Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Шаманизм - философско-религиоведческий анализ

Шаманизм - философско-религиоведческий анализ, страница 8

PDF-файл Шаманизм - философско-религиоведческий анализ, страница 8 Философия (32429): Диссертация - Аспирантура и докторантураШаманизм - философско-религиоведческий анализ: Философия - PDF, страница 8 (32429) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Шаманизм - философско-религиоведческий анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

На Алтае ив Тибете существовали аналогичные представления о духах и божествах,населявших окружающий мир, обитающих в каждом доме; человек и окружающиедухи зависят друг от друга, что требует своевременных ритуалов. В противномслучае возникает дисбаланс, который приводит к болезням и несчастьям. Согласнопредставлениям алтайцев, хозяином верхнего мира является Ульгень, а нижнего мира мертвых - Эрлик.

С субстратно-функциональными характеристиками боговсопрягаются этические нормы отношения к ним алтайцев и приверженцев религиибон. В Тибете с приходом буддизма верхние места пантеона заняли буддийскиебодхисаттвы, оттеснив прежних богов на нижние позиции. В отличие от алтайскихпредставлений, подземный мир для тибетцев не был миром мертвых - он был25населен «мудрыми нагами».В параграфе 2.6 – «Причины болезней и целительские практики» анализируютсяпредставленияовозникновенииболезнейишаманскомцелительстве.

В алтайском шаманизме и в религии бон болезни вызываются двумяосновными причинами - вселением болезнетворного духа или потерей души.Тибетскаямифологиясвязываетпроникновениеболезнетворногодухасосквернением, в результате которого духи-защитники покидают человека.Осквернение происходит также от невыполнения ритуалов или контакта с«нечистыми» объектами. На Алтае и в Тибете лечение было связано с особымиритуалами изгнания болезнетворных духов и подношения духам - защитникам,которые проводили шаманы (камлания), а в религии бон также специальные жрецы- шены.В параграфе 2.7 – «Посмертное существование» - анализируютсяшаманистские представления о посмертном существовании души и ритуалы,связанные с ними.

После смерти человекс помощью специальных ритуалов«исключался» из мира людей. На Алтае шаман провожал умершего в подземныймир, где человек продолжал жить той же жизнью, но более мрачной, «вполсилы».В Тибете представлений о едином подземном мире умерших не существует в связисвлияниембуддийскойконцепцииперевоплощений,втомчислевмногочисленных «райских» и «адских» обиталищах, представляющихся такжеособымисостоянияминачальныхсущностей-дхарм.Однакосохранилосьпредставление о психопомпах - специальных жрецах - си-шенах, в обязанностикоторых входят проводы души - указания о том, как преодолеть суд бога смертиЯмы и достичь просветления.

С представлениями о посмертном существованием,аналогичными алтайским, может быть связано кратковременное пребывание вбардо.В параграфе 2.8 – «Формирование и функции шаманов» - осуществляетсяанализ представлений о шамане, его назначении и функциях. На Алтае, хотя иразвивалось разделение между черными шаманами - как «мастерами экстаза» ибелыми, выполняющими функции жрецов, избирательная шаманская болезньмогла появиться у любого человека, в результате чего он становилсяпревращенным, «безумным». В тибетской мифологии идея избранничества26проявляется менее ярко. Шенами становились, как правило, по наследству, однако,в Тибете сохранилось представление о ритуальной смерти и возрождении во времямедитации чод.

Главным отличием тибетского шаманизма от алтайского, являласьточность и проработанность ритуалов, что, вероятно, было связано с уменьшениемэкстатической составляющей и усилением жреческой.В результате осуществленного в данной главе анализа обоснованапродуктивность сопоставления мифологии алтайского шаманизма с тибетскимрелигиознымкомплексомбон,реконструированыалтайскиеитибетскиетрадиционные представления о человеке как участнике шаманской практики –образы человека здорового, больного, при смерти, в посмертном существовании,шамана (в бон - шена), духов и божеств, показано, что алтайский шаманизм и бонсуть феномены, восходящие к архаичной религиозной системе, основу которойсоставлялианимистическоесознаниеиповедение,практикаинституциализованных экстатиков, обладающие сходными составляющими, чтоподтвердило устойчивые элементы в обоих комплексах и при соотнесении сисследованиями шаманизма у других народов свидетельствует об универсальностиэтого феномена в истории религии.В третьей главе - «Шаман как человек религиозный» - основныеположения шаманского мировоззрения и теоретические концепции, выделенные впредыдущихглавах,сопоставляютсясаналогичнымипредставлениямивсовременных неошаманских движениях.В параграфе 3.1– «Современные неошаманские движения» -анализируется распространенная в неошаманистской литературе классификацияшаманов по степени вхождения в транс, представляющая деление на четырегруппы: базовый (традиционный) шаманизм, экстатики-целители, медиумы ипсихотерапевты.

Основа этой и других неошаманистских концепций являетсяследствием дифференциации и специализации шаманизма с одновременнымстремлением к его глобализации. Межконтинентальное распространение получает«базовый» шаманизма М. Харнера, осуществляющий погружение в измененныесостояниясознанияспомощьюбарабанногобоя.Особенностьюэтойразновидности неошаманизма является отрыв от ритуальной составляющей иэтических норм традиционных шаманистов.

В современных неошаманских27движениях религиозный опыт и практики выстраиваются аналогично таковым втрадиционном шаманизме с целью его поглощения и глобализации.В параграфе 3.2 – «Поиск антропологических констант» - проводитсясопоставление устойчивых элементов, выделенных в результате сравнения религиибон и алтайского шаманизма, с когнитивистскими и феноменологическимирелигиоведческими моделями. Так, представления о трехчленном делении мирасоотносятся с состояниями сознания человека (прошлое – настоящее – будущее,бодрствование, сон со сновидениями, сон без сновидений и т.п.); представления одухах и божествах, магический полет шамана, битвы с духами, в которыхучаствует – с проявлениями коллективного бессознательного. Предпочтительным срелигиоведческой точки зрения представляется то, что отмеченные в шаманизмеэлементы сознания и практики заданы социо-антропологическими константами устойчивыми предпосылками индивидуального и коллективного существованиячеловека: проекция человеческого сознания на внешнюю действительность,самопознание, эмпатия, способность входить в роль «другого»; смены ролей вдеятельности и общении.Впараграфе3.3–«Человекрелигиозный»-рассматриваютсятеоретические модели «человека религиозного», существующие в современномрелигиоведении и сопоставляются с рассмотренными шаманскими обществами.Модель «homo religiosus», в понимании Мирчи Элиаде, наиболее полносоответствует алтайским религиозным представлениям.

В алтайском обществешаман являлся посредником между человеком и сакральным, «возвращая» спомощьюкамланийнеошаманизмеМ.изначальноеХарнерамифическоешаманскиевремя.ритуалыВнерелигиибондостигаютитой«наполненности», которая характерна для алтайских воззрений. На наш взгляд,неотъемлемымэлементоминституциализацияконцепцииэкстатической«человекапрактикиврелигиозного»являетсяпсихотерапевтическихиорганизационных целях.В«Заключении»соответствующиедиссертацииотмеченнымформулируютсяположениямосновныевыводы,философско-религиоведческойновизны диссертационного исследования, обоснования положений, вынесенных назащиту, и указываются направления дальнейшего исследования, возможные в этой28области.Выводысделанныевнастоящейработеоткрываютсоциоантропологическую перспективу для изучения различных шаманскихтрадиций и неошаманских религиозных культов.

Дальнейшие исследованиядолжны включать новейшие философско-антропологические, социологические,психологические исследования.Основныеположениядиссертациипредставленывследующихпубликациях автора:Публикации в периодических научных изданиях, рекомендованных ВАК:-Тимофеев Д. Г. Образ шамана в мифологическом комплексе алтайцев //Известия Иркутского государственного университета.

Серия «Политология.Религиоведение». № 2 (7), Иркутск, 2011. – С. 185 – 192.Статьи, опубликованные в других научных изданиях:-Тимофеев Д. Г. Шаманизм: философско-религиоведческое исследование. //Сборник материалов научной конференции «Проблемы исторического итеоретического религиоведения». Совместная научная конференция НОУ ВПО«Институт философии, теологии и истории святого Фомы» и философскогофакультета МГУ им.

М. В. Ломоносова, 10-11 апреля 2009 года, Москва. - С. 188 195.-Тимофеев Д. Г. Представления о человеке в мифологии алтайскогошаманизма. LAMBERT Academic Publishing, 2010. – 112 c.-Тимофеев Д. Нейробиологическое исследование шаманизма. // Точки /Puncta 1-2 (9), июль-декабрь 2010. – С. 123-126.-Тимофеев Д. Г. Капля чуждой крови в греческой философии // Точки /Punсta. 1-2 (10), 2011. - С. 110 - 115.29.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее