Диссертация (Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы), страница 21
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы". PDF-файл из архива "Глобальная научно-образовательная политика информационного общества - философско-антропологическая концепция новой культурно-исторической парадигмы", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 21 страницы из PDF
Скиннер и др.),гуманистическая теория личности (К. Роджерс, А. Маслоу и др.),49Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. О. В. Долженко. — М.: Высш.Шк., 1986. — 368 с.50Общая характеристика указанных подходов приводится по книге Ч. Куписевича (см.выше)119когнитивизм (Дж.
Миллер, Дж. Брунер, У. Найссер, Г. Саймон, А. Ньюэлл идр.), гештальтпсихология (М. Вертгеймер и др.) и пр. Помимо указанныхподходов в рамках каждой конкретной социально-политической идеологиипредлагается свой взгляд на научно-образовательную политику, т.е. и уконсерваторов, и у либералов, и у социалистов существуют своё видениетого, каким должны быть наука и образования в идеальном, с их точкизрения, обществе.Для того, чтобы оценить вклад предшественников в формированиепарадигмы и методологии глобальной научно-образовательной политикиинформационного общества, на наш взгляд, следует в хронологическойпоследовательности дать краткую характеристику их основных идей,определив заложенный в них для раскрытия темы настоящего исследованияпотенциал.С опорой на фундаментальные идеи античных, преимущественнодревнегреческих, авторов в числе первых, с нашей точки зрения, стоитотметить экциклопедизм, заключающийся в том, что основная цельобразования состоит в передаче обучающимся максимального объема знанийиз различных научных областей.
Основоположниками этой теории, вероятно,можно считать чешского архиепископа Я. А. Коменского, английского поэта иисторика Джона Мильтона, немецкого педагога Иоганна Бернхарда Базедоваи др. Особенно нам бы хотелось поделиться своими соображениямиотносительно понимания концепции Я.А. Коменского. Ян Амос Коменский,будучи епископом протестантской общины “Чешские братья”, разработавсвою Великую Дидактику, стал основоположником педагогики, однако о еговкладе в теорию профессионального образования зачастую умалчивают.
Онпоставил перед собой задачу научить своих собратьев читать, писать исчитать. Зачем? Читать – для того, чтобы самостоятельно изучать СвященноеПисание, так как протестант не должен прибегать к помощи священника,чтобы открыть ту индивидуальную истину, которую ему и только ему являетВсевышний.
Теперь, после чтения, самое простое – научить человека120воспроизводить буквы, слова и предложения, то есть обучить письму.Научить писать в то время – означало дать человеку профессию писаря, тоесть способ заработать на жизнь, ибо “трудящийся достоин пропитания”, ипотому протестанты никогда не просят и не подают милостыни, предпочитаяполучать вознаграждение за свой труд. Человек, владеющий письмом, всегдабез труда мог найти работу.
А научить считать требовалось для того, чтобыработника не обманули, платя ему за труд, чтобы человек не считал себяуязвимым и беспомощным простофилей. Обучение счёту – это и естьсоциализация. На тот момент суть и практическая польза стратегии,предлагаемой Коменским, была очевидна. Образование, в соответствии сэтим подходом, заключается не столько в максимальной концентрациипедагогического воздействия посредством увеличения учебной нагрузки ииспользования дидактической системы, предназначенной ее автором дляформирования общеучебных умений и навыков (как принято считать внаучно-педагогическом сообществе), сколько в организации образовательногопроцесса с позиций его направленности на приобретение востребованнойпрофессии, социализацию и предоставления интеллектуального инструментадля самостоятельного формирования собственного мировоззрения. Идеиэпохи Возрождения и Нового времени живы и процветают поныне.Дидактический формализм основан Э.
Шмидтом, автором изданной в1791 г. «Эмпирической психологии» (Empirische Psychologie) и А. А.Немейером,опубликовавшим в 1796 г. книгу «Принципы воспитания иобучения». В отличие от энциклопедизма дидактический формализмрассматривает обучение только как средство развития способностей ипознавательных интересов обучающихся. Образование, в соответствии с этойтеорией, в углублении, расширении и формировании этих способностей иинтересовкакнекоегоинструментария,призванногообеспечитьсамостоятельное погружение в профессию.
Исходя из этой позиции, главнымкритерием при отборе учебных предметов, по мнению сторонниковконцепции,должнаслужитьформирующаяценностьприобретаемой121обучающимсяспециальности.Такимобразом,всоответствииспредставленной идеей и нашим пониманием ее, развитие образованиядолжно идти в направлении расширения спектра и углубления освоениякогнитивныхкомпетенций(говорясовременнойтерминологией),чтоособенно актуально в условиях вступления в информационное общество, гдерастет спрос в специалистах, способных быстро и качественно работать синформацией: собирать, идентифицировать, обрабатывать и использовать врешении фундаментальных и прикладных задач.Дидактический утилитаризм возник на рубеже XIX и XX столетий вСША, основоположником которого по праву считают Дж.
Дьюи. В ЕвропеаналогичныевзглядыпродвигалвиднейшийнемецкийпедагогГ.Кершенштейнер. По мнению Дьюи, образование – это непрерывный процесс«реконструкции опыта». С его точки зрения, процесс и цель образования –это одно и то же. Говоря о цели образования, Дьюи считает, что источниксвязи между учебным содержанием отдельных предметов нужно видеть всамой индивидуальной и общественной деятельности обучающегося. Врезультате единственный путь к овладению социальным наследием, по егоразумению, связан с возможностями приобщения обучающихся к тем видамдеятельности, которые позволили цивилизации стать тем, чем она стала.Дьюи полагает, что при определении содержания обучения необходимосконцентрировать внимание на занятиях конструктивного характера, учитьдетей только тому, что реально пригодится в жизни: готовить еду, шить,приобщать их к рукоделию и т.
п. Данная теория получила большоераспространение в наши дни, большей частью в американской системеобразования. На основании этой идеи реконструкция социального опытаявляется основным критерием, которым следует руководствоваться приопределении содержания обучения; разнообразные же практические занятиядолжны играть роль фактора, активизирующего мышление и деятельностьобучающихся. В рамках указанного подхода прогрессивистами былисформулированыконкретныепринципыпостроенияобразовательных122программ, среди которых принцип проблемного подхода (problem approach) ксодержанию обучения, основанный на идее представления учебногоматериала в виде междисциплинарных систем знаний, освоение которыхпроизводится обучающимися посредством работы в группах; принципформирования практических умений в ходе разрешения определенныхпроблем, являющийся прогрессивной идеей, пришедшей на смену методикеобучения,основаннойнамногократноевыполнениемеханическихупражнений; принцип объединения работы с игрой в условиях, когда работаи игра функционально связаны с поставленными образовательнымизадачами; принцип активизации деятельности обучающихся, опирающийсяна самостоятельность при освоении знаний и компетенций в ходеобразовательного процесса; принцип вовлечения обучающихся в жизнь ихсоциального окружения, частью которого те являются.
В данном контексте,исходя из нашего понимания предлагаемой концепции, развитие образованиядолжно быть направлено, прежде всего, на освоение того опыта, которыйобеспечитреальнуюсоциальную,бытовуюитрудовуюадаптациюобучающемуся в будущем посредством решения конкретных практическихзадач.Проблемно-комплексная теория разработана Богданом Суходольским изаключается в том, что общее образование – необходимая составляющаяпрофессионального образования, но его содержание нельзя определятьтолько исходя из потребностей будущей профессиональной деятельности илиучебы, так как оно является основой жизни людей вне их профессиональнойдеятельности.
По мнению Суходольского, для преобразования мира иподъема культуры людей на уровень, которого требует от них историческоеразвитие цивилизации, содержание образования должно определяться егоролью в жизни общества, а общеобразовательная школа должна не столькообеспечивать подготовку обучающихся к будущей профессиональнойдеятельности,сколькооблегчатьимпознаниедействительности.Всоответствии с проблемно-комплексной теорией Суходольского отдельные123дисциплины следует изучать не порознь, как до сих пор, а комплексно, делаяпредметомпознавательнойдеятельностиобучающихсяпроблемы,разрешение которых требует использования информации из разных областейзнания. С точки зрения Суходольского, содержание образования должноопределяться его ролью в жизни общества, то есть быть социальнозначимым, а именно способствовать формированию у будущих поколенийзнаний и компетенций в решении актуальных проблем современности(проблем техники, социологии, экономики, искусства, эстетической культурыи т.