Диссертация (Теория символического в творчестве П.А. Сорокина историко-социологический анализ), страница 9

PDF-файл Диссертация (Теория символического в творчестве П.А. Сорокина историко-социологический анализ), страница 9 Социология (41024): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Теория символического в творчестве П.А. Сорокина историко-социологический анализ) - PDF, страница 9 (41024) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Теория символического в творчестве П.А. Сорокина историко-социологический анализ". PDF-файл из архива "Теория символического в творчестве П.А. Сорокина историко-социологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Изучение сферы социального символизмарасширяется. Сорокин конкретизирует структурные особенностисимволических проводников и акцентирует внимание на их значениине только в процессах социального взаимодействия, но и в интеграцииценностно-нормативных систем.К этому моменту данный подход реализуется им в изученииприроды социального пространства и времени [Sorokin 1937, 1943,1947],вопросовсоциальноймобильности,социокультурнойинтеграции и динамики (1937 – 1941)1, но именно в «Обществе,культуре и личности» получает более детальное описание.В следующей таблице (Таб.2) представлена реконструкцияключевых положений, содержащихся в данной работе относительно1В исследованиях, посвященных социальному пространству и времени, Сорокин,анализирую различные подходы к изучению данных феноменов в философии,психологии и антропологии, акцентирует внимание на существовании определенныхколлективных представлений, образующих системы пространственно-временныхкоординат.

Представление о статусно-ролевых позициях индивидов и групп, такимобразом, связывается Сорокиным с изучением символической иерархии социальногопространства. Точно также как и социальное пространство, по его мнению, отличается отгеографического, так и социальное время отлично от астрономического и выражается в«социальных феноменах, принятых за референтные точки». В повседневныхвзаимодействиях, зачастую, используется именно такой способ обозначения времени(«вскоре после мировой войны», «зимнее время», «в период поста» и т.д.). Системысоциальныхвременныхкоординатимеюткакширокоераспространение(унифицированные календари), так и локальное (координация действий определенныхгрупп). Изучение вопросов данной сферы социального символизма связываютсяСорокиным с проблемами социологии знания.

Истоки формирования его представленийо механизмах появления символов и их роли в процессах познания содержится в работе«Символы в общественной жизни» (1913), раскрытие данных положений представлено вразделе 2.1. настоящего исследования (См. Сорокин П.А., Merton R.K. Социальное время:опыт методологического и функционального анализа / Пер.

Н.В.Романовский //Социологические исследования. Июнь 2004. № 6. С. 112-119; Zimmerman C.C. Sorokin,the world's greatest sociologist; his life and ideas on social time and change. Sorokin lectures,no. 1, 1968. Saskatoon: University of Saskatchewan, 1968; Горж де ля Ж. индивид иобщество: 60 лет исследований социальной мобильности // Реферативный журнал. Серия11: Социология. 1994.

- N 3. С. 22-24).48взаимосвязисоциальных,культурныхиличностныхаспектовсоциокультурного явления. Единство структуры обеспечиваетсяединством значений, то есть ценностно-смысловой интеграциейидеологической,личностномповеденческойигрупповомсоциокультурных систем.взаимодействие»иматериальнойуровнях,атакжекультурненауровнеТаким образом, «значимое социальное(поведенческаякультура)благодарясвоемусмысловому содержанию, объективированному в символическихпроводниках, поддерживает ценностно-смысловую интеграцию сматериальной и идеологической культурой.

В основании данныхпроцессов находится различение внутренне-психической и внешнесимволической структур, применяемое Сорокиным к изучениюкультурных феноменов, имеющих, по его мнению, два аспекта:«внутренний ("нематериальный", значения и ценности) и внешний("материальнаяоболочка",воплощаемаявпространственно-временном континууме "нематериального")» [Sorokin 1941, р.

12].Таблица 2.Структура социокультурного явления1ОбществоКультураЛичностьуниверсумвзаимодействующихиндивидовуниверсум значений, ценностейи норм, поддерживаемыйвзаимодействиями индивидов исовокупностью символическихпроводников социальноговзаимодействия,объективирующих исоциализирующих этизначения.субъект социальноговзаимодействия• Формы и системыорганизациисоциокультурныхвзаимодействий• Факторы солидарности иантагонизма социальнойсистемы• Интеграция идеологической,поведенческой иматериальной культуры наличностном и групповомуровнях, а также не уровнесоциокультурныхсуперсистем.• Взаимосвязи междусоциальными икультурнымиструктурами иличностным Я,разумом иповедением1Реконструкция по Sorokin P.A. Sociocultural Causality, Space, Time.

Durham, N. C., DukeUniversity Press, 1947. Ch.3, 17.49• Группы и коллективы• Социальнаядифференциация,стратификация и т.д.• Взаимосвязи междуорганизованнымисоциальными группами иинтегрированнымикультурными системами ит.д.• Ментальное развитиеличности и динамикасоциокультурныхструктур• Плюрализм«личностных Я»как отражениегрупповогоплюрализма и т.д.Перед тем как перейти к описанию представленных в даннойтаблице взаимосвязей личностного, социального и культурногоаспектовсоциокультурныхсимволическогоиявленийостановимсянавконтекстекомментарияхтеорииГолосенкоотносительно теоретического обоснования Сорокиным соотношениясоциального и культурного явлений в рамках описания социальноговзаимодействиякакродовогопонятияиглавногопредметасоциологического знания: «Все, что идет от общества к личности иобратно, составляет «социальное», от культуры и обратно –«культурное».

Социокультурное (надорганическое) - единая сфера,подчиняющаяся законам функционирования и развития, единствообеспечивается деятельностью личностей» [Голосенко 1992, с. 20].Однако, Голосенко, отмечает, что возможно зафиксироватьтеоретическуюдетализациюСорокинымнекоторыхчастей«социального» и «культурного» в разные годы его научнойдеятельности.Голосенковыделяетдвапримераподобнойинтерпретации: а) неопозитивистская и бихевиористская в российскийпериод и б) неоидеалистсическая и «интеграционная» в американскийпериод. «В первом случае "культурное", то есть ценности, символы,нормы им признаются только в качестве "носителей" социального,каркаса внешне зримого, доступного наблюдению поведения, вкотором в духе бихевиоризма материальные и духовные стороныбытия отождествляются в едином клубке объективных стимулов»50[Там же, с.

16-17]. Основной акцент при интерпретации предметасоциологии Сорокиным сознательно сделан на «социальном», подкоторым подразумеваются различные формы деятельности, групповаяи внутригрупповая дифференциация. Этим Голосенко объясняеточень сжатое определение предмета социологии в работах Сорокинаэтогопериодакакизучение«сущностисоциальногоилинадорганического явления» [Там же, с. 18].Во второй интерпретации конца 30-х годов под влияниемнеокантианства и феноменологии, пишет Голосенко, происходятизмененияв«Культурное»предыдущейвыдвигаетсятрактовкинапервыйпредметасоциологии.план,носителямиегообъявляются «все биолого-физические предметы через соотнесение сценностью радикально меняют свою природу для человека, выступаяуже частью социокультурного целого, в котором они функционируюткак материальные носители ценности» [Там же, с. 18].

И далее, вкачестве иллюстрации своего заключения Голосенко обращается кследующей цитате из работ Сорокина:маленькийкусочекдеревав«вера трансформирует"чурингу"...без"значения",специфической ценности, скульптура превратится в каменную глыбу»[Там же, с. 18].Позиция Голосенко, безусловно, отражает общую эволюциютеоретических взглядов Сорокина, однако отметим, что во многихаспектах ранней социологии Сорокина 10-20-х годов факторценности, смыслового содержания материальных объектов и актоввзаимодействия являлся также существенно значимым1. Физическийобъект, сам по себе бесценен, отмечает Сорокин в «Символах в1Символические проводники «связывают» культурное и социальное, материальное иидеальное.

Максимальную силу данных связей демонстрируют, к примеру, процессыперехода символа в фетиш, впервые описанные в «Символах в общественной жизни» ираскрываемые в дальнейших англоязычных трудах (см. раздел 2.2. диссертации).51общественной жизни» и последующих работах российского периода,только вступая в роль символического проводника, он «впитывает»,«вбирает в себя» ценность, эмоцию, значение. Благодаря этому оноказывает обратное, рикошетное влияние на психику человека иучаствует в объединении индивидов и социальных групп [Сорокин1913, с.

45; 2008, с. 191].Сорокин уделяет данному факту особое внимание и впоследующих исследованиях, к примеру, в работе 1957 года «Мояфилософия – интегрализм», в которой раскрываются многиеположения «Символов»: «В противовес неорганическим явлениям,состоящим только из одного физико-химического компонента иорганическим явлениям, состоящим из двух компонентов —физического и жизненного — явления культурного мира имеют«нематериальный»компонент«смысла»(какидея,ценность,моральная норма поведения), который накладывается на физическийи/или жизненный компоненты.

Этот компонент смысла радикальноменяет природу неорганических и органических явлений, которую онпронизывает и на которую накладывается. … Без своего смыслакнига, скажем «Республика» Платона, — это всего лишь физическийпредмет (бумага), имеющий геометрическую форму и физикохимические свойства. Кусок дешевой материи, прикрепленный кпалке, благодаря своему смыслу превращается в национальный флаг,символ чести и величия нации, ради которого люди жертвуют своейжизнью и убивают других людей» [Sorokin 1957, Сорокин 1992, с.135].Внимание Сорокина к внутренним смысловым значениямсимволических проводников проявляется на протяжении всей историиразвития теории символического в его работах. В некотором родесимвол является для него одновременного и инструментом и объектом52анализа1.

«…Мысль или, вообще говоря, психическое явление посвоей природе «бесплотно и невещественно», во вне оно можетпоявиться только тогда, когда оно «облачится» в вещественнуюформу. А символ и есть не что иное, как эта вещественная формамысли…», - отмечает Сорокин [Сорокин 1913, с. 28]2. Подпсихическим характером Сорокин понимает именно «сознательные»переживания, равносильные термину «разум».

«…Психику другого вчистом виде мы не можем ни воспринять, ни выявить, авоспринимаем уже нечто не психическое- ее материализованныепроявления, ее символы, внешние акты. Это значит, что безпроводников психика абсолютно не передаваема» [Сорокин 2008,с.92-93].Основным методом исследования явлений взаимодействияСорокин называет «объективный метод, изучающий внешние данныефакты функциональной зависимостиповедения одних людей отсуществования и поведения других», который он дополняет методамисубъективной психологии, в частности «методом интроспекции,обращающейся к анализу психических переживаний людей» [Там же,с. 92-93). По этому поводу Кареев пишет следующее:«Сорокинпрямо вводил в русскую социологию остававшийся ей чуждый"бихевиоризм", но, становясь, следовательно, на психологическуюточку зрения, Сорокин сам стремился устранить из своей науки...1Подобную методологическую особенность в социологии символа отмечает Кармадонов:"символ в своем реально социологизированном видедолжен являться одновременнобазовой теоретической посылкой, а также категорий, единицей, и результатомэмпирического анализа, обеспечивая действительные, а не умозрительные охват ицелостность методологии социологического анализа" (См.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее