Диссертация (Гендерный ресурс государственной политики и управления в современной России), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Гендерный ресурс государственной политики и управления в современной России". PDF-файл из архива "Гендерный ресурс государственной политики и управления в современной России", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Линзыгендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов:пер. с англ. М. «РОССПЭН», 2004.С.284). Женщина от природы (от Бога) должна быть матерью, полагают эссенциалисты, хотя на самом дележенщина может быть матерью в силу наличия у нее соответствующих органов. То, что она должна бытьматерью, конструируется в ходе ее гендерной социализации.6147биологическим и социальным воспроизводством рода, недооцениваютсяобществом и женщинам отказывают в профессиональных амбициях.
Какпишет П. Бурдье, достаточно их высказать женщине и то, что естественнымобразом признавалось за мужчинами, моментально получает статуснереального посредством иронии или мягкой снисходительной любезности 64.В этом и проявляется интересующее нас влияние нормативногоизмерения социальной структуры на неравенство жизненных возможностей.Женщина, «предназначенная природой» к продолжению рода и деятельностив приватной сфере, не допускается в сферу публичную, ее жизненныевозможности не простираются дальше ведения домашнего хозяйства.Мужчинам в свою очередь «природой предназначено» участвовать всоциальных играх, важнейшими из которых являются игры власти. Ихсамореализация возможна лишь в публичном мире.
Быть мужчиной,подчеркивает П. Бурдье, «значит сразу оказаться в позиции, содержащей всебе власть и привилегии, но одновременно обязанности и все обязательства,вписанные в понятие мужественности как своего рода аристократизм» 65.В сфере политики андроцентризм культуры, как отмечают Т. Рябова иО. Рябов, превращается в ресурс власти.Обсуждая образ «настоящегомужчины» российской политики, они пишут, что маркировка политическихакторов «как женственных или как мужественных влечет за собойатрибутирование им соответствующих качеств и соответствующего места всоциальной иерархии… Трактовка фемининного в качестве второсортного иподчиненного определяет основную форму гендерной метафоризации;маскулинизацию Своих и феминизацию Чужих» 66.
Мы еще вернемся в теменедооценки женского, обсуждая формы использования гендерного ресурсагосударственной политики и управления, особенно на институциональномуровне.Бурдье П. Мужское господство… С. 345-346.Бурдье П. Мужское господство... С.325.66Рябова Т. Б., Рябов О.В.Настоящий мужчина российской политики? (К вопросу о гендерном дискурсе какресурсе власти) // Политические исследования. 2010. № 5. С.50.646548Е. Здравомыслова и А.
Темкина отмечают, что в России гендерныйподходссамогоначала(т.е.с1990-хгодов)«развиваетсявинтеллектуальном климате эссенциализма и биологического детерминизма ипротиворечит основному направлению российского либерального дискурса».В силу этого гендерные исследования рассматриваются научным иполитическим мейнстримом как ориентированные на нежелательныеизменения в сфере отношений между полами и, прежде всего, на разрушениесемьи 67.
В официальной риторике доминирует поло-ролевой подход ктрактовке гендерных отношений, легитимирующий подчиненное (зависимое)положение женщин.Как показывает практика, за прошедшие десятилетия ситуация малоизменилась. Можно вспомнить выступление в декабре 2010 г. председателяСинодального отдела по взаимоотношению Церкви и общества протоиреяВсеволода Чаплина, предложившего ввести общероссийский дресс-код дляженщин 68.В российском массовом сознании бытует множество недоразумений,мифов и предрассудков в отношении гендера.
Более того, многие считаютгендер и всё, связанное с ним, выдумками западных феминисток, чуждой иразвращающей незрелые умы идеологией. В последнее время, благодаряусилиям ряда радикально настроенных общественных организаций (преждевсего религиозных), гендер приобретает еще и отрицательные коннотации сгомосексуализмом, а борьба за гендерное равенство представляется этимиорганизациями борьбой за права сексуальных меньшинств. Мы еще вернемсяк этой теме, обсуждая Концепцию государственной семейной политики иНациональную стратегию действий в интересах женщин.Примером такой односторонней трактовки гендерных исследованийможет служить публикация в 2016 г. в журнале «Власть» статьи о гендерныхЗдравомыслова Е.А., Темкина А.А.
Социология гендерных отношений … С. 22.В Русской церкви советуют россиянкам вести себя более благопристойно // Интерфакс-Религия.[Электронный ресурс]. Доступ: URL: http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=38771.Дата обращения17.01.2018.676849стратегиях «мягкой силы» НКО 69. Не анализируя ее подробно 70, отметимтолько некоторые моменты. Авторы описывают будущее, которое наступит вРоссии, если будут приняты «гендерные» законы. Это, по их мнению,подорвет социальную и демографическую безопасность страны 71.
А именно,произойдет подмена поло-ролевых установок общества, которая приведет котмираниюинститутасемьи,«гендерные»законылегализуютгомосексуальность, однополые браки, суррогатное материнство, изъятиедетей из семей по решению суда (ювенальная юстиция) и т.п. – все вместеэто приведет к расцвету педофилии и взращиванию гомосексуальногопоколения 72. Также произойдет рост конфликтов на этноконфессиональнойпочве из-за необходимости изменения традиционных семейных ролей иотстранения церкви от участия в проведении социальной политики.Говоря о росте конфликтов на этноконфессиональной почве, авторы неконкретизируют, кто выступает сторонами конфликта, и что именно будетвести к его обострению. Однако в статье есть фраза о том, что в силу жесткойсекулярной политики церковь в Европе «фактически загнана в угол повопросам демографической и семейной политики» 73.
Другими словами, речьидет не об этноконфессиональных конфликтах, а о взаимодействии церкви игосударства в вопросах семьи и социальной политики.С нашей точки зрения, вмешательство церковных институтов вгосударственнуюполитику–этонарушениепринципасветскостигосударства. К чему на практике приводит участие представителейрелигиозных организаций в разработке документов государственногостратегического планирования, наглядно демонстрирует общественныйпроект Концепции государственной семейной политики в РоссийскойФедерациинапериоддо2025г.,подготовленныйдепутатомУстинкин С.В., Рудакова Е.К., Эминов Д.С.
Гендерные стратегии «мягкой силы» НПО как инструментпереформатирования культурного года общества и государства в России // Власть. 2016. № 1. С. 5-15.70Более развернутый анализ представлен в Кашина М.А. О научном подходе в дискуссии о значениигендерных исследований и гендерного законодательства для России // Власть. 2016. № 6. С. 138-144.71Устинкин С.В., Рудакова Е.К., Эминов Д.С.Гендерные стратегии «мягкой силы» НПО … С.
5.72Устинкин С.В., Рудакова Е.К., Эминов Д.С Гендерные стратегии «мягкой силы» НПО…С. 14.73Устинкин С.В., Рудакова Е.К., Эминов Д.С. Гендерные стратегии «мягкой силы» НПО …С. 13.6950ГосударственнойДумыЕ. Мизулинойприучастииобщественныхорганизаций, в том числе религиозных. Т. Гурко, анализируя ее, пишет:«Концепция слабо привязана к конкретному историческому этапу развитиястраны и реальной жизни людей в XXI веке … призывает вернуться ктрадиционным семейным ценностям» аграрного общества 74.
И далее. «В1990-е гг. произошли сексуальная, контрацептивная и феминистскаяреволюции в России и с этим нужно считаться как с объективнойзакономерностью,которуюврядлиудастсяпереломитьочереднойконсервативной концепцией» 75. М. Муравьева видит корни апелляции ктрадиционным семейным ценностям в «полицейском государстве», котороеактивно развивалось в Германии, Австрии и России во второй половинеXVIII в. Именно тогда появился «пронатализм, понимаемый как инструментстимулирования экономического роста и государственного благосостоянияпосредством управления человеческими ресурсами и контролем надсемьей»76.Тезис о расцвете педофилии в результате принятия «гендерныхзаконов» фактами в рассматриваемой статье также не подкреплен. Авторыобъединяют вместе репродуктивные технологии, ювенальную юстицию,суррогатное материнство, детское сексуальное образование, и считают, чтовсе это вытекает из принятия «гендерных законов». Как уже отмечалось,«гендерных законов» у нас еще нет, но вспомогательные репродуктивныетехнологии уже активно используются.
На самом деле они направлены наборьбу с бесплодием, а не на разрушение семьи, хотя их использование,разумеется, имеет массу неоднозначных последствий: психологических,правовых, социальных, экономических и др.Другими словами, в статье о гендерных стратегиях «мягкой силы»НКО представлен не научный анализ конкретных фактов, а обоснованиеГурко Т.А. О Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025года: экспертная оценка // Социологическая наука и социальная практика. 2013. № 3. С.
35.75Гурко Т.А. О Концепции…С. 50.76Муравьева М. Г. Традиционные ценности и современные семьи: правовые подходы к традиции и модерну всовременной России // Журнал исследований социальной политики. Т.12. № 4 (2014). С. 628.7451политических взглядов противников изменения традиционных гендерныхролей, что лишний раз подчеркивает остроту противостояния взглядовфеминизма и антифеминизма в российском общественном сознании иполитический характер гендерных отношений в России.Какужеотмечалось,всоциальныхнаукахсложилосьдвеальтпернативных трактовки понятия гендер – поло-ролевая и социальноконструктивистская. Анитифеминисты радикальной ориентации жесткостоят на первой и не скрывают этого, более того они подменяют гендерполом,игнорируясоцио-культурноесодержаниегендераизаменяясоциальные характеристики индивида биологическими. Например, ониутверждают: «Человеческий социум – это рациональный, сбалансированныйи подвижный организм, где все имеет свой смысл и биологическиепричины» 77.
Главная функция женщин – размножение, мужчин – охранаженщин и детей. В этих рассуждениях отчетливо слышатся отголоски теорииполового диморфизма В.Геодакяна 78.Ключевымдефектомподобныхрассужденийявляетсяихантиисторизм. Опираясь на объективно существующие биологическиеразличия между мужчинами и женщинами, антифеминисты утверждают,«что ВСЯ история человеческого рода, от настоящего времени до самыхранних письменных текстов, является непрерывной летописью Патриархата.В каждом человеческом обществе, без исключения, лидерство связано смужчиной, а уход за детьми с женщиной» 79.Однако исторические и этнографические факты свидетельствуют, чтовозникновение патриархата и моногамной семьи связано с формированиеминститута частной собственности и возникновением государства.