31.Теория познания Канта (Билеты и ответы 2015-го года)
Описание файла
Файл "31.Теория познания Канта" внутри архива находится в следующих папках: Билеты и ответы 2015-го года, _2015. Еще билеты. PDF-файл из архива "Билеты и ответы 2015-го года", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Иммануил КАНТ (1724-1804), всю жизнь провёл в Кенигсберге.Два периода: докритический (1746-1770) и критический (с 1770).Докритический период:Вместе с Лапласом создаёт концепцию о возникновении Солнечной системы из газопылевогооблака и другими вопросами естествознания. Учение о приливном трении.Мир представляет в состоянии простейшего хаоса, а порядок в природе объясняет 2фундаментальными силами – притяжения и отталкивания. Природа не терпит пустоты. Мирстремится к самоуничтожению, и как только мир уничтожается, то где-то во вселенной новый мирвозникает.2 проблемы - проблемы органической жизни и начала мира.
«Дайте мне материю, и я покажувам, как из неё мог возникнуть мир». Возникновение жизни – сложнее, нельзя объяснить назаконах механики. Материя подчиняется определённым законам, ведущим материю ксовершенству. Бог – сущность всех сущностей. Природе развивается сама, но направлениеразвитие задаётся Богом. Мир состоит из атомов, но они соединяются не случайно (Лукреций), апо законом, за которыми стоит Бог.Критический период.К 18 веку науку стали отпочковываться от философии, и поле деятельности философиистало сужаться. Философия не даёт никакого позитивного знания, её предмет высосан из пальца.Критика: 1) точное установление познавательной способности и 2) исследование граництеоретического и практического разума.
18 век, по его времени, век критики.Критика чистого разума - не критика философских систем, не книг, а критика способностей разума.Не знания должны соотноситься с предметами, а предметы со знаниями. Надо ограничить знанияи освободить место вере, то есть мы можем принять на веру существование вещеё вне нас. Мыдопускаем существование мира до того, как он нам дан в чувственном восприятии.1.Наличие априорных знаний (то есть знаний, не зависящих от всякого опыта), главнымипризнаками являются необходимость и всеобщность: все положения математики, что всякоеизменение должно иметь причину. Все наши суждения могут быть либо аналитическими(утвердительные суждения, в которых связь предиката с субъектом мыслится через тождество,«объясняющие»: все тела протяжённы), либо синтетическими (тоже, но без тождества,«расширяющие»: все тела имеют тяжесть).2.Мы всегда имеем всегда дело только с явлениями, а они сами относятся к чему-то,отличному от этих явлений.
То есть они предполагают наличие «вещи-в-себе», которое являетсянам. Есть феномен – вещь-для-нас и ноумен – вещь-в-себе. А поскольку вещи-в-себе могут статьнам известными только так, как они на нас воздействуют, то мы никогда не можем знать, что онитакое сами по себе. Мы изучаем только их воздействие на нас.Как возможна чистая математика. Математика имеет отношение к нашим чувственнымвосприятиям.
Геометрия и арифметика имеют свои основания в пространстве и во времени, апоследние – необходимая форма чувственности, то есть R3 и t – не атрибуты материи, а способнашего восприятия этого мира. Пространство охватывает все вещи, которые даны нам вощущениях. Время – тоже условие человеческого восприятия. Во всех суждения, которыерасширяют знание, связь сказуемого с подлежащим не аналитическая, а синтетическая.Утверждение «прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками»: понятие прямизнысинтетически присоединяется к понятию кратчайшего расстояния.
Условием такого синтезаявляется чувственное представление, а представление пространства не может бытьпредставлением пространства эмпирического, то есть таким, каким каждый из нас еговоспринимает, так как иначе истины геометрии не имели бы универсального всеобщего значения.Речь не о персональном, эмпирическом пространстве-времени, а об идеальном пространстве,которое и есть априорная форма чувственности. «7+5=12»: счёт – последовательность во времени.Значит, математика основывается на априорных идеальных понятиях пространства и времени.Мы рождаемся со способностью воспринимать мир, как цепочку причинно-следственных связей.Любое знание есть синтез чувственного (не может мыслить) и рассудка (не может чувствовать).Для того чтобы мыслить предмет, доступный в обществе, надо иметь в рассудке заранее заданнаясистема понятий.
Такими понятиями он считает категории – чистые понятия рассудка: количество,качество, отношение (причины, следствия…) и модальность (возможность/невозможность…).Понятие вещи-в-себе по определению проблемно: мы не можем сказать, существует она или несуществует, возможна или не возможна.Метафизика – сфера разума. Трансцендентальные идеи (то есть то, что относится к априорнымформам понятия): психологическая идея (идея о душе как единстве всех душевных процессов),космологическая идея (идея о мире как единстве всех явлений) и теологическая идея (идея о Богекак безусловной причине, единство всего сущего и мыслящего)При критическом рассмотрении этих дисциплин (рациональной психологии, космологиитеологии), мы приходим к тому, что в каждой из этих дисциплин обнаруживаются антиномии –взаимнопротиворечивые утверждения. 4 космологические антиномии: мир имеет начало вовремени и ограничен в пространстве и мир не имеет начала во времени и бесконечен впространстве, и т.
п.Эти антиномии означают, что и то, и другое утверждение преемлимы. Это означает, что учениепришло к своей границе. Главное значение метафизики – негативное значение. Задачаметафизики не в том, чтобы открывать истину, а в том, чтобы устанавливать границы познания ипредохранять от заблуждений.Все попытки применения разума в теологии являются никчёмными.
Задача состоит в том, чтобыположить в основу разумной деятельности моральные законы. Отвергает все доказательствабытия Бога по Аквинскому, так как они все сводятся к одному – антологическому (коли мымыслим о Боге, то он существует). Выдвигает моральное доказательство бытия Бога. Определениенравственного закона может быть только формальным, то есть не может содержатьрекомендаций по действиям в конкретной ситуации, так как он при этом теряет универсальность.Чистые практические законы должны быть продуктом чистого разума.Вот категорический императив: «Поступай только согласно такой максиме, руководствуяськоторой, ты хотел бы, чтобы она стала всеобщим законом».
То есть поступай так, как ты бы хотел,чтобы поступали все люди.Практический императив: человек и любое разумное существо существует как цель сама по себе.То есть во всех своих поступках ты можешь рассматривать себя только как цель, но никогда каксредство.Противоречия – движущая сила развития истории, а движущей силой развития общества ичеловека - антагонизм (и в отношении человека к природе, и в отношении людей между собой)(пакостность, зловредность, желание власти). В лесу деревья высокие, стройные, а в поле –низкорослые. Да здравствует антогонизм!.