30.Философия франц. просвещения (Билеты и ответы 2015-го года)
Описание файла
Файл "30.Философия франц. просвещения" внутри архива находится в следующих папках: Билеты и ответы 2015-го года, _2015. Еще билеты. PDF-файл из архива "Билеты и ответы 2015-го года", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ 18 векаМонтескье, Вольтер, Руссо – детерминисты в понимании природы и фаталисты в пониманиичеловека.Шарль Луи Монтескье. Создатель концепции «географического детерминизма». Закон – фиксацияопределённых отношений, вытекающих из самой природы вещей, то есть законы есть у богов, природы,животных, человека. Право – совокупность законов, определяющих отношения определённого рода. Землянаша большая, на ней есть большое количество народа, народ этот весьма разнообразен. Коль скоро это так,то необходимо регулирование отношений между народами. Так возникает международное право. Каждыйнарод объединяется в коллектив, создаёт общество, которое нуждается в охране; так возникает правополитическое.
Право гражданское – законы, регулирующие отношения граждан между собой внутригосударство. Свобода – право делать всё, что дозволено законами.Законы возникают не произвольно, а они должны находится в тесно соответствии со свойстваминарода, для которого эти законы принимаются. Как правило, законы одного народа не подходят для другогонарода. На поведение людей влияет много что: законы, религия, климат, экология, нравы, обычаи. Врезультате воздействия всего этого комплекса формируется то, что называется «духом народа».
Приустановке закона надо учитываться «дух народа».3 формы правления: республика (демократия или аристократия), монархия (власть принадлежит 1человеку, но она согласована с законами) и деспотия (власть у 1 человека, основана на произволе).Дух народа оказывает влияние на форму государства. Народы севера энергичны, воинственны, таккак там слишком холодно, что бы ничего не делать, поэтому власть одному человеку захватить трудно, тамчаще встречается республика, и чаще происходят социальные потрясения.
Народы юга изнежены, ленивы,больше рабства, так как сами люди работать не хотят. Учение о нирване на севере не возникнет замёрзнешь. Там где горы и горные реки люди вынуждены жить компактно и там более демократическоеправление. Там где равнины – «до бога высоко, до царя далеко». Чем более плодородная почва, тем людиболее заняты её обработкой, и людям не до социальных коллизий.ВОЛЬТЕР. Франсуа Мари Аруан. Писатель, поэт.Идеолог Просвещения.
Просвещение нужно для буржуа, но никак не для портных, сапожников,кухарок. Идеалом государственного строя была монархия. Атеистом не был, но проблемы с церковью имел.«Раздавите гадину!» - гадиной была христианская церковь, но само христианство – немного другой вопрос.Задаётся вопросом, почему эта вера так долго существует. Потому что эта вера, наверное, полезна.«Человек – несчастное мыслящее животное». Стоит ли лишать этих несчастных животныхпоследних надежд, доказывая отсутствие бога? Нет, не стоит.
Надо отвергать религиозный фанатизм, таккак он и атеизм – 2 чудовища, способных растерзать любое общество. У атеиста хоть есть ум.«Христианская религия основана на переплетении обманов, сочинённых подлейшей сволочью».Истоками официальной религии называет фанатизм, невежество и обман. «Мне надоело слышать, что 12человек основали христианство.
Я хочу доказать, что достаточно одного, чтобы его разрушить».Если весь природный мир подчиняется объективным законам, то чем человек отличается от этогомир? Ничем, значит, и он должен подчиняться некоторым законам.Жан-Жак Руссо.Чему способствует развитие науки и искусству? Развращению нравов. Эти процессы сопровождаютчеловека на протяжении всей его истории.
Призывает вернуться к естественному состоянию человека.«Первый, кто огородил участок земли и сказал: «Это моё», тот и был основателем гражданскогообщества. От скольких бы неприятностей избавил бы человечество тот, кто повыдергивал бы эти колышки,засыпал бы лунки от них и сказал бы: «Не верьте ему! Земля не принадлежит никому, а плоды еёпринадлежат всем», но такого человека не нашлось».В нецивилизованном обществе быть такого не могло, чтобы глупец руководил мудрецом.Теория общественного договора.
Политическая доктрина, объясняющая возникновение государствасоглашением между людьми (люди вступают в договор). Главная задача – благо народа. Благо сводится ксвободе и равенству. В идеале – вернуться к естественному состоянию. В реальности – собственностьдолжна быть распределена равномерно.ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМКандильяк, Ламетри, Даламбер, Дидро, Гельвеций, Гольбах.Энциклопедия – собрание всего, что было к тому времени сделано в науке, скульптуре.
Но у всехбыли сложные отношения с церковью. В 1760 году прекратили издание энциклопедии, остался только 1Дидро (см. ниже), который встречался с Екатериной; она купила личную библиотеку Дидро, назначила егобиблиотекарем (во Франции) выплатила жалование библиотекарю вперёд на 50 лет.Все они были материалистами – в основе всего сущего лежит материя, которая является своейсобственной причиной, то есть причиной самой себе. Она находится в постоянном, вечном движении,значит, она не нуждается в первотолчке. Коль скоро она причина самой себя, то она не нуждается впервопричине.
Сама по себе материя способна к творчеству. Позиции атомизма. Ввёл понятие гетерогенноймолекулы – молекула сама заключает в себе движение, жизнь, потенциальную чувствительность, имолекулы эти качественно различны, поэтому их сочетание даёт качественно разные тела. У молекул естьврождённая чувствительность, значит, способность чувствовать присуща всем соединениям: и камню, идереву. Простая аргументация – почему бы и нет. Каждый орган живого организма представляет собойсамостоятельное животное, и идёт постоянная борьба между ними.Ламетри считал, что в основе материи лежит потенциальная возможность чувствовать, котораяпревращается из потенциальной в реальную при определённом уровне организации этой материи.Способность чувствовать возникает при переходе от растительной жизни к животной и достигает своегоапогея у человека.Позиции механицизма, то есть рассматривали разум как явление механическое.
Если естьорганизация, то должен быть и разум. Человек – машина, часовой механизм, но достаточно просвещённая.Разум способность, свойственная всем высокоорганизованным существам, а сознание – процессмеханический.Все физические и духовные явления можно объяснить с позиции чистой механики. В мире ничто непроисходит без причины, всё происходящее есть бесконечная цепочка причинно-следственных связей.Общее движение в природе порождает движение всех частных отдельных тел. Закон тяготения в обществе:общительность, свойственная всем людям есть следствие закона тяготения.
Всё, что мы наблюдаем, неможет быть иначе, чем оно есть, то есть всё происходит по необходимости. Случайными явлениями мыназываем явления, причины которых мы не знаем.Развитие идёт по законам механики, оно циклично, то есть в мире происходят изменение, но ихсумма (сумма бытия) остаётся неизменной.У Дидро идея о наследовании приобретённых свойств – если у какого-то племени у всех отрубатьправую руку, то через несколько поколений дети будут рождаться с отрубленной правой рукой.В теории познания были сенсуалистами, то есть чувства есть основа познания, а роль ума –обобщать наблюдения.
Против агностицизма – нет ничего в мире, чего бы человек не мог бы постигнуть.«Всё истинное полезно, а всё полезное истинно».Дидро один из первых, кто заговорил о соотнесении теории и опыта. Никакой опыт не начинаетсябез теоретической предпосылки.Гельвеций. Закладывает основы теории вероятности. Оценивает вероятность, как субъективнуюкатегорию, позволяющую оценить достоверность нашего знания.Религию не любили. Тирания и религия – 2 чудовище, против объединённых усилий которых неустоит ни одно государство.
Девиз религии – «долой разум» (Гольбах – почему боги наделены худшимичеловеческими качествами: зловредностью, мстительностью; что это за бог, который не объясняет, какустроен мир, а только приносит хаос).Государство. Принцип полезности, разумного эгоизма. Если общество не благоустроено, то в этомобществе народ непросвещён и в таком обществе частные интересы часто противоречат общественным; и ународа начинается влечение к пороку.
В тоталитарном государстве убийств, наркомании и других прелестейвсегда меньше, чем в самом свободном. Наука о нравственности это наука о законодательстве, котороебудет регулировать отношения в обществе. Собственный интерес должен служить основой всех социальныхдобродетелей.Идеалистический взгляд на общество. «Мнение правит миром» - решающую роль в истории играютте, кто творит общественное мнение. Идеал устройства – равновладение собственностью, но независимо.Просвещённая монархия: это разумно, а значит, это должно осуществиться..