Диссертация (Личностное развитие в период перехода от детства к взрослости в различных условиях социализации (в семье и вне семьи)), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Личностное развитие в период перехода от детства к взрослости в различных условиях социализации (в семье и вне семьи)". PDF-файл из архива "Личностное развитие в период перехода от детства к взрослости в различных условиях социализации (в семье и вне семьи)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Важное условие полноценного развития личности —гармоничные отношения с обществом в процессе социализации ииндивидуализации.Э. Эриксон считал, что взаимодействие процессов социализации ииндивидуализациипроисходитчерезмеханизмсоциальнойиперсональной идентичности. Он выступал против идеи о предзаданности ипредопределенности(биологическоенаследование)характеристикличности, и против идеи тотального влияния среды.
Эриксон говорил отом, что кроме среды, окружающей человека, существует среда,находящаяся в человеке, по отношению к которой человек выстраиваетсвое «Я». Идентичность формируется и развивается только при условиивзаимодействия объективных и субъективных факторов (биологические,социальные и психические процессы) [Эриксон, 1996, с.13]. Периодперехода от детства к взрослости (12–20 лет), в этом процессе являетсяключевым, это один из самых важных в жизни моментов выбора «междупрогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой», когда человеквыбирает между двумя альтернативными фазами решения возрастных иситуативных задач [Там же, с.11].В отечественной психологии о взаимодействии социализации ииндивидуализации говорит В.С.
Мухина. Для объяснения она используетпонятия идентификации и обособления, которые находятся одновременнов единстве и противоположности, и являются основными механизмами,32содействующими этому единому процессу. Посредством идентификации(механизмсоциализации)индивидприсваиваетвсестороннюючеловеческую сущность, самоотождествляясь с другим человеком илигруппой [Мухина, 2003, с.94]. Обособление (механизм индивидуализации)являетсямеханизмомотстаиванияиндивидомсвоейчеловеческойсущности и характеризуется стремлением выделиться из общего, осознатьсвою собственную нерасторжимую целостность и индивидуальность.
Обамеханизма действуют на эмоциональном и когнитивном уровнях, это«единый механизм, развивающий личность и делающий ее психологическисвободной» [Там же, с.107].Идентификация—обособлениеипроизводныеотних(конформность — самостоятельность и др.) проявляются в специфическихсоциальных ситуациях и ведут к развитию определенных личностныхкачеств [Мухина, 2003, с.108]. Этот сложный и противоречивый процессимеет свои особенности в каждом возрасте. В отрочестве (13–16 лет)подросток испытывает с одной стороны потребность в идентификации сосверстниками и кумиром, а с другой — потребность обособиться отдругих.
В этот период развитие идет в двух направлениях: стремление косвоению и овладению социальным пространством и стремление крефлексии своего внутреннего мира, попытка осознать свое место в мире[Мухина, 2006]. В юности (с 17 до 21–25) механизм обособления наиболееярко выражен, человек стремится осознать себя как уникальную инеповторимуюличность,прикоснутьсяксвоемубезграничномувнутреннему потенциалу.
Процессы идентификации и обособлениястановятсянеоднозначнымиисложными:этимеханизмымогутфункционировать в высшей степени как отдельно друг от друга, так и вовсех возможных взаимодействиях [Там же].СточкииндивидуализациязренияД.И.выступаютФельдштейна,как«неразрывносоциализацияивзаимосвязанныекомпоненты единого процесса личностного развития, определенный33уровенькотороголичности,порождаетсознательносамодетерминацию,организующейсвоюсамоуправлениесобственнуюжизнь»[Фельдштейн, 2009, т.1, с.264]. В концепции поуровневого социальногоразвития он говорит о том, что человек овладевает общественным опытом,присваивая его, делая его своим индивидуальным достоянием в процессесоциализации, и в этом же процессе он приобретает все большуюсамостоятельность, относительную автономность, т.е.
происходит егоиндивидуализация [Там же, с.222]. Индивидуализация это неизбежныйрезультат, оборотная сторона социализации, и наоборот.Согласно Д.И. Фельдштейну, в подростковом возрасте (10–15 лет)индивид движется по линии индивидуализации, проявляющейся в позиции«Я и общество» через осознание себя субъектом общественныхотношений, стремление проявить, а иногда и противопоставить себядругим, получив от них признание своей самостоятельности [Фельдштейн,2009, Т.1, с.139].
Возраст 15 лет — это итог накопления элементовсоциализации–индивидуализации. В период с 15 до 17 лет движение идетпо линии социализации, проявляющейся в позиции «Я в обществе» черезосвоение социального опыта, рефлексию своих действий, утверждениепозиции «Я» среди других [Там же, с.158]. Возраст 17 лет являетсяузловым или поворотным рубежом, когда происходит качественный сдвигв развитииличности.Преобразованиепроцессов социализации ииндивидуализации происходит под влиянием становления человека каксубъекта, что накладывает отпечаток на характер взаимодействия этихдвух процессов и способствует их интеграции.Е.Б.Весна,вследзаД.И.Фельдштейном,разработалаиэкспериментально проверила на подростках и юношах концепциювзаимодействия социализации–индивидуализации как двух равноправных,равноценных сторон единого процесса духовного развития личности.
Вдокторской диссертации [Весна, 1998] автор доказала, что гармоничноевзаимодействие социализации и индивидуализации является необходимым34основанием и движущей силой развития целостности «личность–индивидуальность». Социализация, с точки зрения исследователя, естьпроцесс включения социальных норм в субъективное поле личности, ихинтериоризация. Индивидуализация — процесс, включающий в себяосознанный отказ от следования норме, предполагающий обособление,обращение к индивидуальному неозначенному знанию (интуитивацию), иозначивание образа с целью его передачи, включения в социальное знание—экстериоризацию.Степеньвзаимодействиясоциализацииииндивидуализации разная на разных ступенях онтогенеза.
Если в раннемдетстве линии социализации и индивидуализации обладают относительнойавтономией, то по мере развития человека как субъекта, они вступают вовсебольшеевзаимодействие.Особеннояркоэтопроисходитвподростковом возрасте, эти линии не только наиболее интенсивноразвиваются, но и осуществляется их оптимальное взаимодействие,результатом которого являются новообразования.В.А.
Петровский рассматривает взаимодействие социализациииндивидуализацииперсонализации.какединыйРазвиваяидеипроцесс,А.В.объединяемыйПетровского,онактомописываетвозрастное развитие в виде чередования звеньев онтогенеза: первичнаясоциализация (подростковый возраст) — индивидуализация (юношескийвозраст) — интеграция (взрослось) [Петровский, 1996, с.138; 2010, с. 266].При этом внутри каждого звена идет чередование фаз личностногоразвития,которыеестьвсвоеобразномединствепроцессуальнонаполненные основные «цели», «средства», «результат (источник)»жизнедеятельности человека. За счет их взаимопереходов порождаетсяиндивид в качестве субъекта и персонализация (особая форма активностичеловека, потребность и способность быть личностью) — эти два процессазамкнуты на себя,возвращаются к себе по «кольцу самоподражания»[Петровский, 2010, с.254–255]. При этом человек не только присваиваетопыт других людей, но творит и направленно транслирует «новации35собственного опыта другим индивидам» [Там же, с.250], тем самымпродолжая себя в других.
В звеньях онтогенеза фазы личностного развитиясодержательно специфичны и инвариантны [Там же, с.262].Особый интерес представляет описанная В.А. Петровским модельразвития личности в период перехода от детства к взрослости, в которойчередуются фазы личностного развития. Автор считает, что источникомличностно образующей формы активности является противоречие междудвумя «Я» субъекта: «Я в собственных глазах» и «Я в глазах Другого» или«Я иммерсивное» (это не ожидаемая оценка другим, а уже существующая,погруженнаявнепосредственновосприятиеимдругихлюдейпереживаемая).самимПоследняяиндивидомявляетсяиособойрегулятивной функцией по отношению к организации собственнойактивности человека.
Это непосредственно связано с персонализациейличности.Начиная с подросткового возраста, в связи с действительнымипроблемами персонализации (потребностью быть личностью), состоящимив трудности трансляции себя другому, особо остро обнаруживаетсянесовпадение эти двух Я субъекта, в связи с чем появляется цель —преодолеть это противоречие, быть значимым другим для значимогодругогочерезопределённыесредства–деятельностныйикоммуникативные акты, (например, идентификацию) осуществляемые внаправлении удовлетворения ведущих побуждений человека. Результатоми одновременно источником на новой фазе развития является достигнутыйуровень преодоления оппозиции «Я собственное» и «Я иммерсивное», какитоговая характеристика развития личности на определенной фазеонтогенеза [Петровский, 2010, с.265].В подростковом возрасте противоречие, как источник развития,обнаруживаетсямеждусобственнымипредставлениямиосвоейпотенциальной значимости как субъекта и воспринимаемой им оценкойсвоего личностного потенциала другими людьми.
Они не совпадают, и36тогда у подростка возникает внутренний импульс это изменить (цель):актуализируется потребность персонализации через идентификацию(средство) с признанными и значимыми в его окружении людьми (по егомнению). Это могут быть те, кто способен оказывать влияние наподростков,субъективномприэтомпланеневажноэтапозитивноепотребностьиливыступаетнегативное.какВмотивацияобщественного самоутверждения личности.Вюношескомвозрастенеперсонализированности»,возникаетсамоопределения«кризисличности.Новымисточником роста выступает противоречие между «Я уникальным» и «Язаурядным», что порождает новую цель — персонализироваться взначимых других своим несходством с ними.
Средством или путемразвития здесь является, по мнению В.А. Петровского, осознание себя всвоей исключительности и непохожести. Как результат этого «индивид нетолько переживает свое Я как особенное, отличающееся от всех других, нои чувствует себя в какой-то мере отчужденным от значимых других»[Петровский, 2010, с.267].При переходе к новому этапу развития(взрослость) противоречие между «Я в себе и для себя» и «Я в другом идля другого» вопроизводится вновь, но уже в форме «противоборства«экзистенциального» и «отчужденного» Я» [Там же, с.268].Рядом авторов [Асмолов, 1996; Кон, 1984; Слободчиков,1991;Леонтьев, 2013 и др.] индивидуализация понимается, как продолжениесоциализации.ТакИ.С.Конвыделялтриосновныхподходавтрадиционной психологии к изучаемой нами проблеме: биогенетическаяориентация полагает развитие человека, как и всякого другого организма, впроцессе онтогенеза с его основными закономерностями, стадиями исвойствами; социогенетическая ориентация ставит во главу угла процессысоциализации,научениявширокомсмысле;персонологическаяориентация считает, что основу развития личности составляет творческийпроцесс формирования и реализации ее собственных жизненных целей и37ценностей [Кон, 1984, с.167–168].
И.С. Кон в своих исследованиях отмечалактуальность их взаимодействия, но считал, что «развести» эти модели поразным«носителям»(организм,социальныйиндивид,личность)невозможно, ибо это означало бы жесткое, однозначное разграничениеорганических, социальных и психических свойств индивида» [Там же,с.168]. При этом исследователь отметил, что «соотношение генетическизаданного, социально воспитанного и самостоятельно достигнутогопринципиально неодинаково у разных индивидов, в различных видахдеятельности и социально-исторических ситуациях» [Там же].Системныйисторико-эволюционныйподходА.Г.Асмоловаиспользует схему системной детерминации развития личности, в которойбиологическое в личности является предпосылкой, социальная среда —источником, а целенаправленная деятельность — основанием и движущейсилойразвитияличности,посредствомкоторойпроисходитпреобразование природы, культуры и человека [Асмолов, 1996].