24.Натурфилософия эпохи Возрождения (Билеты и ответы 2015-го года)
Описание файла
Файл "24.Натурфилософия эпохи Возрождения" внутри архива находится в следующих папках: Билеты и ответы 2015-го года, _2015. Еще билеты. PDF-файл из архива "Билеты и ответы 2015-го года", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На основе открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразнаянатурфилософия (философия природы).Крупнейшими представителями натурфилософии являются Николай Кузанский, Джордано Бруно,Николай Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей. Обобщая их взгляды, можно сформулироватьосновные положения, присущие их учениям.1.
Натурфилософия носила зачастую пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая Бога, онаотождествляла его с природой. В этом плане глубоко диалектические идеи высказывал Кузанский в егоучении о Боге как бесконечности в пространстве – «абсолютном максимуме»;2. Познание Бога-Вселенной проходит через следующие этапы: чувственное восприятие; рассудок,разделяющий противоположности; разум, их составляющий; интуиция.Чувственное и рациональное при этом сливаются, становятся единым в познании окружающейприроды.Согласно натурфилософам Земля – не центр Вселенной, а это лишь одна из планет Солнечнойсистемы (Бруно), которая в свою очередь включается в бесчисленное множество подобных систем воВселенной. Тем самым была опровергнута теологическая версия творения мира Богом.Натурфилософы отрицали откровение как метод познания и настаивали на выработке научногометода, тесно связанного с практикой.
При этом они настаивали на привлечении естественных наук дляпознания окружающего мира и человека и сами являлись первопроходцами в создании новых техническихсредств освоения действительности (Леонардо да Винчи, Галилео Галилей).Раннее (14-15 века) – итальянское Возрождение. Антисхоластический принцип, возвеличиваниечеловека. Второй раскол – протестантизм отделился.Николай Кузанский (15 век). Кардинал. Гелиоцентрическая система, Земля одно из небесных тел.Земля не центр мира, вращается вокруг своей оси, но не замечаем этого, так как нет ни одной неподвижнойточки.
Земля больше, чем Луна, но меньше чем Солнце. Один из способов познания Вселенной – изучениематематики.Парацельс (Теофраз де Гингейм(!!!???)), 15 век, создатель научной медицины, создатель химии какнауки. Хотя имело значение не только опытные данные, но и символика – в качестве одного из лекарств отсердца предлагалось растение, чьи цветки похожи на сердце (как на картах). Неразрывность терапии ихирургии. Чтение не создало ни одного врача и врача делает не знание, а опыт. Вводит 3 алхимическихначала: ртуть (дух, опыт), соль (тело), сера (душа).
Любая болезнь обуславливается диспропорцией этих 3начал. Человек – микрокосм и отображает и весь макрокосм. Вся вселенная одушевлена некой активнойжизненной силой, археем. Задача – научиться воздействовать на этот архей.Леонардо да Винчи (1452-1529). Известный художник, скульптор, архитектор и инженер.Дневниками и их расшифровкой стали заниматься лишь в конце 19 века. Ряд новаторских разработок вобласти ирригационного дела, чертежи прокатных станков, ткацких, танка, парашюта. Много вниманияуделял проблеме познанию. Объект познания человека – природа, а человек – лишь часть природы.
Земля –не центр мироздания Человек – не венец творения, а один из животных. Соотнесение опыта и теории.Пусты науки, не основанные на опыте. Всё наше знание начинается с ощущений, мудрость – дочь опыта.Опыт никогда не ошибается, а ошибаются только наши представления о нём. Необходимо сочетание опытаи теории. Всё рационально обсуждаемое должно быть сведено к количественному соотношению (то есть кматематике).
Алхимиков называл жуликами.Возникновение гелиоцентрической системы. Представления о мироздании отражаются в мифахпрактически всех народов: обожествление Луны, Солнца и других небесных тел, деление мира наподлунный (Земля) и надлунный (украшение небосвода). В эпоху Античности начинается наблюдения задвижениями планет: планеты движутся очень сложно (петли и т.п.). Клавдий Птолемей (2 век н.э.)«Большой трактат астрономии или Альмадиск (!!!???)» - геоцентрическая система мира: земля шарообразна,центр вселенной, она неподвижна; планеты движутся по эпициклам – они вращаются вокруг окружностивокруг Земли. Эта система продержалась 1400 лет, хотя вскоре возникли сложности, но при этомсписывались не на систему Птолемея, а на какие-то частные сложности.Коперник Николай (1473-1543).
Учился в Италии, натолкнулся на труды Аристарха Самосского (3век до н. э.) в библиотеке: гелиоцентрическая система. Пусть мы плывём по реке – мы стоим, а берегадвижутся в обратном направлении, так же и с Солнцем. «Об обращении небесных тел» 1543 (год смерти,увидел книгу за несколько часов до смерти; в предисловии хвалил папу и так она прошла цензуру, былвключён в комиссию по усовершенствованию системы Птолемея, так как возникали большие проблемы спересчётов дат церковных праздников, тихо Браге предложил красивый вариант: Земля в центре Вселенной,неподвижна, вокруг неё вращается Солнце, вокруг которого вращаются все остальные планеты). Книгучерез 50 лет включили в список запрещённых книг, как противоречащую священному писанию иеретическую.
Орбиты – круги. Последователи – Галилей и Джордано Бруно.Галилео Галилей. Первый математик герцога Тосканского и это его спасло от фатального конца подсудом инквизиции. Основал науку о сопротивлении материала, ввёл понятие момента силы, инерции.«Диалог о двух главнейших системах мира – Птолемеевой и Коперниканской», 1632 г. В 1609 г.
создалтелескоп с 30-кратным увеличением. Обнаружил на Луне горы, 4 спутника Юпитера, фазы лун Венеры,пятна на Солнце, Млечный Путь – скопление звёзд. Через год попал на суд инквизиции, требуют отреченияот его взглядов. «И всё-таки она вертится!».Соотношение науки и религии. Позиция двойственной истины: человеку даны две книги – книгаприроды и книга спасения, они написаны разными языками. Разум не компетентен в вопросе религии, арелигия не должна вмешиваться в познание природы. Священное Писание и Вера указывают путь, какпопасть на Небо, а что такое это самое небо, они умалчивают.
Библия – не источник фактических знаний омире, она не решает задачу удовлетворения любопытства о мире. Автономии религиозного и научногопознания. Наука и вера несоизмеримы, они идут параллельно. Критерий истинности в науке иной, нежели врелигии. Книга природы написана на языке математики. Опора на опыт. Научное познание – описаниереальной действительности, а не набор инструментов для овладения миром. Она должна чёткозафиксировать, что должна изучать. Можно познавать мир, так как всё, что в нём находится, поддаётсяописанию. При изучении природы, объективной реальности надо начинать не с веры, а с чувственногоопыта и доказательства.
Не надо смущаться, если наши тезисы могут критиковаться в Писании. Сочетаниечувственного опыта с необходимыми доказательствами образует научный опыт, или эксперимент. Одним изпервых заговорил о мысленном эксперименте. Всё может и должно быть сведено к точномуколичественному исчислению, именно математика выражает порядок во Вселенной. «Где кончаетсяматематика, там кончается наука».
Первый теоретик депатетико-дедуктивного метода науки.Джордано Бруно (1548-1600). На самом деле – Филипп. В 1576 заведено уголовное дело об убийствемонаха, но дело закрыли по недоказанности. Бежал в Рим, Женеву, сблизился с Кальвином, проповедовалпротестантизм, но потом бежал во Францию, получил поддержку короля Генриха III, которыйинтересовался мнемотехникой. В свите французского посла отправился в Англию, но и там со всемиразругался и вернулся во Францию. Позже сблизился в Германии с лютеранами, но через год его выгнали иоттуда.
Во Франкфурте опубликовал поэму и через своего книготорговца получил приглашение венецианцаДжованни Мочинига и вернулся в Италию, а там Джованни донёс на него в Инквизицию. Приговоринквизиции «Поступить с ним по возможности кротко и без пролития крови», что означает сжечь живьём.«Я смерти не боюсь, а вы произносите мне приговор с большим страхом, чем я его выслушиваю». 17февраля 1600 его сожгли на Площади Цветов. Последняя фраза: «Сжечь не значит опровергнуть!». Через300 лет на этой площади ему был поставлен памятник.Развивал коперниканскую картину мирозданья (гелиоцентрическая система – земля вращаетсявокруг солнца).
Допускал существование других солнечных систем, то есть развивал идею множественностимиров. Позиции пантеизма. Разумная жизнь не привилегия Земли. + Астральная магия, солнечный культ,мистически истолкованная математика.… То есть с ушами хватало на смертельный приговор.Выше всего ставит Причину, или Высшее начало, - сверхразум. Именно от него всё происходит,вселенная есть следствие этого начала, а сам этот сверхразум мы познать не можем, так как мы можемпознать только следствие, а из следствия нельзя познать причину, как из скульптуры нельзя представитьскульптора. Вселенная едина, вечна, неподвижна (то есть ей некуда двигаться), бесконечна, не разлагается,она есть всякая вещь, она не поддаётся измерению, несравнима ни с чем.
Поскольку она одно и тоже, она неимеет разных сущностей, а значит, она не имеет частей, значит, она не есть сложное. Значит вселенная –целостность, единая, простая. Она бесконечна, но это не означает, что миры в ней бесконечны, но ихбесконечное количество (если Всемогущее Существо может создать много миров, то зачем делать один?) иони то возникают, то исчезают. Разумная жизнь разбросана по всей вселенной; разумность много ширечеловеческой разумности.
Миры в постоянном движении. Коли вселенная в целом бесконечна инеподвижна, то не стоит (подобно Фоме Аквинскому) искать источники перводвигателя. Мир одушевлёнсам по себе и всё, что его населяет тоже одушевлено.Единственным авторитетом может быть признан разум и свободное исследование..