Диссертация (Динамика инволюции качеств бездомного человека), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Динамика инволюции качеств бездомного человека". PDF-файл из архива "Динамика инволюции качеств бездомного человека", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
69]. Из этого следует, что мировоззрениебудет в меньшей степени подвержено искажению и защитам, чем Яконцепция, однако при этом оно будет отражать глубокие и интимныеценностно-смысловые ориентации личности. От развитости личностизависит структура ее ДСС, она может быть многоуровневой,разветвленной, связанной между собой и продуманной, либоодносложной, бессвязной и простой.Леонтьев Д.А.
выделяет несколько аспектов, лежащих воснове осмысленности жизни, которые могут быть измерены, приэтом являются значимыми характеристиками смысловой сферыличности [Леонтьев Д. А., 2006]. Этими компонентамиосмысленности жизни являются: цель в жизни, процесс жизни,результативность жизни, локус контроля Я и локус контроля Жизнь.Цель в жизни – это компонент, куда входит, прежде всего,целеустремленность человека, его ориентированность на будущее,наличие временной перспективы.В компонент «процесс жизни или интерес и эмоционтальнаянасыщенность жизни» входит удовлетворенность жизнью внастоящий момент, отношение к процессу жизни как интересному,насыщенному эмоционально.«Результативность жизни» – это компонент, отвечающий заудовлетворенность самореализацией личности, оценка пройденнойчасти жизни как продуктивного и осмысленного или наоборот.В компонент «Локус контроля – Я» входит представление осамом себе как о личности, имеющей выбор, обладающей силойконтролировать свою жизнь и строить ее в соответствии со своимипланами и смыслом.«Локус контроля – жизнь» - это компонент, отвечающий запредставления о том, что человек в принципе может контролироватьсвою жизнь и принимать решения, воплощать их.Исходя из всего вышесказанного, нами будет поставленызадачи по изучению мотивационной структуры и динамическойсмысловой системы и смысложизненных ориентаций бездомныхлюдей, что позволит нам дать развернутую характеристику личностибездомного человека и ее направленности, мировоззрения итенденций развития.56Нам видится важным уделить человечности отдельное место.Это связано, во-первых, с тем, что она является одной из основсовременного общества, сопровождает его на протяжении всегоэволюционного развития, играя при этом одну из ключевых ролей.
Внашем исследовании мы постараемся проанализировать качествабездомных людей с точки зрения человечности, так как, как мы ужеговорили, мы считаем, что выживание человека в тяжелых жизненныхситуациях актуализирует природные механизмы поведения и в этотпериод можно говорить как бы о «расчеловечивании» личности.Однако на данный момент фактически нет работ, подтверждающийэтот факт.Разберем более подробно понятие человечности, ее появленияв обществе и качества, в которых она проявляется сегодня. Ключевыммоментом в появлении человечности стало осознание человекомдобра и зла.
Зло появилось в мире раньше добра, добро же создаетсяусилиями людей [Шадриков В.Д., 2003, с. 74]. Появление морали впервобытном обществе связано с помощью людей друг другу во имявыживания группы. Эта помощь, как пишет В.Д. Шадриков, еще недобро, но предпосылка к нему [Шадриков В.Д., 2003, с.75].Следующий важный момент – это осознание человекомсамого себя и своей уникальности по отношению к уникальностямдругих. Вместе с этим человек начинает осознавать и страданиядругих, из-за чего появляется сострадание, что есть побуждение кдобру. Появляются моральные формы поведения, а за ними –моральные качества индивида.Усвоение морали общества, как мы уже писали, можетпроисходить 2 способами: на уровне правил, которым надо следовать,и на уровне личностной значимости, ценностном уровне. И есличеловеком, при совершении нравственных поступков, руководитугроза наказания, то он будет совершать эти поступки, пока онареальна.
Еще одним, важным на наш взгляд моментом, являетсяличная выгода из нравственного поступка, совершенного поотношению к другому человеку. Является ли этот поступокнравственным по внутреннему содержанию, если ведущая мотивация– это личное счастье, а не счастье другого.57У духовности существует несколько источников. О первом изних мы уже сказали – это осознание человеком самого себя иотделение от других людей, при этом личные качества проявляютсяпо отношению к другим людям, которые могут выступать какдобродетели, проявление любви к ближнему, тогда они есть источникдуховности.Еще одним источником духовности является труд.Духовность труда проявляется в отрыве от конкретных потребностей,от бытия, в проявлении того, что способен совершить человек вовремя наивысшего подъема собственных творческих возможностей.Человечность – это в первую очередь атрибут группы, а неодного человека, именно во взаимодействии с такими же людьмипроявляется человечность конкретной личности.Если приблизиться непосредственно к проявлениючеловечности в конкретной личности, то можно сказать, что онапроявляется в симптомокомплексе ее качеств, определяющихотношение этой личности к другим в действиях и поступках,характеризующихся с позиции добра и зла [Шадриков В.Д., 2003, с.194].В.Д.
Шадриков в своей книге «Происхождение человечности»приводит 12 классов основных качеств современного человека. Срединих: отношение к Богу, к другим людям, интеллектуальные качества,отношение к труду, борцовские качества, отношение к богатству,стремление к добру, отношение к Родине и государству, волевыекачества, эмоциональные качества, отношение к себе, свободолюбие[Шадриков В.Д., 2003, с. 186]. Мы не будем приводить здесь этикачества, однако они будут приведены в следующей главе длясравнения качеств бездомных людей, полученных в ходеисследования с приведенными в книге, для приближения кпониманию человечности или «расчеловечивания» бездомных людей.Духовность, помимо всего вышесказанного, связана смотивацией и ценностями. Важнейшей ценностью, порождающеймотивацию, является вера.
Это вера в Бога, в человека, в идею, вдобро, в кумира, лидера или героя. Второй, такой же важнойценностью является любовь: к Богу, к женщине или мужчине, котечеству.58Нами будут выделены и проанализированы качества личностибездомного человека, связанные с духовностью и человечностью всопоставлении с качествами, приведенными В.Д. Шадриковым, атакже наличие или отсутствие духовной мотивации и место духовныхценностей в иерархии ценностей бездомных людей, а также ихизменение с увеличением стажа проживания на улице.591.5.
Социальная идентичность и социальные ролиРубинштейн С.Л. писал: «…понятие наличного бытиячеловека (Dasein, Existenz) в каждый данный момент его жизни можетбыть определено, понято только через его отношение ко всемусущему. Отношение наличного бытия человека в каждый данныймомент его жизни к его будущему опосредствовано его отношением вкаждый данный момент ко всему сущему: материальному иидеальному, ко всему порожденному предшествующим развитиемчеловечества - науке, искусству и т. д. Таким образом, жизнь человекавступает во взаимодействие с жизнью человечества, воплощенной впродуктах деятельности человечества, народа, общества. Отсюда изотношения человека к миру и к человечеству вытекает и отношениечеловека к жизни и смерти, как бытию и небытию, отношение кпрошлому и будущему, и конкретно - к переходу от одногообщественного строя к другому.
Отсюда вытекает и постановкапроблемы свободы и необходимости; свобода понимается не каксвобода от всего, недетерминированность вообще, а как свобода поотношению к конкретным условиям, наличному бытию, даннойситуации» [Рубинштейн С.Л., 2003, с.50].Личность, существующая в среде и взаимодействующая сдругими людьми в ней, детерминируется этой средой, интериоризируяв процессе взаимодействия ценности и нормы данного общества,постепенно развиваясь в нем, проходя при этом процесссоциализации.Социализация — это процесс становления личности, во времякоторого происходит усвоение различных образцов поведения,установок, норм и ценностей, навыков и знаний, благодаря которымфункционирование в обществе становится наиболее успешным.Социализация – это процесс, происходящий на протяжениивсей жизни человека. В процессе социализации личность усваиваетнакопленный человечеством социально значимый опыт в различныхсферах жизни,благодаря которым становится возможнымисполнение социальных ролей.60В.
Н. Мясищев писал, что система общественных отношений,в которую включается личность на протяжении всей своей жизни,формирует ее индивидуальные отношения ко всей окружающейдействительности [Мясищев В.Н., 1995].Система отношений личности к миру и самому себе является,по мнению В. Н. Мясищева, одной из наиболее значимыххарактеристик личности.
Отношение является одной из формотражения окружающей личность действительности. И еслипроисходит изменение положения человека в обществе, смена роли,это неизменно влечет за собой изменение отношений личности кразличным сторонам жизни.Для изучения, как мертвой, так и живой природы необходимоих рассмотрение в процессе взаимодействия с окружающей средой.Это касается и человека, который, пишет В.Н.
Мясищев, познается всоотношении с окружающим миром.Если завершить нашу модель в предыдущем разделе, тополучается, что личность с ее мотивацией и смысложизненнымиориентациями находится в вакууме. Что в корне неверно, так какличность – есть продукт общества, то есть среды, в которой онанаходится. Поэтому для полноты картины нам необходимо добавитьпоследний элемент – среду, в которую погружена личность с еевнутренним миром.Б.Г.