(письменность, живопись)Книги, иероглифы, картины, знаки вгеометрии, цвета флага и т.д.Форма взаимодействия взависимости от природы проводникаНаучная лекция, концерт, исповедь,разговор на рынке и т.д.Чтение письма, создание рисунка,переход дороги на зеленый светсветофора и т.д.1О критическом описание физических проводников и их классификации см.
Зюзев Н.Ф.Философия Питирима Сорокина / Николай Зюзев. – Сыктывкар: Экском, 2004.2Реконструкция (Сорокин 1920, 2008: 137-152, 228-231)63Проведение обрядов, церемоний,особые жесты друзей и т.д.Награждение орденом, поднесение«хлеба-соли», передача денег и т.д.Двигательные(движение человека, жесты)Предметные (вся материальнаякультура, а также люди-посредники)Сорокинотмечает,чтонапрактикевзаимодействиесопровождается сложным сочетанием различных проводников, какпредметно-символических,такитепловых,химических,электрических и проч.
Учитывая особое значение символическихпроводников, Сорокин дает им максимально широкую трактовку,включая все материальные явления, в том числе свет, звук,химические реагенты и т.д. Данную особенность в теории Сорокинаподчеркивает,кпримеру,М.В.Бехтеревв«Коллективнойрефлексологии» (1921), отмечая не вполне удачное использованиеСорокинымслова«проводник»вструктуресоциальноговзаимодействия, под которым Бехтерев подразумевает окружающуюсреду вообще, например, электрическую или звуковую энергию. В егопониманиизнаково-символическаясистеманаиболееточнохарактеризуется как «посредник» коммуникационного воздействия[Бехтерев 1921; 1994, с. 103], играющей немаловажную роль враскрытии законов коллективной деятельности, например, законакомпенсации или замещения, когда какая-либо форма энергии можетбыть замещена другой посредством символизирования.«…Фактически ни пространство, ни время, - пишет Бехтерев, не являются препятствием для взаимодействия между людьми и всеэто благодаря участию тех или других посредников, которыеСорокин, с нашей точки зрения, как упомянуто, не совсем удачноназывает проводниками.
Письмо, книга, телеграммы, завещательныйакт, древняя статуя как передатчик жизни древних, те или иныесимволические знаки и т. п.- все это суть посредники взаимодействия,64а не проводники его, к каковым можно относить среду вообще или туили иную энергию, в частности, например, звуковую, электрическуюи т. д.» [Там же, с.102].Возможно высказать предположение, что данное замечаниебылоучтеноСорокинымиотразилосьвегодальнейшихтеоретических исследованиях, например, в англоязычной работе«Социальная и культурная динамика» (1937-1941), в которой ониспользует, на первый взгляд синонимично, термины «vehicle» и«conductor» для обозначения проводников [Sorokin, 1941: 12-14].Поскольку сам Сорокин не дает эквивалентов на русском языке, а вего работах российского периода используется исключительнопонятие «проводник», то ориентируясь на комментарии Бехтерева,при обращении к его англоязычным текстам мы использовалиследующее соответствие: «посредник», «носитель» - «vehicle»,«проводник» - «conductor».
Внешняя оболочка системы культурныхзначений,определяется термином«vehicle», а ее составляющие,присущие ей физические характеристики – термином «conductor».Социализациясмыслов,материализациейвценностей,различныхнормфизическихсопровождаетсяиихбиологическихпроводниках (conductor), выступающих в качестве их носителей(vehicle),такимобразом,помыслиСорокина,происходит«эмпирическое укоренение» чистые системы значений (культурнаяментальность) [Там же, р. 19, 46-49]. Отметим, что использованиеСорокинымтермина«символическийпроводник»враннихисследованиях, а посредника или носителя («vehicle») в болеепоздних, отличается лишь более детальным отношением к анализусамой структуры понятия.