32. Этика Канта (Билеты и ответы 2015-го года)
Описание файла
Файл "32. Этика Канта" внутри архива находится в следующих папках: Билеты и ответы 2015-го года, _2015. Еще билеты. PDF-файл из архива "Билеты и ответы 2015-го года", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Основным законом (принципом) этики Кант провозгласил категорический императив –нравственный закон, т.е. внутреннее повеление, которое должно быть формальным. Одна изформулировок: «Поступай так, чтобы человечество и в твоем лице и в лице всякого другого всегдарассматривалось тобой как цель, но никогда только лишь как средство».
Категорическийимператив имеет характер не только ограничения собственного эгоизма, но и самоограничения,чтобы не разрушить человеческое общество.Способность человека поступать морально, т.е. без всякого принуждения исполнять свой долг,говорит о реальности свободы. Категорический императив: «Поступай так, чтобы максима твоейволи могла стать основой всеобщего законодательства». Т.о. идеи Бога и бессмертия души,теоретически не доказуемые, имеют практическую значимость. Поскольку человек нуждается вподдержке своего выбора в пользу морального поведения. Мы не потому моральны, что верим вБога, а потому верим в Бога, что моральны. Создал нравственное и моральное доказательствоБога: Советь – голос Бога в человеке – следовательно Бог существует.Разум теоретический – его анализ.
это пропедевтика (от греч. «обучаю предварительно»)Разум практический – воление, нравственное действие. Философскую этику нельзя «повесить… наничто на небе…».Принципы воли – категорический императив, нравственный закон. Воля – способность определятьсебя сообразно представлениям о законах природы и законах свободы.Законы природы – царство слепой необходимости, эти законы познаваемы, а наступающиесобытия предсказуемы.
Иное дело – законы свободы, разума, социальной жизни. Воляавтономна. Абсолютно несвободный эмпирический субъект, включенный в цепь природныхпроцессов, абсолютно свободен в качестве умопостигаемого субъекта. Каждое разумноесущество, обладающее волей, обладает и идеей свободы. Категорический императив жизни:«Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщегозаконодательства».Человек живет лишь из чувства долга, не потому, что находит какое-то удовольствие в жизни.Долг коренится в априорной структуре практического разума. Бог, бессмертие души – условия,при которых умопостигаемый субъект может мыслиться свободным.
Нравственное поведениечеловека возможно постольку, поскольку он не имеет реального знания о бытии бога, опотустороннем воздаянии.Кант выводит человеческую способность автономно определить свою волю из того, что человек –это существо, которое преобразовало свои естественные стремления. Кант выступает противистолкования человека как пассивного создания природы.Основным проявлением свободы считает самоограничение собственного произвола, уважение ксвободе остальных.Согласно его формуле автономии, связь между стимулом и поведением не имеет характерапрямой зависимости. Отличие автономно мотивированного поведения от поведения,определяемого внешними причинами, является отличием между человеческим и животнымуровнями жизни. Кант этим обосновывает высшую онтологическую ценность человекаотносительно природы.
Как существо, способное к автономной мотивации, человек является«целью в себе», тогда как остальные животные суть лишь простые «средства».Поведение человека, согласно нравственному закону, мотивируется тем, что другие,относительно которых я действую, проявляют такую же автономию, как и я, или что они являютсяцелями в себе, но ни в коем случае не средства ля деятельности кого-то другого. Поэтомуформула категорического императива, которая предписывает содержание моральногоповедения, звучит так: «поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и длядругого, всегда как цель и никогда лишь как средство».Нравственный закон – это закон внеэмпирический, т.е.
мы знаем о нем априори..