26. Теория познания Фрэнсиса Бэкона (Билеты и ответы 2015-го года)
Описание файла
Файл "26. Теория познания Фрэнсиса Бэкона" внутри архива находится в следующих папках: Билеты и ответы 2015-го года, _2015. Еще билеты (экз. вопросы 21 - 36). PDF-файл из архива "Билеты и ответы 2015-го года", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из 3 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
26. Теория познания Фрэнсиса БэконаФрэнсис Бэкон (1561 – 1626) — английский историк, философ, политический деятель.Он был выпускником Кембриджа, членом Парламента. Во время политической деятельности обвинялся во взяточнистве, но затем его простили, однако Фрэнсис не сталвозвращаться в политику.Бэкон считается основоположником эмпиризма — направления в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризмвозник как альтернатива схоластике, провозгласив величие опыта. «Истина — дочь времени, а не авторитетов».Создаёт социальную утопию «Новая Атлантида», в которой главная цель общества —раскрытие природных тайн, обучение властвованию над природой.Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания,на четыре группы, которые он назвал «призраками» («идолами»):1.
«Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ниот культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещив искривлённом и обезображенном виде».2. «Призраки пещеры» — это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные,так и приобретённые. «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».3. «Призраки площади (рынка)» — следствие общественной природы человека, — общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова жеустанавливаются сообразно разумению толпы.
Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».4. «Призраки театра» — это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не толькообщие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которыеполучили силу вследствие предания, веры и беззаботности».Поэтому задача человека — найти средний путь, свободный от призраков.Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытияделались случайно, не методически.
Их было бы гораздо больше, если бы исследователибыли вооружены правильным методом. Метод — это путь, главное средство исследования.Даже хромой, идущий по дороге, обгонит здорового человека, бегущего по бездорожью.В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент.Критикует дедуктивный метод познания: бедствием всех наук является та модель, прикоторой сначала строится общее основание, а из него выводятся следствия.
Всех учёныхделит на три категории: эмпирики (как муравьи — собирают всё, что находят, и приносят в свой муравейник), догматики (похожи на пауков, вытягивающих паутину из себя),но самый подходящий путь по мнению Фрэнсиса Бэкона — путь пчелы, которая летает,собирает и систематизирует собранное в соответствии со своим разумением.Некоторые историки считают, что именно Фрэнсис Бэкон мог писать произведения заШекспира.1.