Отзывы официальных оппонентов 2 (Преступление и наказание в Коране и Сунне - философско-религиоведческий анализ)
Описание файла
Файл "Отзывы официальных оппонентов 2" внутри архива находится в папке "Преступление и наказание в Коране и Сунне - философско-религиоведческий анализ". PDF-файл из архива "Преступление и наказание в Коране и Сунне - философско-религиоведческий анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
отзыв официально!-о оппонента на днсссртационну)о работу Аушева Хасана О~)ВР$Ц)нс)а «ПРСС$ЗН)$С1$ИС и НВКВЗВИИС В КОРВНС И СУИПС: фн'!ОСОфСКОРсли)щ)ведческий анализ»з п Рсдс)авлсциУю на соискание Ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.14 «ф1)лософия рслиг)11! и рслигиовсде1$исээ. АК ! '$'В.$1Ь$10С'1'Ь $'СМ)И ИСС.$1$' 1()ВВНИЯ, С ОВРСМ$'.ЦНВ51 !'СОЦОЛИТИЧЕСКс1Я ситуация заставляет ооращать все большее внимание на ислам: исламские традэц1ии, культуру, образ жизни, правовые основы. Ислам в современной ! Оссин $!аходится па стадии с1кти1)ИОГО разВити5! Иослс бурног$) Возро)кдения в 90-: $ г. прошло!о Века. 'Это!.
процесс про!!сходит на фоне большого количества конфликтов и противоречий, возникающих как внутри страны, .гак и в мире. Ислам в современном обществе оказывает все большее влияние на е! о су)пес гвование и разви)ие. Б России, где !!сдам являегся традиционной рели! ией многих народов ископ!И) проживаю!них на ее $ерритории, имеется исторический опыт С1)СУЦ!СС!!Зо))а))И)$ Рс))ЛИЧ)ПЛХ ПО СВОЕЙ 51РИРО)1Е РЕЛИГИОЗПЫХ СИСТЕМ В прет!ел!!х одного гост)$1)рствс).
АВ1ор работы указывас! Кон!'.1)с)цу10 цифру чис)1сп1юсти мусуэц ма!1 В РОссии — ОкОлО ~0 мл11. $словск, хот51 некоторые другис специа)исты ца основании данных переписи населения за 2010 год ограцичи!заются цифрой 1б млн. 1с".роме того, для России имеет большое з!$ачс$щс внешний исламский фактор, поскольку она граничит и СО1р)','$$П$с!с)СТ СО МПО! $1МИ МуС со! ЬМсц)СКИМИ СТрсц111МИ На ПОСТСОВ! ТСКОМ прос)рацстве, в Лзии и Лфрикс. Бсс религии на цро$яжсн))и своей истории оказывали существенное влияние на развитие правовых основ государс1ва.
Ислам в этом случае не является исключением. Нормы мусу)ц манского права в !!ос)$е$1ние годы с)али объектом црис$ального изучения как российских, так н зарубежных иссле)1$)$)а!елей)„с!$1) является Вполне закономерным. Особый интерес прсдс !"сн!л51ст ис!1ямскя5! кОП1\сп!П151 нресту!1лепи51 и наказания, но Он Ограничив!!лс51 в ба)!Ыней степени исследовательским полем правоведе!!ил, поско'!Ысу Гц)сступлс11ис и нак(1)янис Относ5!тс5! Гц)(.'жд1:.
ЯсеГО к с(!)ере уголовно-правовых дисциплин. ! яким образом„актуальность данного исследования определяется особым специализированным вз1 лядом на концепцик) преступления и няказяни5! в ис!Пзмскай 'Грядиции, сфакуси!Яовянным ня фи!!Оса(!)скорелигиозный аспект.
Сгснень обоснавяьн1ости и досгаверности .1еорегических положений, ьл !волов и рекомендаций, сформулированных в диссертационном исслсдав(н1ии, аосснс'н! Ваетс51: систсматиз'щнсй и анализом источниковедчсской базы по рассм Ггрнваемой проблеме„ нспользова1н!См теоретической нормативно-правовой литературы отечественных и зарубежных авторов по вопросу преступления и наказания; — апробацией основных результатов исследования на международных ка! !(!)Срсн циях и В ня)"! Пых публи!Гяцн5!х, Основной заслу10Й явп)1)а неслед(гв!1пи$1 5!Вляется !Зяссматрсни(.
проблемы нрестунлення и наказания в исламе с позиций исторической и современной религиозной практики, что позволило наиболее точно и полно ог!редели и суз ь данно! о явления. Лв!Ор в своей р;!боге ис1гользовал ряд мсг()дологических принципов, нозва.швших объск1ии!о оценить исходный исследовательский материал: принципы историзма и объективности; системный и дисциплинарнь)й подходы. 11ри работе няд диссср1яцией были использованы следу!ащис мс ! О, нэ! исслсда!Зяния.
1ц)и изучснии Гсорети~1сск!1х европейских и арабо мусульманских исто шиков — мсгод сравнительного анализа; для установления генезиса н развития концепций и учений о преступлении и накя1"!анни - метод ис'! ОричсскОГО анализа; дл5! изучсния институциональных Осно!3 нрсступления и наказания — метод с Груктурна-функциОняльнога си!с!И!!'555„',!!Л5! ПОПНМан'!5! СОЦИВ5!ЬПО"ПСИХО»О!'ИЧССКОЙ ОСНОВЫ НВКазаНИЯ аксиологический метод. Гсоретическаи значимость диссертационной раооты.
Данная работа повьшгает уровень и глубину з!Наций о мусульманской концепции П!ЭССЗГС!!.'!СНИ5! И ПакачаНИЯ, Зси!ОЖСППОЙ В ШВРИсГГЕ И ИМСЮЩСЙ ДВВПИЕ ис5орпческие корни. ".)то даег возможность использовать представленные нарабопал для дальнейших исследований в этой области, усовершенствования законода5ельной системы регионов с преобладанием масс~ л ьз!!И!ского !Касс»с! ! ия. 111зс5кг!'55слескял5! значимос!'ь исслеДОВа55и5!. РсзУльталы Рслботы могут выть использованы в разработке лекционных курсов и учебных пособий для таких дисциплин как рслигиовсдспис, исламовсдспис, этика„психология, !!О»И 505Ю!'И5! '! СРРО!ЗО!!О!'И5! И РЙ31!И си5ЫС ПРВВОВЫЕ ПВУКИ.
!3 П!ТЕДС ГВВЛСНПОИ 1ЗВООГС а!ПОР ДСЛВСТ ПОПЫТКУ 1За3001)сП ЬСЯ В ИСТОКслХ пракгики противодействия преступности, применяемых в мусульмаглских со! И!умах. ЛВ!ОрОМ бЫЛ ПрОрабО5сШ бОЛЫНОй ОбЪЕМ ИНфОрМацИИ ИЗ ИСтОЧПИКОВ 1~с!И!!5!!! Иаг!рцсни5сппос!!!. 1!!1!!в»с!55!!!5тся источники философско-1зслигиоз55ые, норма!ни!о-правовые, относящиеся к разным временным периодам. Э50 позволило автору нредсга5зить и проанализировать изучаемые понятия прес!ун55сния и наказани5! В 5!з5лк50вкс !Заз55исп!ых ав!01зо!ь ОС550В55ь5кли ИС! 0'П!ИКВМИ ДИССЕ!3 ! а!П5И 5нл5!5!К! ! С5! !с01ЗЯ5Л И СУН5!55, НО ЬплТО!3 5ЛЗУс5И5! ТаКже больпюй массив произведений философско-религиозной мысли на арабском и норма! ивно-правовой 5плтсратуры па европейских языках. !3 нс!Звой ! Ланс си!!со!з !Зс5сс5~!а51зивае! Основы изУчспиЯ ща!Зиатс5сой КОНЦСПЦИИ ПРССТУ5Ц5СПИ5! И ПВКс53сн!ИЯ С ПОЗИЦИЙ !ЗСЛИГИОЗ550!Л НРВКТИКИ.
ОН 5н!!55н!зпруст разли и!ыс теории преступления и наказания, представленные в истории развития фигюсофско-правовой и религиозной мысли. Он указывает, чпго нс существует четкого определения понятия «преступление»ь !за5знозп55сн50го по СВООЙ сути для всех па1з!ц!!и! Во Все 5лс50!Т5чсские зпохи. ! !ОН5ггнс (<1Гаказани51)? '1)зкжс имссГ ряд дискуссионных йспекГОВ, поскольку нет чс?ко сформулирова!шых сущности, целей и задач данной социально- правовой процедуры. ЛВ1ор онрсдсляс? основш!с истачн5!Ки формирования шариата как упиВсрсальнОи систсм ы социо-нормати ВНОГО регулир!)221! ия и подрооно рассмйгривает проблемы взаимоспношения норм шариата с обычаями и традшп15!ми.
Лвтор указывает, по не все традиции и обычаи играю! положи!ельную роль В о!б!Цес!.Ве. !50 второй ?лаве внимшгие уделено рассмотрению феномена нрссгуп)!ения, его !рактовкс с разных позиций, классификации„причинам совсрп?ени5111рес!упп! 1х дейст!)НЙ и их предупре?кдсни10. Автор Г)редставляет анализ !)азпых '1Очск 1рени51 на и!Тоолсму класси!1)икации прсступления и ук!! ~ый,'?с!т чтО В ра! 1?пыс псриодь! ис п)рии у 5зазпь!х народов прсдстаВлснис 0 ПРЕС !УП?! СНИИ, С! О Т51ЖССТИ МЕП51ЛИСЬ. И третьей глйве р!!ссматривйегся понятие 1гакйзйния и его трйктовкй В !Гор!И1С и Сунне. Лвтор исследует разли шые виды наказаний, выявляет Ос~?б?с!!!!Ости их 11рик!0110 ни51, преследуемые цели.
Особое вги!ма!!ие уделено шариатской системе наказаний в современном мире. Лвтор анализирует современные модели, принятые В 5тазных странах мусульман!скО! 0 мира, их дос! ОинстВ2, недос! 2Гки, целссооб?разнос ! ь и 1уман нос Гь с об!нечеловеческих позиций. 5511жным '1снек ! !? ? ! 11сс?1е)!!)В'-1н!!5! я1)л5!ю Гся су)кдени5! 221 Ора по поводу иска?ксп 5)я Отдет! ы! ых исл2мских концепций В цсл51х Оправда!!ия террористической и зкстремис вской ?5еятельпос Г51, которая не имеет прямо? о О 1!10! Пс11И51 к ис)!йму.
!1, !12нротиВ,,?1искрсди Г!1ру 0 1' суть это!'О рслиГиозпо!'0 '?'чс1п1я. !!О мпсп1НО йн!'Ора, позпанис ис'ГиппОГО учения ислама яВл5гется крайне необходимым для разъяснения настоягцих причин и истоков рели!.!!Озного терроризма и экс Грсмизма, и разработки мер по их предупреждению и усз ра!!спи?!). Г;$0$!уе ! отме! и $ ь целесообразность комплексного подхода, !!ст$1»$ьзс!!3!1$$$$13гс! ав$ором в рс$нспии заявленной проблемы. Рассмотрение концепции прес!уп,$спи5! и цаказа$$И5$ с 11!илосос1$С$со-религиоз$ц!х позиц~й с П1ЭИВЗ!Сс!С$1ИЕМ РЯДа ИС ! ОРис!Ес!СИХ ИС10ЧНИКОВ ПОЗВОЛИЛО МВКСИЫс1ЛЫ10 ПОЛНО Проа) $ЯЛ И 3$1рОВс1ТЬ С С.' С$$сцифи!С)', 00 ЬСКТИ ВНЫС.' ПРИЧИНЫ СЛОИССН И 51, ХараКТСр И с !с!!!."$$ь 13еа3$изсн!Ип дс1$1нь$х П13авовых аспск10В В П1зоп!лом и В нас1051щее $3ре»$5$, возможность использования ее в условиях су1цествования современного общес!Ва.
,$1а5$!!Ое исследование имеет стройнусо логическую систему построения ко$П!сшцзп, 1го позволило автору добиться поставленной цели. Задачи, Вьпска$0П!ис из цс!$$! Нсслс)10В1П$$$5$. $юз!30лили г1эамотпо с11эуктури1ЗОВать рябо гу. ,$1иссср!ациоппос исследование имеет объем 176 стр., в т с!. список Испол~зоаан~ы~ ИСГОсц!Иков И ПРИЛО'КСПИС. СС1ДС1зжа1$ИЕ РВОС!ТЫ ПОЛ~ОСТЬЮ С00$!3СГСГВУСТ ЦСЛИ И Зс1ДВЧЯМ, '3ВЯ13ЛЕЦНЬ1М В ИССЛЕДОВсц!ИИ. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВВНПЫХ ИСГОс$$$ИКОВ И ЛИТС1зс!ТУ1ЭЫ СС!ДЕ135!Си!' 293 11ВИМСПОва!3ИЯ.
С'лсдует отме сить, что важным дополнением к работе слуисит тсрмгпи!логический словарь, дающий чепсое толкование специфических терм и!!1!в. 31!Ме !анин к работе, Оценивая работу в целом положительно, следует указать на отдельные !$едос!Вг!си. 1. Ут!3013ждение автора: «Коран гласит о том, что Л3!!!ах постоянно копя РОЗ!пруст жизнь '$С !Овск'1...» П,$!В3!сс пс по,!$ Вс1эзкдсно к01эапичсскими ссьп$кс11~! и. 11с Все мусу. $ьма$!скис ОО!'Ос!!О!3ы пр!3$!ер5!сива!О! 051 мпспия 0 сжсмипупюм присутспзии Бога в жизни людей, а Его эпитеты знание-'илм и зрспнс-'с!асар связаны с предопрсделсписм, а пе с ко!1гролсм над поступками ч сл О Вс ка (с. 24). з.'! Рсбмст уточпспи5! л!с 1ер»$$$цац!$5! терминов «ислам», «дин», «миллат», поскольку семантические соответствия с русскими понятиями, данные Я)П 01)ОМ 110 ПО!!НОСТЬН) ]Эслсаспг(П1~1..)то ЖС КЯСЯС ! С5! ЦСПОЧКИ ПОНЯТИЙ «мусульманское право, фикх и шариат» (С.28-29). 4.
Вь(з(,)вс!Ст воп1эос противопостявлс!!Ие Корана и Сун))ы кс)к $1с Гочника (ЭЕЛИГИОЗ11ОГО ХЯРЯК ГС)ЭЯ, Я ИДЖМЯ !1 КИЙс1С вЂ” КЯК 1Э)1Ц)$011салы)ОГО, ТО (.СТЬ НСРСЛН$ ВОЗНОГО. СОЗДЯСТСЯ ВПЕ')ЯТГ(С1$ИЕ, '1ТО с1ВТ01) ЖЕЛЯСТ ВЫНССТИ ДВЯ $!Ослс $11их ис Гочника зс! НРС$(ель)1ж!игиознО!'0 пол51 (с.30).
5. Утверждение. Гго «христиа)!ство, в отличие от ислама, нико(да полностью нс зямсн!яло св( тску$0 в! !яс11»> Вы(.:$51 $$$'$' сли 1! !ком $(я ГСГ01)и "1ным. ПО кряйнеЙ мере„суп(ествование !якого современного теократического государства, как ВЯ Гика1$, с1 так)$(с сР0$$$1свскОВОЙ Визс)!и иис позвол5$е !' ОспОРи 1ь У ! ВСР)кДенис автора (с. 1! 7). 6.