22. Сущность схоластики (Билеты и ответы 2015-го года)
Описание файла
Файл "22. Сущность схоластики" внутри архива находится в следующих папках: Билеты и ответы 2015-го года, _2015. Еще билеты. PDF-файл из архива "Билеты и ответы 2015-го года", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Общие понятия схоластики, номинализма и реализма.Схоластика – господствующий тип средневековой теологической философии,отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности,замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинениерелигиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.Название «схоластика» произошло от латинского слова schola (школа), поскольку данныйтип философии несколько столетий преподавался в школах и университетах Европы.Таким образом, схоластика представляла собой не столько науку, занимающуюсятворческим поиском, сколько застывшую школьно-университетскую дисциплину,имевшую цель философски обосновать религиозное учение и догматы Церкви (за чтополучила прозвище «Философия – служанка богословия»).Для схоластики характерно восприятие Библии как жесткого нормативного текста,абсолютной истины.Схоласты подразделяли знание на два вида:сверхъестественное, даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладываяту или иную мысль в Библии);естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что сумел человек«расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога).В этой связи схоласты вели многочисленные споры, написали сотни философских томов,в которых пытались правильно понять идеи Бога, спрятанные за строчками Библии.Причем предметом данных споров и изысканий становилась не суть идей Бога, аправильность и четкость понятий, определений, формулировок, иначе говоря, внешняя,формально-логическая сторона религиозного учения.В средневековой теологической философии (схоластике) выделяются двапротивоположных направления – номинализм и реализм.Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считалиподлинно существующими (т.е.
подлинным бытием) не сами вещи, а их общее понятие –универсалии (по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях»,воплощением которых являются реальные вещи).Видными представителями реализма были Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо.Номинализм (от лат. nomen – имена) – направление теологической философии,сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в товремя как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (По смыслуноминализм близок учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшегореально существующими «индивидуумы» - определяемые материальные вещи). Согласнономиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаютсячувственным опытом.К числу номиналистов принадлежали Росцелин, Пьер Абеляр, Дунс Скот.В районе 11 века монастырские школы стали превращаться в философские образования.Ряд школ стал центром культуры.
Схоласты - ученые, которые там работали. Схоластика- ученая мудрость, философия средних веков. Главная её цель - соединить догматическиепредпосылки из священого писания.2 типа знаний: естественные и сверхъестественные. Главную роль играет нормативыйтекст. Священное писание - для сверхъестественного. Тексты Платона и Аристотеля - дляестественного.Задача состоит в том, чтобы научиться эти тексты читать и интерпретировать.Первым схоластом является Боэций (480-524), выдающийся римский философ - этолог.Он переводил на латинский язык труды античных философов. Когда сидел в тюрьме засвои идеи, написал "Утешение философии" в форме диалога с женщиной по именифилософия.
«Ты пришел к тому, к чему и шел. Ты шел к земным ценностям,которые не вечны... Неправильно ты расставил свои акценты. Главное для человека - житьпо богу». Казнь Боэция – конец мученической философии. В 529 г Юстиниан уничтожаетфилософские школы на востоке.Иоанн Сход Эриугена(9 век)Схоласт – еретик. Был шотландско-ирландского происхождения. Написал работу оразделении природы и божественном предопределении, за что осуждался еще при жизни.Был пантеистом, т.е. отождествлял природу и бога. «Бог и природа вместе являютсяначалом и концом всего».Одной из важнейших проблем был спор об универсальном: как существует общее исуществует ли оно вообще? Христианский бог с одной стороны един, с другой - един в 3хлицах (отец, сын и святой дух). Как он соотносится? 2ереси: Унитарии - акцент на единство бога и Тринитарии - на его "тройной состав"...Реалисты:Вильом Изшампон (11 век - начало 12-го)«Все индивиды - только отпечатки некоего общества.
Сущность у человека едина, ноблагодаря случайным видоизменениям они становятся разными.Святой Ансемий Кентерберийский (11 век - начало 12-го)Наместник Папы Римского. Итальянец. Считал, что все догматы веры должны быть имогут быть обоснованы рационально. 2 доказательства бога:Апостериорное доказательство существования мира: ·Весь материальнй мир оченьизменчив и случаен. Но если бы это было только так, то он бы рассыпался. Значит, углобальной изменчивости есть необходимая основа.
Априорное доказательство:·В духовном мире существует нечто, выше чего нельзя помыслить. Мы говорим о боге како совершенном и т.п., но у нас должно существовать представление о совершенномсуществе, оно должно реально существовать. Но католики были с этим не согласны.Номиналисты: Реальность отсутствует как класс.Умеренные номиналисты: общее существует только в понятии.Росцеллин: «Есть только то, что можем мы воспринимать, или хотя бы представить. Какпредставить животное вообще? Значит его нет. В боге важнее его ипостаси, нежели егоединство».Абеляр Пьер (11 век - начало 12-го)Выдающийся оратор, говорил только на латинском, умеренный номиналист.Верить можно лишь в то, что можно рационально обосновать.
И все догматы должныбыть обоснованы. Нельзя верить, потому что абсурдно. В «Да и нет» подобралпротиворечивые высказывания церковных авторитетов.Универсалии не могут иметь объективной реальности, они существуют в потенциальнойформе в понятиях и словах..