Шаманизм - философско-религиоведческий анализ, страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "Шаманизм - философско-религиоведческий анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
См.: Аргуэльс Х., Аргуэльс Л. Алтай и древние майя: Закон времени, от прошлого к будущему. М.: АНО Центр «Свет», 2006. - С. 17, 26-27.24Так, на сайте “Москва – Третий Рим” указывается, что различные неошаманские движения и группы, втом числе приезжающие в Россию, спонсируются Агентством международного развития США (USAID),которое используется Центральным Разведывательным Управлением. См.: Языческие шаманы "спасают"Россию при финансовой поддержке ЦРУ. От 18.08.2011 - http://www.3rm.info/14220-yazycheskie-shamanyspasayut-rossiyu-pri.html.
Негативное отношение проявляется также к традиционному шаманизму – таксоздание в Бурятском государственном университете центра по изучению шаманизма представляетсяпопыткой возродить “сатанинскую религию”. См.: На службе сил зла. Наука реставрирует шаманизм. От31.01.2011 - http://www.3rm.info/8782-na-sluzhbe-sil-zla-nauka-restavriruet-shamanizm.html.7Источники и степень разработанности проблемы.Источниками для нашей диссертации являются алтайский героический эпос(«Мадаай Кара», «Алтай Бучый», «Очы Бала» )25, тексты религии бон (в том числе«Зермиг» 26 , «Лубум» 27 , «Синяя книга» 28 ); религиоведческие, археологические 29 ,этнографические, социологические данные, собранные в трудах отечественных изарубежных ученых, научные концепции шаманизма, обзор которых выявляетстепень изученности избранной темы и возможности ее дальнейшего анализа, атакже релевантные для проблемы шаманизма работы в области психологии икогнитивной философии сознания.Одним из первых миссионер В.
И. Вербицкий (1827 – 1890) далхарактеристику алтайского аниматизма, в котором коренится шаманство.30Изучению шаманизма и мифологии алтайцев способствовали труды В. В. Радлова(1837 – 1918), записавшего героический эпос тюркоязычного населения Алтая, 31 Г.Н. Потанина (1835 – 1920) «Очерки о Северо-Западной Монголии» 32 и Н. М.Ядринцева (1842 – 1894) «Сибирские инородцы» 33 , исследовавшего памятникидревнетюркской письменности. А. В. Анохин«Материалы по шаманству у алтайцев»2534(1867 – 1931) в своем трудезафиксировал и связал мифы оСм.: Калкин А. Мадаай-Кара // Алтайские героические сказания; пер.
с алт. А. Плитченко; худож. А.Дианов. – М.: Современник, 1983; Суразаков С. С. Алтайский героический эпос.- М.: Изд-во "Наука", 1985.26Зермиг датируется XI веком, содержит сокращенную биографию и учение Шенраба в 2-х томах, в товремя как в Зиджиде (XIV в.), биография представлена полностью в 12-ти томах. См.: gZer myg. Редакция иперевод А.Н.
Franke, «gZer myig, a book of the Tibetian Bonpos», Asia Major, том 1, 1924; том 3, 1926; том 7,1930.27На его оригинал на тибетском языке ссылаются исследователи бона, в частности Дж.Туччи.28Работа Гой Лоцзава Идсан Цзэва Шоннубала (1392-1481) «Deb ther sngon po», посвященная истории школтибетского буддизма, религии бон и проблеме происхождения тибетских царей. Перевод с тибетского наанглийский язык выполнен Н. Ю. Рерихом. См.: Востриков А. И. Тибетская историческая литература.
СПб.: Петербургское Востоковедение, 2007. - С. 79.29Среди археологических исследований Алтая, следует отметить экспедицию Н. В. Полосьмак,обнаружившую на высокогорном плато Укок мумию молодой девушки. Характер погребения можетуказывать на существование элементов шаманской традиции на Алтае уже ко II веку днэ. См.: Полосьмак Н.В. Всадники Укока. – Новосибирск: ИНФОЛИО-пресс, 2001. – 336 с.30См.: Вербицкий В. И Алтайские инородцы. Сборник этнографических статей и исследований алтайскогомиссионера протоиерея В.
И. Вербицкого. – Москва, 1893.31См.: Радлов В. В. Образцы народной литературы тюркских племен, живущих в Южной Сибири иДжунгарской степи. - Т. 1. Поднаречия Алтая: алтайцев, телеутов, черновых и лебединских татар, шорцев исаянцев. СПб., 1866. Результаты работы исследователь издал в виде книги на немецком языке, состоящей издвух частей. Вторая часть, посвященная шаманским практикам, до сих пор не переведена на русский язык:См.: Radloff W. Aus Sibirien. Lose Blätter aus dem Tagebuche reisenden Linguisten. Bd. 1-2. Leipzig, 1884.32См.: Потанин Г.
Н. Очерки о Северо-Западной Монголии. СПб., 1883.33См.: Ядринцев Н. М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. - СПб., 1891.34 См.: Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю в1910 – 1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. - Сборник музеяантропологии и этнографии при Российской Академии Наук, Т.
IV - 2, Л., 1924.8сотворении мира и происхождении человека с текстами шаманских камланий. Егоработу продолжила Н. П. Дыренкова (1899 – 1941), изучавшая шорский фольклор,анализировавшаяпроблемыстановленияшаманизма,шаманскойболезни,обучения шаманов у шорцев и телеутов. 35 Сообщения о магических обрядах,совершавшихся при рождении ребенка, и поверьях, бытовавших у южныхалтайцев, представила Л. Э.
Каруновская (1890 – 1975). По ее просьбе шаманКондратий Танашев из рода тангды алтай-кижи нарисовал изображение вселеннойи "пути шамана" в ту или иную область. 36 Значимые для изучения шаманизмаматериалы о почитании алтайцами деревьев и минеральных источников имеются встатьях Л. В. Чанчинбаевой. 37 Входящие в шаманский комплекс представлениятеленгитов и кумандинцев о смерти и существовании в загробном мирерассматриваются в работах В. П.
Дьяконовой.38Л. П. Потапов (1905 – 2000) в 1991 г. публикует фундаментальный труд,посвященный специально алтайскому шаманизму 39 , который содержит анализшаманских представлений о природе человека и его взаимоотношениях с духами ибожествами. Большую ценность для изучения шаманизма в контексте алтайскоймифологии и мировоззрения алтайцев имеют работы А. М.
Сагалаева (1953 – 2002),уделившего особое внимание влиянию центрально-азиатских религиозных системна мировоззрение алтайцев.40Трехтомная монография, написанная А. М.Сагалаевым в соавторстве с И. В. Октябрьской, Э. Л. Львовой и М. С. Усмановой,позволяетсопоставитьтрадиционноемировоззрениеалтайскихтюрковссемантикой их религиозных обрядов.4135См.: Дыренкова Н.
П. Культ огня у алтайских тюрков и телеут. // Сб. Музея антропологии и этнографии.Т 6., 1929; Она же. Получение шаманского дара по воззрениям турецких племен. // Сб. Музея антропологиии этнографии, - Т. 9., 1930; Она же. Пережитки идеологии материнского рода у алтайских тюрков // Сборникпамяти Богораза.
Л., 1937; Она же Шорский фольклор. – Л.: Издательство АН СССР, 1940.36См.: Каруновская Л. Э. Из алтайских верований и обрядов, связанных с ребенком. // Сб. МузеяАнтропологии и Этнографии. – Т. 6. 1927; Она же. Представления алтайцев о вселенной. – СЭ. 1935. № 4 - 5.37См.: Чанчибаева Л. В. О современных религиозных пережитках у алтайцев. // Этнография народов Алтаяи Западной Сибири. - Новосибирск, 1978. – С. 90 – 135.38См.: Дьяконова В. П. Религиозные представления алтайцев и тувинцев о природе и человеке. // Природа ичеловек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера.
Л., 1976. С. 268–291. Она же. Алтайцы(материалы по этнографии теленгитов Горного Алтая). - Горно-Алтайск, 2001.39См.: Потапов Л. П. Алтайский шаманизм. / Отв. ред. Р.Ф. Итс. – Л.: Наука, 1991.40Автор множества работ в том числе: Сагалаев А. М. Алтай в зеркале мифа. – Новосибирск: Наука, 1992. –176 с; Он же.
Мифология и верования алтайцев. Центрально-азиатские влияния. - Новосибирск: Наука, 1984.41См.: Львова Л. Э., Октябрьская И.В., Сагалаев А. М., Усманова М.С. Традиционное мировоззрениетюрков южной Сибири. Человек. Общество. – Новосибирск, Наука сиб. Отд., 1989; Они же: Традиционноемировоззрение тюрков южной Сибири. Пространство и время. Вещный мир. – Новосибирск, Наука Сиб.9В настоящее время изучением шаманизма на Алтае, в том числепредставлений телеутов о структуре мира и шаманских путешествиях, занимаетсяД.
А. Функ.42 Современные практики народной религии алтайцев рассматривает В.А. Клешев в своей кандидатской диссертации.43 В докторской диссертации О. М.Хомушку рассматриваются проблемы религиозного синкретизма на Алтае,взаимодействиетрадиционныхрелигиозныхвоззренийсбуддизмомитрансформация шаманизма в советское время.44 Ценные данные и теоретическое ихосмыслениевэтойработе,оценкавлияниябуддийскойкосмологииитрадиционной тибетской медицины на мифологию саяно-алтайского региона, понашему мнению, создают возможность углубления анализа феномена шаманизма спомощью анализа связанных с ним представлений о человеке на основе сравненияих с тибетским шаманизмом и религией бон.Реконструкцией ранних религиозных верований жителей Прибайкальязанимается известный этнограф Т. М. Михайлов.45По мнению доктораисторических наук Д.
С. Дугарова «белыми шаманами» у бурят являютсянаследники жреческих традиций древней индоиранской и общеевропейскойрелигии. В свою очередь, «черное шаманство» связано с коренной религией бурят,что позволяет нам рассматривать именно черных шаманов как экстатическихпрактиков. 46 Большой вклад в изучение бурятского шаманизма, его истории,обрядовой практики и трансформации в современном обществе внесла Г. Р.Галданова.47 Докторская диссертация М. Д.
Зомонова представляет обобщающуюработу, в которой бурятский шаманизм рассматривается с точки зрениягносеологии, онтологии, семиотики и стиля мышления. 48 Изучению хакасскогоотд., 1988; Сагалаев А. М., Октябрьская И. В. Традиционное мировоззрение тюрков Южной Сибири. Знак иритуал.
— Новосибирск: Наука. Сиб. Отд., 1990.42См.: Функ Д. А. Миры шаманов и сказителей (комплексное исследование телеутских и шорскихматериалов). - М.: Наука, 2005.43См.: Клешев В. А. Современная народная религия алтай-кижи. - Диссертация на соискание ученойстепени кандидата исторических наук. – Томск, 2006.44См.: Хомушку О. М. Религиозный синкретизм у народов Саяно-Алтая. Диссертация на соискание ученойстепени доктора философских наук. Москва. 2007; Она же. Традиционные религиозные верования народовСаяно-Алтая и проблемы религиозного синкретизма // Религиоведение. – 2005. - № 1 - С. 14 – 22.45См.: Михайлов Т. М.
Из истории бурятского шаманизма (с древнейших времен по XVIII в.). Новосибирск: Наука, 1980.46См.: Дугаров Д. С. Исторические корни белого шаманства (на материале обрядового фольклора бурят). –М.: Наука, 1991. – С. 267 - 272.47См.: Галданова Г.Р. Бурятский шаманизм: прошлое и настоящее // Сибирь: этносы и культуры(традиционная культура бурят). Вып.3. М.; Улан-Удэ, 1998. - С. 3 - 46; Она же. Доламаистские верованиябурят. - Новосибирск: Издательство «Наука» Сибирское Отделение, 1987.48См.: Зомонов М. Д. Бурятский шаманизм как целостная мировоззренческая система. - Диссертация на10шаманизма посвятил свои работы этнограф В. Я.
Бутанаев.49Изучением ивозрождением тувинского шаманизма занимается этнограф, доктор историческихнаук М. Б. Кенин-Лопсан.50В кандидатском исследовании М. В. Миллеранализирует сибирский шаманизм в исторической динамике, позволяющей оценитьстепень его «живучести» на протяжении ХХ века.51Несмотря на обширную литературу, посвященную тибетскому буддизму ирелигии бон52, специальные исследований шаманизма в этом регионе остались намнеизвестными.