2.Философия Др. Индии (Билеты и ответы 2015-го года)
Описание файла
Файл "2.Философия Др. Индии" внутри архива находится в следующих папках: Билеты и ответы 2015-го года, _2015. Еще билеты. PDF-файл из архива "Билеты и ответы 2015-го года", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Во второй половине второго тысячелетия до нашей эры и Индии стало складыватьсяклассовое общество. И прежде свободные граждане стали делиться на 4 группы – варны:брахманы (жрецы), кшатрии (войны), вайшии (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры(все остальные). Брахманы происходят из уст бога Брахмы, кшатрии – из рук, вайшии – из бёдер,шудры – из ног. По кармой тогда понимался закон воздаяния. То в какой варне ты сейчаснаходишься зависит от твой прошлой жизни, то есть каждому воздаётся по его поступкам ипереход из одной варны в другую при жизни происходить не мог. Сансара – учение о переселениидуш и есть у него механизм – бхавачкара.
Всё находится в вечном круговороте, всё живое имеет итело и душу, тело смертно, а душа вечна и постоянно меняет свои телесные оболочки.Важнейшим и древнейшим памятником древней Индии являются веды. «Веда» означаетзнание. Веды писались со второй половины 3 тысячелетия до начала 1 тысячелетия до н.э. ипредставляют собой совокупность 4 видов произведений.Первые – собственно веды или самхиты (в свою очередь они состоят из 4 книг: Ригведа,Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа). Наиболее известной из них является Ригведа, содердащаяболее 1000 гимнов посвящённым разным богам. Религиями были тогда брахмаизм и индуизм.Вторая крупная часть вед – брахманы.
Писались самими брахманами и предназначалисьсоответственно брахманам. Представляют собой пояснения к самхитам.Третья и четвёртая – араньяки и упанишады. Поднимались вопросы строения мироздания,сотворения мира, но вопросов на них не было. В упанишадах показывается некая модельпостроения мира.Саначала были воды, из воды появилось золотое яйцо, из яйца появился Праджапати. Унего возникло вполне естественное желание размножаться.
И тогда он сотворил землю, воздушноепространство, небо. А затем распростёрся над ними и из них создал огонь, ветер и бесконечность.Из них произошли три первые части вед – Ригведа, Самаведа и Яджурведа. То есть они имебтбожественное происхождения. Читать веды разрешалось только мужнинам первых трёх варн. «Всёесть брахман, а брахман есть атман».
Брахман – абсолютная субстанция, вечная истина,единственная причина всего, начало и конец всех вещей. А атман это душа, это Я человека, нетолько одного, но и всего человечества. Поэтому всё вышло из атмана брахмана, всё туда же ивернётся, поскольку всё находится в круговороте.
Цель человеческого существования в том, чтобывыйти из этого круга. Можно уйти в субстанцию и полностью в ней растворится. А для этогонеобходимы определённые человеческие поситупки. Появляется учение о дхарме и о карме. Покапод дхармой подразумевается правила существования каждого отдельного человека, то есть то,что определяет образ жизни каждого человека. За соблюдением драхмы следит карма – законвозмездия. Если ты уклоняешься от выполнения дхармы, то в следующей жизни ты будешь какойнибудь дрянью – тараканом. Если же соблюдаешь дхарму, то есть шанс переродится в болеевысокую варну.На базе таких идей возникает буддизм.
Буддизм – самая древняя религия, появляется в 6-5веках до н.э. И, как считают сами буддисты, это не религия, а стиль жизни, философиясуществования. Почесу не религия? Потому что акцент делается на самого человека, нет упованияна высшие силы.
Возникновение буддизма связано с отдельным человеком – СитхартхаГаутама. Был он царевичем, сыном царя была у него (у царя – прим.ред.) жена Мая.Беременности этой Маи предшествовало видение, что в тело её вошёл белый слон, и это былрастолковано как знак рождения великого человека. В 566 году родился этот царевич (умер в 486году) отец стал ему прислуживать, детство было его безмятежным. Когда он подрос и вышел запределы дворца, он понял, что в мире всё устроено всё не так, как он думал. В мире полнонищёты, страданий, и он задумался, почему мир так устроен, и люди это терпят.
В итоге оставилон дворец, беременную жену и отправился размышлять о смысле жизни. И понял он, что нужноотказаться от роскоши, от всего ненужного, это отвлекает человека от подлинного существования,стал вести аскетический образ жизни. Но довольно скоро пришёл к мысли, что и это не выход,поскольку не продвигает это в поиске смысла бытия. И отправился он странствовать по свету.Начал он странствовать в 35 лет и пространствовал до конца жизни. Сел однажды отдохнуть поддерево, а дерево оказалось священным.
Отдыхал он под ним 48 дней. А на 49 открылась емувеликая истина, и стали его с того времени называть Буддой, что означает просвящённый. Полноеимя его стало Будда Шакьямуни – «просвящённый мудрец из рода Шакьи. Назвал оноткрывшуюся ему истиной дхармой. И стал он проповедывать эту истину всем желающим.
Сейчасбуддистов от 350 до 500 миллионов. Что же за истина открылась Будде?Есть два пути, две крайности, по которым не надо идти в жизни. Первая, это когда всяжизнь направляется на стремление к удовольствию. Этот путь низок, неблагороден. Втораякрайность – умертвщление плоти, аскетизм, которая только умножает страдания, которых и такхватает.Учение о 4 благородных истинах.Истина о страдании. Вся наша жизнь – страдание: рождение, болезнь, старость, смерть,разлука с приятным. Пятиричная привязность к жизни есть сплошное страдание.О причине страдания. Причина страданий заключается в человеческих страстях. Человекодержим целым конгломератом желаний, в том числе и желанием существовать.Об уничтожении причины страдания. Надо уничтожить, освободиться от желаний, в томчисле и существовать.О пути ведущем к уничтожению причины страданий.
8-ричный путь. Правильные мысли,высказывания, взгляды, поступки, действия и т.п. Но в свою очередь этот путь подразумеваетпрохождение 3 упражнений: в нравственности (не убей, не укради, не лги, не прелюбодействуй), вповедении и в культуре (научиться правильному сосредоточению).Правильное сосредоточение предполагает 4 ступени: сосредоточение чистого инезамутнёного ума на исследование истины, просто вера в эти истины (в результате верыпропадает всякий дискомфорт связанный с исследованием, появляется ощущение умиротворения,радости), освобождение от этой радости, освобождение от ощёщения свой телесности. Такимобразом мы подходим к нирване – состоянию полного покоя, абсолютной безмятежности, полногобесжелания.Кто может попасть в эту нирвану? Есть три основные школы в буддизме: хинаяна («узкаяколесница», 3 век до н.э..
Спасение можно достичь лишь путём собственных усилий без чьей-либопомощи, достичь спасения могут только монахи), махаяна («широкая колесница», 1 век до н.э.,спасения может достигнуть и мирянин, ему могут помочь будды и бодхисатвы – люди ужеготовые попасть в нирвану, но тем не менее откладывают уход туда, чтобы помочь другим людям)и ваджраяна («алмазная колесница», 6-9 века н.э., так же называется изотерическим буддизмом,тибетским, тантризмом, у европейцев – ламаизм (лама – духовный наставник). Сейчас есть дванаправления в ламаизме – красношапочники (допускается брачность монахов, глава – панчен-лама(«лама-жемчужина»)) и жёлтошапочники (за целомудрие, глава – далай-лама («лама-окенан»)) ).Учение это действительно тайное. Одна из техник – чтение мантр – священных фраз,молитв (ну там знаете кришнаитов: «Хари кришна, хари рама…»).
Надо определённое число разпроизнести их.Дзен-буддизм. Исповедуется в Японии (около 60 монастрей), сейчас популярен в США,Европе, но в серьёз – только в Японии. Дзен – «размышление». Человек медитирует, погружаясь вразмышления, саморефлексия… Что бы не засыпать, во время медитации ходит человек с палкойи стимулирует.Единственной реликвией буддизма является зуб б(Б)удды (хранится в Шри-Ланке, былвытащён из погребального костра после смерти).
Нет понятия палмничества. Пости все монастырирасположены в местах, где буддистов почти нет. Монахи не исповедуют, не отпускают грехи (неттаких понятий).Будда говорил, что его учение будет распространяться тысячу лет, но если туда ввяжетсяженщина, то этот срок сократится вдвое.Космогония буддистская. Есть некий Ишвара, который создал всё мироздание по своемужеланию.
Он един в трёх лицах: Брахма (творение), Вишну (хранитель сотворённого) и Шива(разрушение). Буддисты эти идеи не приняли, так как мир пребывает в процессе постоянногоразрушения и возниконовения. Если мир творится этим Ишварой, то тогда он одержимодновременно противоречивыми желаниями. Тем более почему в мире так много страданий, еслион получает от этого удовольствия, то он какой-то странный. Буддисты предложили следующубконцепцию. Всё что происходит есть результат взаимодействия естественных причин.