Диссертация (Конструирование «Других» в масс-медиа теоретические подходы и методология анализа), страница 9

PDF-файл Диссертация (Конструирование «Других» в масс-медиа теоретические подходы и методология анализа), страница 9 Социология (40947): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Конструирование «Других» в масс-медиа теоретические подходы и методология анализа) - PDF, страница 9 (40947) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Конструирование «Других» в масс-медиа теоретические подходы и методология анализа". PDF-файл из архива "Конструирование «Других» в масс-медиа теоретические подходы и методология анализа", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

В аффективном же - Другой ненесет функцию ориентира, выступая лишь в качестве раздражителя,45средства, а не цели деятельности. Таким образом, четыре идеальных типасоциального действия сопоставимы между собой по характеру установокна Другого и по степени их смысловой осознанности.Методологической основойсоциологииВебера, по мнениюГайденко и Давыдова, выступает «признание другого». Именно с помощьюустановкина«другого»Веберобъясняеттакиефеноменыкаклегитимность, коллективное действие и ожидания [Гайденко, Давыдов,1991]. По Веберу «Другой» существует как нечто всеобщее до тех пор,пока получает признание со стороны индивида, пока тот соотносится сним.

В целом, ориентация на «другого» как отражения некоторой«всеобщей» воли становится общим методологическим принципомклассическойсоциологии,решаяпроблемуиндивидуалистическойзамкнутости.Г. Зиммель, также обращался к онтологическому уровню изучения,рассматривая Другого в качестве основания социального взаимодействия исолидарности, хотя в его концепции наиболее явно просматриваетсямостик от понимания другого как абстракции к социальному типу иконкретным другим. Зиммель, говоря о взаимодействии с Другим,использует категорию «общение», а также подразумевает модусыотношений «Я-Ты», «Я-Оно», что указывает нам на связь его идей сдиалогической рамкой мышления.Как полагает А. Филиппов, Другой для ученого – это социальныйтип.

Согласно Филиппову: «Зиммель не называет "его" человеком, потомучто "человек" — это тип. Не называет и индивидом, ибо как конкретный"вот этот" человек индивид меньше своей уникальности, как мы ее видим.А далее выясняется, что и "мы", те, кто видит, тоже суть фрагменты,зачатки собственной индивидуальности. Восполняет эти фрагменты "взорДругого". Именно "Другой" есть тот "он", кто не способен видеть этифрагменты как нечто несвязанное, но, в свою очередь, и "мы" восполняем46фрагментарность Другого, образуем полноту его индивидуальности»[Зиммель, 1996, с.

527].Зиммель, формулируя проблему Другого как социального типа,проблематизирует при этом механизмы типизации и возможностьсуществования радикальной инаковости. С одной стороны, авторобъясняет, что при взаимодействии люди, прежде всего, стремятся найтитождественное, чтобы понять, обобщить представления о Другом. Это темсамым создает «несколько смещенный образ другого, что обусловлено непросто заблуждениями, связанными с неполнотой опыта, недостаточнойостротой зрения, предрассудками симпатии и антипатии» - это сущностнаяпроблема восприятия инакового [Зиммель, 1996, с. 516].

Отношение кДругому выстраивается исходя из определяемого типа и группы к которойонпринадлежит.Сдругойстороны,какпишетЗиммель,индивидуальность Другого вплетена в его социальный образ и в жизниостается место инаковости (сохранения уникальности индивида), так как«жизнь не полностью социальна» [Зиммель, 1996, с. 517].Механизмы типизации реконструируются в феноменологическойсоциологииА.Шюца.Процесстипизациипонимаетсяимкакигнорирование индивидуальных, уникальных черт, отнесение к единойкатегории по общим признакам, характерным для разных групп людей.Типизация представляет собой преобразование «уникальных людей втипичные функции типичных социальных ролей, проистекающих изтипичных мотивов, нацеленных на достижение типичных результатов»[Schutz, 1956, с. 627].

Отнесение непохожих между собой индивидов кединой категории «Другие» в связи с качеством, или чертой, указывающейнаинаковость,являетсяразновидностьюпроцессатипизации–конструирования Других, причем «все попадающие в такой тип индивидырассматриваются как взаимозаменяемые по данному типизированномупризнаку» [Schutz, 1956, с. 630].47Шюц подчеркивает, что, воспринимая объекты лишь в ихтипичности, мы переносим черты одного объекта на все другие сходныеему объекты и даже индивидуальные черты объекта выступают в форметипичности.

В естественной и повседневной для себя ситуации человекизбегает беспричинной рефлексии и сомнения, погружая себя в полесамоочевидности, известности, поддерживает зону комфорта и порядка,как пишет А. Шюц: «мы понимаем другого, конструируя типичный способдеятельности, типичные, лежащие в его основе мотивы, установки типаличности.

Другой и его действия, недоступные моему непосредственномунаблюдению, объясняются при этом как простые примеры, образчикиданного типа личности» [Шюц, 1988, с. 137]. Таким образом, важноотметить, что в ситуациях повседневного взаимодействия, устойчивыетипывосприятиярациональнойначинаютпроблематизироватьсяинтерпретации,толькоприиподвергатьсяпоявленииособыхобстоятельств, отклоняющихся от обычного, текущего положения дел.Производство «негативного опыта» при взаимодействии с Другимипомещает их в дихотомии «друзья/враги», «мы/они», в свою очередь,необходимые для формирования представлений Я о социальном порядке.Так,появляетсяпонятиячуждостиивраждебности,которыерассматриваются Зиммелем как естественный вид взаимоотношений сДругим, основанный на «потребности ненавидеть и бороться» [Зиммель,1996, с.

505]. Однако другой необязательно противопоставляется иотчуждается, отношение с ним могут выстраиваться и в стратегии«отождествления», «эмпатии», когда он представляется как «другой Я».Как представляется, в концепциях «чужого» Зиммеля и Шюцаабстрактные онтологический и социальный уровни изучения былинаиболее тесно переплетены, и мы еще раз остановимся на их типахчужака чуть позже.Отструктурализма,функционализмаифеноменологическойсоциологии мы перейдем к направлениям и концепциям, в которых48наиболее ярко раскрываются социальные типы внутреннего Другого. Сэтого момента пойдет речь о Другом не просто как абстрактномонтологическом основании общества, а как о социальном типе.Представители символического интеракционизма поднимали всвоих исследованиях вопросы, касающиеся изучения Другого как базовогоэлементасоциальнойсамоидентификации,социализацииивзаимодействия.

Другой был концептуализирован ими, в конечном счете,как воображаемый, т.е. не реальный и не конкретный человек, а некийсобирательный образ, мерило, применяемое индивидами для оценкисоциальной ситуации, управления ожиданиями и впечатлениями, принятияна себя роли других в отношении себя.В качестве известных примеров воображаемых «других» могутбыть названы «значимый Другой», «зеркальное Я», «обобщенный другой».ДанныетипыДругихпоявилисьвпоискахединыхоснованийсоциальности, ответа на вопрос, как соотносится общественное ииндивидуальное. К такому направлению понимания другого можноотнести теории социальной идентификации Ч. Кули и Дж.

Г. Мида,формированияожиданийДж. Тернера,теориюсоциальныхролейГ. Блумера, Т. Шибутани,«управлениявпечатлениями» Э. Гофмана,положения теории социального конструирования реальности П. Бергера, Т.Лукмана.Согласно концепции символического интеракционизма социальноевзаимодействие основывается на самокоммуникации – диалоге с самимсобой и внутренними Другими. Конструируя внутренний диалог3, людивыносят суждения о другом, опираясь на механизмы интерпретации,управления ожиданиями: «разговор с другими учит умению разговариватьс самим собой, учит мыслить, ибо мышление есть, по сути «внутреннийдиалог» [Гофман, 2000, с. 10].

Наше отношение к другому формируетсяТакой внутренний диалог имеет мало общего с диалогом, построенным на взаимодействии среальными другими людьми. Они похожи в той же степени, насколько могут быть схожи людиреальные и воображаемые (идеализированные, типизированные, репрезентируемые).493исходя из субъективных представлений, идеях о нем, а вовсе не из того,что он являет собой на самом деле. Это указывает на ограниченностьвнутреннего диалога, который, в каком-то смысле выступает лишьимитацией диалога подлинного. Однако, тем не менее, данный механизмвзаимодействия с другими описывает как индивиды социализируются,самоопределяются, интерпретируют социальную реальность, предсказываясоциальные ожидания или управляя собственным имиджем.Взаимодействие с другим в символическом интеракционизмерассматривается через призму субъект-объектной парадигмы, котораявыделяет наблюдателя и наблюдаемого, субъективный и объективныйаспекты идентичности индивида - «I» и «me» (Дж.

Мид). Каждый человекформирует собственную идентичность, оценивая личные переживания сколлективной точки зрения, таким образом, то, как человек видит самогосебя («I») является отражением того, что, как ему кажется, думают о немдругие («Me»). Опираясь на концепцию Дж. Мида, можно выделитьразные виды «других» или так называемые стадии взаимодействия сДругим (воображаемым, смоделированным):1. «Значимый другой» – конкретный человек (близкий, родитель)служит простой моделью «другого»4, чью роль индивид примеряет на себя.2.Коллективныйдругой–сложнаямодель«другого»,принимающая в расчет множество других людей, их ролей и ожиданий.3.

Обобщенный другой – воплощение наиболее сложной модели«другого», отражающей крупное сообщество (нормативная модель,социальный тип).Другой понимается здесь абстрактно, исходя из представленийсубъекта, выступая необходимым элементом и средством самоопределенияпоследнего: «обобщенный другой» – это часть собственного «Я»индивида,ноодновременноабстрактныйобразпартнерапоИспользуется слово модель, так как «значимый другой» в свою очередь тоже являетсярезультатом процесса социализации и интернализации различных моделей «других», т.е.продуктом культуры, которая навязывает правила поведения.504взаимодействию, роль которого индивид внутренне принимает, когдаинтерпретирует чужие поступки и совершает собственные» [Социология…1997, с. 60]. Занять роль другого означает мысленно встать на его место5,однако при таком подходе субъекта интересует не сам другой (конкретныйчеловек), а его символический образ – направленный на «меня» взгляддругого [Blumer, 1966].

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее