Шаманизм - философско-религиоведческий анализ, страница 6
Описание файла
PDF-файл из архива "Шаманизм - философско-религиоведческий анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
В 2006 г. с 15по 26 августа была предпринята экспедиция по местам традиционного алтайского шаманизма – в горныйАлтай, на плато Укок, где в 1993 году было обнаружено захоронение «Принцессы Укока». В экспедицииучаствовали мои коллеги-студенты и в последующем аспиранты кафедры философии и религиоведенияфилософского факультета МГУ А. К. Высоцкая и С. А. Панферов, которым я выражаю глубокуюблагодарность.
Результаты экспедиции обработаны в моей дипломной работе «Представления о человеке вмифологии алтайского шаманизма: опыт религиоведческой реконструкции» (М., 2008), и отчастизафиксированы в приложении к ней. В 2010 г. я присутствовал на проходившем в Москве фестивале17контекста.Реконструкция комплекса представлений о человеке в алтайскомшаманизме ведется в их сопоставлении с тибетской религией бон, современныминеошаманскими культами. Для обеспечения этого выясняется, имеют ли алтайскийшаманизм и тибетские верования и практики сходные и общие составляющие.Выделение устойчивых компонентов в шаманизме и религии бон позволяетоценить являются ли они различными религиозными системами или разнымиэтапами развития одной и той же религии. 96 Выявление типических элементов всовременных неошаманских движениях позволяет определить наиболее частоиспользуемыеэлементышаманскогокомплекса,атакжесоциальныеиантропологические предпосылки сохраняющихся архаичных образцов сознания иповедения (социально-антропологических констант).
Анализ концептуализацийфеномена«шаманизм»врелигиоведениивключаетихсоотнесениесреконструированными характеристиками человека в шаманской мифологии, спониманием шаманизма в когнитивных исследованиях 97 и с феноменологическимпонятием «человек религиозный» («homo religiosus»).
Кроме того, типологическийметод при сопоставлении алтайских материалов с трактовкой шаманизма всовременном религиоведении направлен на классификацию концепций шаманизмаи попытку выработать определение этого явления. Структурно-функциональныйанализ используется для комплексной реконструкции представлений о человеке всистемеалтайскогошаманизмаирелигиибон.Феноменологическийигерменевтический метод применяются для выявления в шаманском комплексеустойчивыхсмысловисимволов,восходящихкархаическимпластамчеловеческого сознания и поведения.Научная новизна исследования:1.
Анализ концептуализации шаманизма в современном религиоведениивыявил элементы, неотъемлемые в его определении, - вера в наличие несколькихдуш у человека, обладающих своей субстратной спецификой и функциями, вшаманистов «Конь-самолет» где беседовал с шаманами Чочагаром Кес Камом (Виктор Монгуш), ЛюдмилойОоюн, Шалгиновой Надеждой, Алисией Дзаппи и др. Результаты наблюдений фиксировались в моемтекущем архиве, отчасти представленном в моем блоге Живого журнала, см. особенно Пост: http://sonsham.livejournal.com/637.html.96Основы религиоведения.
Под ред. И. Н. Яблокова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. Высш. шк., 2005. - С. 9.97Цели и задачи когнитивных исследований в религиоведении связаны с разрешением проблем философиисознания и ищут ответ на вопросы: как возникают религиозные идеи в мышлении человека; какосуществляется их репрезентация и какие формы действия эти идеи вызывают. См.: Религиоведение / Подред. М. М. Шахнович - СПб.: Питер, 2011. - С. 377-378.18связанных с ними природных духов, приобретающих социальные характеристики;в институциализованного экстатика, способного согласовывать три уровнямироздания и их обитателей; показал необходимость специального исследованияшаманистских представлений о человеке.2.
Обоснована продуктивность сопоставления мифологии алтайскогошаманизма с тибетским религиозным комплексом бон. Реконструированыалтайские и тибетские традиционные представления о человеке как участникешаманской практики – образы человека здорового,больного, при смерти, впосмертном существовании, шамана (в бон - шена), духов и божеств.3. Привлечение психологического и нейробиологического подхода выявилопредпосылки экстатических состояний сознания, отмеченных исследователями вразличныхшаманскихпрактиках.Ктакимпредпосылкам(«социо-антропологическим константам»), принадлежат проекция человеческого сознанияна внешнюю действительность; самопознание, эмпатия, способность входить вроль «другого»; смены ролей в деятельности и общении.4.
Восполнена концепция «человека религиозного» («homo religiosus»)включением аспекта институциализованной экстатической практики.5. Сравнение представлений о человеке и шамане в традиционных инеошаманских движениях показало, что в последних образцы связываются ссовременнымиреалиямиобщественногосознаниявцеляхпоглощениятрадиционного шаманизма.На защиту выносятся следующие положения:1. Шаманизм - это комплекс анимистического сознания (вера в общение сдушами и духами) и поведения (ритуалы этого общения), регулируемый практикойинституциализованныхэкстатиков,использующихдостижениеизмененныхсостояний сознания с помощью специальных действий и средств.2.
Алтайский шаманизм и бон суть феномены, восходящие к архаичнойрелигиозной системе, основу которой составляли анимистическое сознание иповедение, практика институциализованных экстатиков, обладающие сходными иобщими составляющими,что подтвердило устойчивые элементы в обоихкомплексах и при соотнесении с исследованиями шаманизма у других народовсвидетельствует об универсальности этого феномена в истории религии.193. Отмеченные в шаманизме устойчивые элементы сознания и практики ощущение присутствия душ и духов, способность экстатика взаимодействовать сними в трех мирах - связаны с социо-антропологическими константами: опытомсновидений, способностью человека входить в роль «другого», нарратизациейобраза своего «Я».4. В концепции «человека религиозного» («homo religiosus») неотъемлемымэлементомявляетсяинституциализацияэкстатическойпрактикивпсихотерапевтических и организационных целях.5. В современных неошаманских движениях религиозный опыт и практикивыстраиваются аналогично таковым в традиционном шаманизмес целью егопоглощения и глобализации.Теоретическая значимость и апробация исследования.Материалы и результаты настоящей работы могут быть использованы врелигиоведческих,исторических,философскихинейротеологическихисследованиях, посвященных проблеме шаманизма.
В практическом отношениирезультаты могут быть полезны при написании учебных пособий, касающихсяистории шаманизма и религии бон.Апробация исследования осуществлялась в форме докладов на научныхконференциях. 98 Основные положения диссертации отражены в публикациях потеме (список приведен в конце автореферата).98- «Ломоносов», XV Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных, 7-11 апреля2008 года, Москва;- «Проблемы исторического и теоретического религиоведения», Совместная научная конференция НОУВПО «Институт философии, теологии и истории святого Фомы» и философского факультета МГУ им. М.
В.Ломоносова, 10-11 апреля 2009 года, Москва;- "Религиоведение в России. К 50-ю кафедры философии религии и религиоведения", посвященной 50летию кафедры философии религии и религиоведения. 2 февраля 2010 г;- «Ломоносов», XVII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых учёных, 12-15 апреля2010 года, Москва;- «Проблемы исторического и теоретического религиоведения», Вторая совместная научная конференцияфилософского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, НОУ ВПО «Институт философии, теологии иистории святого Фомы», Центра изучения религий Российского государственного гуманитарногоуниверситета и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 23-24 апреля 2010 года,Москва;- "Проблемы исторического и теоретического религиоведения", Третья совместная научная конференцияфилософского факультета МГУ им.
М. В. Ломоносова, НОУ ВПО «Институт философии, теологии иистории святого Фомы», Центра изучения религий Российского государственного гуманитарногоуниверситета и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 18-19 марта 2011 года,Москва.20Основное содержание работыСтруктура работы связана с постановкой и решением задач, в которыхраскрывается цель исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав,включающих двенадцать параграфов, заключения и списка литературы.
Объемдиссертации составляет 222 страницы. Список использованной литературывключает в себя 360 наименований.Во«Введении»обосновываетсяактуальностьисследования,характеризуется степень разработанности проблемы, определяются объект ипредметисследования,формулируютсяегоцельизадачи,указываетсяметодологическая основа, раскрывается его научная новизна, перечисляютсяположения, выносимые на защиту, устанавливается теоретическая и научнопрактическая значимость диссертации, описываются её апробация и структура.Впервойглаве-«Проблемашаманизмавсовременномрелигиоведении» - рассматриваются вопросы, касающиеся истории исследованийи определения понятия шаманизм, осуществляется поиск релевантных концепций всовременных нейробиологических исследованиях.Параграф 1.1 - «Основные типологические концепции шаманизма» посвящен истории и типологии изучения явления.
Реферируемые исследованияшаманизма разделяются по пяти типологическим направлениям. К первомуотносятся психопатологические теории шаманизма.99Второе направление -социально - психологическое. Исследователи этой группы понимали шаманизм каклокальныйнаправлениеилиобщераспространенныйинтерпретироваловариантшаманизмкакпсихотерапии.универсальную100Третьесистемурелигиозного мировоззрения и образа жизни.101 Четвертое направление, возникшеев середине XX-го века, представляло шаманизм специфической техникой экстаза,интенциональным содержанием которого являлось сакральное102, в том числеизмененных состояний сознания, вызванных употреблением психоактивных99Эти теории развивали Н. А.
Виташевский (1857 – 1918), В. Г. Богораз (1865 – 1936), Л. Я. Штернберг(1861 – 1927), Д. К. Зеленин (1878 – 1954), Г. В. Ксенофонтов (1888 – 1938) и др. В западной наукеподобных взглядов придерживались М. А. Чаплицкая (1886 - 1921) и Пол Радин (1883 - 1959).100К ним относились - С. М. Широкогоров (1887 – 1939), В. Н.