Диссертация (Конструирование «Других» в масс-медиа теоретические подходы и методология анализа), страница 12

PDF-файл Диссертация (Конструирование «Других» в масс-медиа теоретические подходы и методология анализа), страница 12 Социология (40947): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Конструирование «Других» в масс-медиа теоретические подходы и методология анализа) - PDF, страница 12 (40947) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Конструирование «Других» в масс-медиа теоретические подходы и методология анализа". PDF-файл из архива "Конструирование «Других» в масс-медиа теоретические подходы и методология анализа", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

Именно так, вторая часть оппозиции–«ученица» - становится Другой. Лишение равноценности, отношенияподчинениязапускаютпроцессобъективации,отнимаяуДругойвозможность голоса и тем самым, элиминируя ее.Для лучшего понимания процессов производства инаковости сиспользованием дихотомических противопоставлений Я и Другогоподходит, в частности, таблица (см. таблицу 6 приложения), предложеннаяРози Брайдотти. Список различий мужчины и женщины в ее таблицеупорядочен согласно бинарной логике, где Другой противопоставляется Я,только в качестве Другого выступает женщина (Другая), а Субъектом62подразумевается мужчина. Описание составленное Брайдотти выстроено влогике «критикипредставления об ином, как лишенным ценности»[Брайдотти, 2000, с.

234], при котором Другой понимается через отрицаниеот Я, а женщина автоматически становится воплощением негативнойприродымужчины-субъекта.обесценивается,подчиняетсяТемсамыминаковостьдляслужениямужскойженщинысамости.Субъективность женщины, ее чувственность, телесность эксплуатируютсяи элиминируются, попадая во власть патриархатного дискурса.Будучи объектом репрезентации властного субъекта, образ Другогозависит не от его реальных свойств, а от позиции говорящего, образЖенщины выстраивается от противного, как недостаток Мужского, илиже, как указывает Саид: репрезентации Востока больше зависят от Запада,чем от реального Востока.

Другой выступает только в качестве толчка –первопричиныактаговорения,затемвытесняетсякакненужная,«излишняя часть» [Саид, 2006, с. 37]. Важен в таком случае не сам Другой,а процесс его репрезентации, конструирования, подчинения. В частности,ориенталистский дискурс о котором пишет Саид фактически создаетВосток как Другого путем объективации, экзотизации, генерализации,поляризацииипрочее,чтовсовокупностипредставляетсобой«чудовищный механизм всеобъемлющих дефиниций» [Саид, 2006, с. 246].Ван Дейк справедливо отмечает, что, хотя «дискурс» представляетсобой «просто слова» и не может физически покалечить, тем не менее, ониграет ключевую роль в воспроизводстве неравенства [ван Дейк, 2013].Именнопосредствомвысказыванийпредставителейполитических,медийных, образовательных и научных элит контролируются важнейшиеаспекты повседневной жизни.

Дискурс, формирующийся в результатеобсуждения, основанного на доминировании интересов одних групп изамалчиваниимненийдругих,носитвнешнийизачастуюдискриминационный характер по отношению к «угнетенной» группе.63Критическаясоциология,сосредоточеннаянаразоблачениискрытых в дискурсе властных механизмов определения и угнетенияДругих, представленная работами структуралистов и постструктуралистов,расширеннаяпостколониальнымиисследованиями,иполностьюпересмотренная в концепции деколониализма уделяет внимание не толькоанализу процесса отчуждения, но и проблеме его деконструирования.Г. Спивак в работе «Могут ли угнетенные говорить?» поднимаетпроблему объективации Других, показывая, что дискурс, отрицающийлюбую инаковость, лишает Других способности к артикуляции своихинтересов,выражениюсвоеобразияиформированиюпозитивнойидентичности [Spivak, 1988], а значит и возможностей сопротивлятьсяотчуждению.

Поэтому преодолеть исключение Другого можно тольковернув угнетенным право говорить, показывать, ценить собственнуюинаковость.Такимобразом,конструированиеинаковостиможнообозначить и как процесс создания особого языка, способного возвратитьДругому его своеобразие. Так начинают зарождаться практики письма,изображения Другого, которые выполняют эмансипирующую функцию, засчет обращения к совершенно иной дискурсивной форме. С помощьюприемов деконструкции [Деррида, 2000] и создания таких критическихдискурсов, как феминизм, постколониализм, квир- и крип-теорий,вскрывающих неравенство властных позиций, «радикально Другие»становятся заметными, открывая новые формы выражения собственнойсубъективности и инаковости.Практика разоблачения предрассудков по отношению к иному,действующих в рамках традиционного бинарного мышления, основана навскрытии внутритекстовых оппозиций: рациональное/иррациональное,внутреннее/внешнее, мужское/женское, сознательное/бессознательное – иразработки неиерархичного письма [Деррида, 2000].

Контрдискурсреализуется за счет достижения «свободы от всех речевых норм, от всейустановленной языковой иерархии», когда утрачивают «свою силу64разделения высокого и низкого, запретного и дозволенного, священного ипрофанного в языке» [Бахтин, 1990, с. 521]. В этом смысле полноепреодоление отчуждения в языке невозможно, в результате созданияконтрдискурса достигается лишь его временное исчезновение. Важнопризнать, что существуют Я и Другие (их много и они равноценны): «Недолжно быть общей логики различения, организованной в формеоппозиций господства-подчинения.

Различение должно открывать намвеер новых отличий» [Cixous, 1986, с. 208]. Бинарность не востребованатам, где признается полисемия дискурса, его политекстуальность[Усманова, 2001].Понимание процесса производства инаковости как высвобожденияДругого основывается на субъективном «несогласии на универсальное»[Седжвик, 2002]. В рамках этого направления критикуется сведение иногок единому, так как «дуалистический способ мышления задает бинарныеразличия лишь для того, чтобы упорядочить их в соответствии сиерархической шкалой властных отношений» [Брайдотти, 2000, с. 228].Развитие категории радикального другого, его концептуализация какотличного от большинства, но не чуждого, т.е., не вступающего впротиворечие, стало возможным только в идеологии плюрализма,признающей различия и многообразие.Радикальный контрдискурс не ищет сближения с враждебныммиром, ищет себя в аутентичности (к примеру, женское, африканскоеписьмо).

В этом случае зачастую основой для производства инаковостивыступает фольклор - народные предания, легенды, мифы, как оружиеполитической борьбы против внешней зависимости [Ерасов, 1972, с. 156].КрометогоколонизуемыеДругиемогутвынужденноприниматьнавязываемые культурные нормы и адаптироваться к ним, избегая, однако,безвольного подражания образцу или растворения в доминирующейкультуре, используя прием, который Х. Баба называет «мимикрией». Впроцессе этого создается нечто вроде «куклы», которая лишь играет в65подчинение, пародируя стереотипы о Других, причем гипертрофированно.[Bhabha,1994].Другойпример–созданиедвунаправленногоконтрдискурса, который делает возможным использование критики вадрес, как колонизаторов, так и самих угнетаемых, за их молчание ипассивность. В нем могут сохраняться бинарные оппозиции, пейоративныевысказывания, объективация Других.

Цель двойной критики, не простовскрыть негативные образы, но и заставить тех, кто терпит произволугнетателей, действовать, говорить, вызвать желание бороться.СогласноЮ.Кристевой,Другойвпроцессепроизводства«радикальной» инаковости должен быть готов не просто «взламывать»дискурсы подчинения, но и полностью отвергать общепринятые нормы,подчеркивая свою абсолютную инаковость «радикальным жестом»[Кристева, 2003, с.

28]. Признание себя радикально Другим означаетпринятиеуникальностиподчеркиваниеих,иинеповторимостидажеболеетогособственных–требованиеразличий,принятьальтернативные нормы «другости» в качестве универсальных — «впротивоположность постмодернистским стратегиям антиуниверсалистскойтолерантности к частному и частичному» [Кристева, 2003, с. 29].По мнению Э. Сиксу, достижение радикальной инаковостивозможно, через описание «мужского» и «женского» в рамках разныхлогик, подчеркивая, а, не стирая свойственные тем и другим различия.Суть подчеркивания «инаковости» в концепции женского состоит в«доведении различия до крайности, в сверхсексуализации его встратегических целях» [Брайдотти, 2000, с.

221]. Такой стратегиипридерживаются некоторые современные феминистические движения,которые целенаправленно подчёркивают инаковость, используя для этогорадикальное отличие женского тела. Идеология движений базируется напредставлении о том, что стратегия сексуализации женской инаковостиобладает эмансипирующим потенциалом, который позволяет привлечь66внимание к практикам угнетения и отчуждения женщин вследствие ихнепохожести [Ярская-Смирнова,2001].Как мы можем видеть, новые практики аргументации и программымышления о Другом в социальной мысли интертекстуально связаны спубличной и повседневной сферами жизни [Кристева, 1993; Саид, 2006;Bhabha 1994] и напрямую оказывают влияние на масс-медиа стратегииконструирования инаковости и Других. На появление и распространениеосвобождающих практик репрезентации групп Других влияют также вцелом политические и идеологические контексты, например, идеимультикультурализма и инклюзии или процессы борьбы за равенство иэмансипацию.Итак, возникшие во второй половине XX и XXI в.

критические,постмодернистские, постколониальные и деколониальные исследованияоткрыли новые способы мышления и говорения о Другом и инаковости.Рассмотренные в данном параграфе идеи критических подходов внаибольшей мере повлияли на оформление современных эмансипирующихпрактик конструирования Другого. Их главным вкладом стало отрицаниенормализации или необходимости сведения различий к тождественности,признание множественности, многоголосия, многообразия Других иценностиихинаковости.ФеноменДругогоприобретаетстатусцентральной категории в процессе обнаружения и деконструкциидискурсов угнетения. В критической социальной теории начинаютпроблематизироватьсяпроцессыотчужденияДругих,самДругойрассматривается как конструкт, продукт социокультурной репрезентации,специально создаваемый образ за производством которого, скрытыотношениянеравенстваивластногоконтроля.Такимобразом,проблематика Других сдвигается в сторону изучения реальных групп,политики их репрезентации и процесса производства инаковости.***67Подведем итоги первойглавы.

Мывыяснили, что корнисоциологического понятия Другого уходят в философию. В целом,эволюцию понятия можно представить в виде поворотов от абстрактнологическихкатегорий«других»ксоциологическимконструктам«обобщенного другого», «чужака», «маргинала», а затем уже и кконкретным группам Других. Каждый такой поворот сопровождаетсясущественной трансформацией постановки вопроса о Другом и обинаковости, что приводит к значительным изменениям не только внаучной теории, но и в практике.Разные философские рамки мышления и перспективы пониманияинтерсубъективности повлияли и на теоретико-методологических подходыи методы изучения Другого в социологии. Так, в определенныйисторический момент в социальной теории происходит переход отнейтрального понимания любого «другого» как базового элементасоциальности, к критическому осмыслению «Другого» как специальнотематизированной категории для изучения неравенства, репрессивныхдискурсовимеханизмовотчуждения.Рефлексивныйповороткконкретным группам Других внес значительные коррективы и вэмпирические методы исследования, способствовал изменению этическихпринципов социальных наук.Главной задачей данной главы было проследить теоретикометодологические основания, чтобы понять какие схемы аргументации,элементы дискурса позволили возникнуть современным практикамрепрезентацииДругого.Вовторомразделедиссертационногоисследования, полученные результаты будут использованы для разработкитеоретико-методологическогоподходакизучениюпроцессовконструирования Других в медиа.

Будет осуществлена попытка показатькак в пространстве медиа возможен подлинный культурный диалог сдругими без подчинения или исключения инаковости. Мы попытаемсяоценить, существует ли возможность слышать в медиа голос Другого или68возможна только симуляция диалога и его принятия, путем созданияположительных образов. Мы покажем какие схемы мышления, пониманияи говорения о Другом создают почву для приятия инаковости и длявозникновения «пространства между» (М.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее