Шаманизм - философско-религиоведческий анализ, страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Шаманизм - философско-религиоведческий анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
The Way of Shaman. N. Y., 1975. В России эта книга издана в 1996 г., под названием «Путьшамана». Харнер исследовал шаманизм северо-американских индейцев методом полного включения иакцентирует возможность лечения болезней в измененном состоянии сознания (ИСС), полагая, что этисостояния можно развить тренировками. М.
Харнер, имеет последователей по всему миру.17Walsh Roger. The World of Shamanism: New Views of an Ancient Tradition. Llewellyn Publications, 2007. - P.4. Одним из способов достижения ИСС, а также, «двигателей» новой культуры, стало употреблениепсихически активных веществ. Труды К. Кастанеды дали теоретическое обоснование возможности получить«знание» посредством психоделиков. Наряду с Т. Маккеной, Т .Лири и О. Хаксли, К.
Кастанеда считаетсяодним из основоположников «психоделической революции» в Соединенных Штатах после выхода в светпервой книги «Учение дона Хуана: Путь знания индейцев Яки» в 1968 году. См.: Castaneda, Carlos. TheTeachings of Don Juan: A Yaqi Way of Knowledge. — CA: University of California Press, 1968. - 168 p. В книгеописывается опыт ИСС после употребления плодов пейотля и псилоцибиновых грибов.18Харитонова В.И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий… С. 240. Принципы,изложенные у Кастанеды и Харнера, дали толчок развитию множества инновационных общин, которые утрадиционалистов получили названия «деструктивных сект».
Здесь же Харитонова описывает наиболееодиозную из них - последователи Рулона.5печатных изданий, содержащих в названии слово “шаман” 19 , а также Интернетресурсов, посвященных шаманизму, постоянно растет, притом, что структурапостроения большинства подобных проектов стандартна. Как правило, сайтысодержатстатьиикниги,посвященныетрадиционномушаманизмуинеошаманизму, упражнения и практики “самоисцеления”, а также предлагаютвозможность участвовать в платных “шаманских” семинарах, во время которых«приглашенный» шаман проводит сеансы «исцеления» также за отдельную плату.При этом вопрос о разделении традиционного шаманизма и неошаманизма невозникает в силу того, что в настоящее время эти понятия фактически слились.
20Аналогичная ситуация сложилась и в англоязычном сегменте. За рубежом интереск шаманизму возродился гораздо раньше, чем в России, и развитие сети Интернетактивно стимулирует появление новых Интернет-сообществ, а также шаманскихассоциаций и тренингов. Большая часть из них посвящена неошаманскимдвижениям.
21 Активное распространение образа шамана как колдуна или мага,19В подавляющем большинстве издания по шаманизму, заполнившие отечественный книжный рынок,представляют работы неошаманов Новой Эры: К. Кастанеды, Л. Эндрюс и их последователей, какнапример: Мэдден К. «Книга шамана-целителя. Дыхательные упражнения. Техники работы со снами идушой. Приемы использования бубна». – СПб.: ИГ «Весь», 2009. – 240 с. Среди работ, касающихсятрадиционного шаманизма, наиболее характерными примерами являются: Скотт Д. Г. Шаманизм. / пер.
сангл. Е. Глушенковой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – XVI, 269 c.; Сарангэрэл. Зов шамана: Древние традициии духовные практики. – Пер. с англ. А. Гарькавого. – М.: Фаир-Пресс, 2003. - 368 с. Работы русскоязычныхавторов зачастую представляют кальки с западных источников и не содержат библиографических отсылок,что ставит под вопрос их аутентичность, как например, работы Али-Гирея, О. Диксона, А. В. Корнеева. См.:Али-Гирей. Кровь и небо шаманов. К истоку традиций (монография). - Харьков: ЧП «Див», 2006. – 184 с.;Диксон О.
Древняя мудрость шаманов. – СПб.: «Издательство «Диля», 2005. – 224 с.; Диксон О., Янде И.Шаманские ритуалы и боевые практики. – М.: Издательский дом МСП, 2006. – 208 с.; Корнеев А. В.Религии мира. Шаманизм. – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 – 192 с.; Следует такжеотметить работу Ю. Стукалина: Стукалин Ю. В. Наделенные силой: Шаманы и колдуны американскихиндейцев. – М.: Гелиос, 2005. – 256 с. С каждым годом увеличивается и число академических работ,посвященных шаманизму, – см.
ниже раздел: «Источники и степень разработанности проблемы».20Например, сайты, посвященные шаманизму в русскоязычном сегменте Интернет - http://depoclub.ru/index.htm,http://shamancity.ru/,http://shamanism.narod.ru/,http://www.neoshamanism.ru/,http://greatways.narod.ru/ и пр., или информационные порталы и даже социальные сети: http://shaman.aha.ru/,http://shaman.net.ua/, http://shamanspirit.nm.ru/ и т.п, - фактически – неошаманские. Следует отметить, что наразличении традиционного шаманизма и неошаманизма в России, настаивают именно «традиционные»шаманы.
Валентин Хагдаев («Верховный шаман Ольхона») высказался на этот счет так: «Для нас шаманизм- религия, жизнь, многовековые никем не навязанные традиции. А для неошаманов из Европы шаманизм всего лишь увлечение, хобби.» (Из интервью бурятскому изданию: Балашов Т. Интрига среди шаманов //«Пятница» - № 20 от 22 мая 2009 г. См.: http://pressa.irk.ru/friday/2009/20/009001.html. Следует отметить, что«традиционные» шаманы либо вообще не располагают собственными Интернет-сайтами, либо сайты имеюткрайне низкие рейтинги в поисковых машинах. При этом, информация выстраиваются по принципу,аналогичному неошаманским порталам: См.: http://valentinhagdaev.narod.ru/, http://akaikine.a5.ru/,http://homeyurta.tuva.ru/ и пр.21Согласно данным фонда Майкла Харнера, их собрание содержит более 65000 проиндексированныхстраниц, посвященных шаманизму, а также около 70000 тысяч страниц исследований и 6000 книг и статей.(См.: http://www.shamanism.org/fssinfo/research.html).
На сайте Фонда посетителю предлагают не толькопройти обучение шаманизму, но также услуги «сертифицированных консультантов» и помощь в излеченииболезней. (См: http://www.shamanism.org/resources/index.html). Другой сайт «Shamanlinks» предоставляет6способного управлять демонами, отмечается также в художественной литературе,фильмах и даже компьютерных играх.Усиление националистических движений в различных регионах Россииможет негативно отразиться на целостности всего государства. Наиболеерадикальнымиизнихявляютсядвижения,основанныенаавтохтонныхрелигиозных культах.22 Значительную опасность для государственного устройствав этом контексте представляют процессы «замещения» утраченных национальныхверований «западными» культурными идеями, связанными с движением «ньюэйдж».
Утверждение идеологии «Новой эры» приводит к «навязыванию»культурных представлений, чуждых традиционному обществу и дальнейшему«отрыву» от общероссийской культурной среды. 23 Крайне резкую реакцию наразвитиенеошаманскогоусматривающиевдвижениятрадиционномвысказываютшаманизмеправославныепоклонениеапологеты,сатане,авраспространении неошаманских культов – стремление ЦРУ разрушить культурныеи духовные ценности православия.24Все это свидетельствует об актуальности философско-религиоведческогоисследования шаманизма как целостного феномена.ссылки на более чем восемьдесят крупных Интернет-ресурсов, посвященных шаманизму, и несколько сотен«специалистов» по всему миру, предлагающих обучение. (См.: http://www.shamanlinks.net/Shamanic_Links.htm, http://www.shamanlinks.net/Teacher_Links.htm).22К таким националистическим движениям на Алтае принадлежат Ак Jан (Белая вера) во главе с АкаемКинэ и Алтай Jaн (Алтайская вера) во главе с Зинаидой Тырысовой.
Ак Jан пытается возродить бурханизм.С точки зрения бурханистов, алтайцы еще до советской власти отказались от шаманизма или «черной веры»в пользу «белой веры» или бурханизма, в ожидании прихода Белого Бурхана. См.: Кнорре Б. Алтайскаянародная вера: ревитализация в свете сакральной геополитики. / Информационно – аналитический портал«Религия и право». 26.10. 2011.
Адрес сайта: http://religionip.ru/node/256. См. также: Иванов А. В., КушнерикР. А. Бурханизм // Религиоведение / Энциклопедический словарь. – М.: Академический Проект, 3006. – 1256с. – С. 170 – 171.23Показательным примером является семидневный семинар «Алтай и древние майя», проведенный Хосе иЛлойдин Аргуэльс на Алтае. Супруги стремились передать «знамя мира» правительству Алтая и создать«Фонд мира через культуру», развивая идеи Рерихов. При этом в процессе самого семинара традиционныеалтайские понятия объяснялись с позиции «северо-американского» шаманизма в интерпретации самихавторов.