Диссертация (Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века". PDF-файл из архива "Историко-культурный цикл - российское театральное режиссерское искусство во второй половине ХХ - начале ХХI века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РАНХиГС. Не смотря на прямую связь этого архива с РАНХиГС, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Товстоногов, О. Ефремов, А. Эфрос, Ю. Любимов, на деле тоже отказалисьот этого принципа. Но на уровне демагогии, то есть взаимоотношений свластью, с Министерством культуры и партийными органами, они этойстратегии придерживались. В иных случаях именно принцип партийности,использованный в спектакле или пьесе намеренно, в стратегических целях,помогал «протащить» другие острые вещи. Так в пьесе А. Гельмана«Заседание парткома» решающая роль была отдана парторгу завода, которыйзанимал чрезвычайно прогрессивную позицию.
Это нужно было драматургудля того, что поднять другие более важные и острые проблемы советскогопроизводства, которые «без прикрытия» этим парторгом цензура могла бы непропустить.Что касается первого принципа — идейности, то шестидесятники нетолько не отказались от него, но напротив, положили во главу угла. Ихискусство было, прежде всего, идейным искусством.
А сами они, как ихудожники эпохи тоталитаризма, как уже было сказано, выступали в ролиидеологов. Еще и поэтому они были такими крупными масштабнымиличностями, ориентировавшими свое искусство очень широко, на весь51социум, точнее, на его передовой отряд — интеллигенцию. Отсюда широкийзахват аудитории. «Современник», Таганка и БДТ были для интеллигенциизаконодателями по вопросам этики, политики, нравственности.Отсюда такая большая, даже преувеличенная роль искусства в 1960-е —1980-е годы.
И такая важная ведущая роль художника. Все это можно сравнитьтолько со сталинистским этапом, когда искусству и культуре было отданаважнейшая из ролей в пропаганде нового строя.Постепенно, с течением времени, в постсоветскую эпоху все это будетутеряно, и искусство вернется к себе самому. Став средством выраженияхудожника не как инженера и строителя светлого будущего, а как творческойиндивидуальности, равной самой себе и не претендующей на роль идеологажизни. Искусство станет легче, чем у шестидесятников.
Не столь идейнонасыщенным, не столь гражданственным и общественно актуальным.1.3. Интеллигенция как референтная группаПоколение шестидесятников вошло в профессиональную жизнь наволне ХХ съезда КПСС, взявшего курс на преодоление последствий культаличности. Это обстоятельство послужило импульсом для деятелей культуры,литературы, кинематографа, театра к обновлению художественных средств,традиций, поиску новых стилей и языка. Шестидесятники при этом проводилив театре идеологию той социальной и общественной группы, которая всоветские времена именовалась «прослойкой», а по существу была передовойчастью советского общества, главной движущей силой общественных,культурных и духовных процессов.Вопрос интеллигенции широко обсуждался и в литературе — Ю.Трифонов, А.
Битов, В. Аксенов и др. Вопрос о происхожденииинтеллигенции, ее культурных и иных традициях в 1960-е годы самойинтеллигенцией не обсуждался. Она исходила из самых общих представлений52о некоей особой исторической миссии интеллигенции, являющейся совестьюнации.В официальной советской идеологии еще 1930 — 1940-х годов обществомыслилось как единый сплоченный союз рабочих, крестьян и трудовойинтеллигенции. При этом советское довоенное общество включало в себяразличные социальные слои — и те, которые сохранились с дореволюционныхвремен, и те, которые возникли вместе с советской властью. Идиллии единствав довоенном советском обществе фактически не было, и быть не могло. Мифединства насильственно насаждался властью. А нерушимый союз рабочих икрестьян существовал только на сценах театров, на экране кинематографа и взнаменитой скульптуре Мухиной, украшавшей довоенную Москву.Однако, после войны ощущение общности стало более реальным.Пережив общую судьбу военных лишений, смертей и голода, после победыобщество захотело обновления.
Появилось ощущение, что вот теперь — то,после войны, все должно быть по-другому. Отсюда и предощущение перемен,которое возникло еще до ХХ съезда. Съезд не породил эти настроения, он ихпросто узаконил.«Ментальностьшестидесятников—этоментальностьмалыхнеформальных объединений»47. В подобных объединениях «формировалсяшестидесятнический культ дружбы»48. В дружеском круге, в свою очередь,формировалось очень характерное для времени понятие «мы». «Они и мы» так называлась одна из оттепельных пьес, которую ставил А.
Эфрос в ЦДТ.Общество, таким образом, делилось на своих и чужих, на те, кто с намиитех,ктопротивнас.Критериемдлятакогоразделениябылимировоззренческие различия. Оппозиция друзей и врагов, тех, кто противфальшивых советских партийных принципов, и тех, кто придерживается этихпринципов, проявляя конформизм, было очень значимым для времени. Так вТюпа В. И. кризис советской ментальности в 1960-е годы. // Социокультурный феноменшестидесятых.
кризис советской ментальности в 1960-е годы. / Cост. В.И. Тюпа, О.В. Федунина. М., 2008.-С.20.48Там же.5347недрах социализма постепенно вызревало оппозиционное сознание, которое вдальнейшем в своих наиболее острых формах проявит себя в диссидентстве.Процессы расслоения в 1960-х были еще не столь заметны.Существовала иллюзия общности, человеческой солидарности, братства,особенно в среде интеллигенции. Эти настроения были отражены в искусстве.Слова из известной песни Б. Окуджавы «возьмемся за руки, друзья» сталиэпиграфом времени. Чувство общности в период «оттепели» породило в жизнии искусстве тему компании. Геологические экспедиции, туристические вояжипо стране, просто дружеские пирушки на знаменитых советских кухнях, культдружбы как таковой — все это говорило об особом чувстве общности, котороесплачивало людей.У советской интеллигенции существовал определенный кодекс чести.Это прежде всего внутреннее противостояние советской официальнойидеологии.
Поэтому интеллигенция в большинстве своем не вериламифологии партии и власти, коммунистическим лозунгам и призывам.Скептически относилась к заявлениям официальной прессы.Кроме того, интеллигенция придерживалась своеобразного аскетизма,исповедовалаидеалынестяжательства,пренебрегаламатериальнымиценностями, потребительством. Материальному — деньгам, накопительствупротивопоставляла духовность. Духовность — это некая настроенность намировую гармонию, это обретенный смысл жизни. И это еще ипротивостояние жестокому, детерминирующему миру зла (в подтекстесоветскому миру).Духовность, равно как и интеллигентность — основное понятиявремени. Практически духовность и интеллигентность это одно и то же.Интеллигентность не мыслилась без духовности и наоборот.Самым важным качеством интеллигента считалась образованность.
А всвязи с этим возникала необходимость поддерживать свой образовательныйстатус. Поэтому важным занятием интеллигенции в 1960-е — 1980-е годыбыло чтение книг, просмотр кинофильмов, спектаклей.54Поэтому культура и искусство играли не только эстетическую ихудожественную роль, но, прежде всего, идеологическую, которая была непросто важной, но преувеличенной. Это был чисто советский феномен. Онвозник и утвердился еще в сталинскую эпоху, когда искусство и культурабыли важными социальными институтами, стратегия которых заключалась втом, чтобы проводить в жизнь официальную государственную идеологию.Именно на искусство как на средство пропаганды Сталин делал основнуюставку.
Искусство в период культа личности транслировало все идеи, которыевласть хотела донести до народа.После смерти Сталина роль культуры и искусства оставались столь жеважными. Но кардинальным отличием искусства нового периода стало то, чтооно как бы расслоилось. Продолжала существовать линия официальногоискусства, выражавшая государственную партийную идеологию. Появилось илинияискусства,транслировавшегоидеологиюхудожественнойинтеллигенции, которая с властью оказалась в сложных отношениях. Отчастисолидаризовалась с ней, позднее все больше и больше расходилась. В середине1960-х идеология художественной интеллигенции уже вступила в явноепротиворечие с официальной идеологией.
Искусство интеллигенции занялоконфликтную позицию по отношению к официозу. На энергии этогоконфликта оно просуществовало несколько десятилетий, вплоть до М.Горбачева, до перестройки.Основнымстремлениеминтеллигенциибылостремлениеккардинальным переменам в жизни социума. Это стремление базировалось надвух кардинальных идеях. Первая касалась борьбы с культом и егопоследствиями.
Вторая заключалась в построении более демократическогообщества. Осуждение культа и желание демократизации жизни и быливедущими идеями большой части советской интеллигенции.При этом в обществе 1960-х — 1980-х годов высоким авторитетомобладали культура и искусство. Поэтому такое огромное число людей с55техническим образованием шли в творческие профессии актера, режиссера ипр.
- как раз в те профессии, которые и давали возможность высказаться.«В 1960-е годы спонтанно образовалась не то чтобы этикокультурологическая субкультура /…/, а духовная почва для выращиванияэтической модели интеллигента-гуманиста, на худой конец интеллигента —скептика или сноба. Появилось множество образованных молодых людей,чаще всего — гуманитариев. Которые отвергали мещанские соблазны ирасчетливый прагматизм, предпочитали жить духовными интересами, тратяпоследние деньги на книги, театры, выставки.