Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Шаманизм - философско-религиоведческий анализ

Шаманизм - философско-религиоведческий анализ

PDF-файл Шаманизм - философско-религиоведческий анализ Философия (32429): Диссертация - Аспирантура и докторантураШаманизм - философско-религиоведческий анализ: Философия - PDF (32429) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Шаманизм - философско-религиоведческий анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст из PDF

На правах рукописиТИМОФЕЕВ Дмитрий ГеннадьевичШАМАНИЗМ:ФИЛОСОФСКО-РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗСпециальность – 09.00.14 – Философия религии и религиоведениеАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата философских наукМосква - 2012Работа выполнена на кафедре философии религии и религиоведения философскогофакультета Московского государственного университета имени М.

В. Ломоносова.Научный руководитель:Официальные оппоненты:Никонов Кирилл Иванович,доктор философских наук, профессор кафедрыфилософии религии и религиоведенияфилософского факультетата МГУ имени М. В.ЛомоносоваАлейник Раиса Михайловна,доктор филос. наук, профессор кафедрыфилософии Российского химикотехнологического университета им.Д.И.МенделееваПавлова Татьяна Петровна,к.филос.н., доцент кафедры философии,факультета социального инжиниринга,Московского Авиационного Института(Национального исследовательскогоуниверситета)Ведущая организация:ПервыйМосковскийгосударственныймедицинский университет имени И.М. Сеченова,кафедра философии и политологииЗащита диссертации состоится « 23 »диссертационного совета Д 501.001.09государственном университете имениМосква, Ломоносовский проспект, д.факультет, аудитория А 518.апреля 2012 г.

в 15.00 на заседаниипо философским наукам при МосковскомМ.В. Ломоносова по адресу: 119991, г.27, к. 4 («Шуваловский»), философскийС диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертацийНаучной библиотеки МГУ имени М. В. Ломоносова в учебном корпусе«Шуваловский» по адресу: Ломоносовский проспект, д. 27, корпус 4, сектор «Б», 3этаж, комната 300, сектор читальных залов.Автореферат разослан «22» марта 2012 года.Ученый секретарьДиссертационного совета,кандидат философских наук, доцентШишков Александр Михайлович2Общая характеристика работыАктуальность исследования.

В настоящее время в различных регионахСибири наряду с христианством, исламом или буддизмом активно возрождаютсядревние автохтонные верования. Во многом это связано с актуализациейутверждения национального самосознания. В Бурятии, Хакасии, Тыве, на Алтаеидет активное развитие шаманских1или «около-шаманских» религиозныхорганизаций, вовлекающих в круг своего влияния значительное число верующих.2Несмотря на существовавшие запреты, а также модернизацию и просветительскуюдеятельность, проводимые в годы советской власти, национальные религиозныесистемы сохранились и активно развиваются в настоящее время, распространяясвое влияние на политическое пространство, массовую культуру, образование иСМИ.

3 В большинстве своем это неошаманские организации, использующие всвоем арсенале терминологический аппарат и мифологию традиционногошаманизма. 4 При этом, наряду с возрастающим интересом к шаманизму, внастоящее время можно говорить об упадке шаманизма в его традиционной форме.Новые идеи неизменно оказывают влияние на форму религиозной практики икульта, и в первую очередь это касается бесписьменных религиозных систем, ккоторым относится шаманизм.Возрождающийся шаманизм значительно отличается от традиционныхкультов.5 Религиозные организации неошаманов, являются «одной из особенностейнынешнего ”возрождения шаманизма”».6Современные шаманские теченияпринимают форму общественных организаций, часто преследуя исключительнокоммерческие интересы.

При этом упор делается на внешнюю сторону шаманскихпрактик, в то время как основополагающие представления шаманизма о мире ичеловеке остаются вне поля их внимания.1См. Огудин В. Л. Шаманизм // Религиоведение / Энциклопедический словарь - М.: Академическийпроект, 2006. - С. 1190 – 1191.2Под “около шаманскими” организациями, следует понимать различные “школы”, “тренинги” и секты, несчитающие себя шаманскими, но использующие в религиозной практике элементы, свойственныетрадиционному шаманизму.3См.: Религия в истории и культуре монголоязычных народов России / сост.

и отв. ред. Н. Л. Жуковская;Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. - М.: Вост лит., 2008. - С. 3 -5.4Как показывает статистика, количество ссылок по запросу «шаманизм» в русскоязычном Интернетеприближается к миллиону (yandex.ru), притом что в англоязычном сегменте этот показатель приближается кшести миллионам (google.com).5Подробнее о верованиях алтайцев на протяжении XX-го века, см.: Гл. 2 данной работы.6См.: Харитонова В.

И., Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубеже тысячелетий / Ин-т этнологии иантропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РПН. – М. : Наука, 2006. – С. 156.3Аналогичнымобразомпроисходитвыхолащиваниетрадиционногоалтайского шаманизма, который исторически нес функцию формирования исохранения культуры алтайской народности7. С начала 90-х годов на Алтае сталипроводиться многочисленные «школы» и «тренинги» заезжими эзотериками изМосквы и других городов России.

В результате там «сформировалась довольнопестрая публика, склонная к «контактерству», а также к созданию своих«исконных» религиозных систем». 8 В строгом смысле шаманов на Алтае неосталось, и алтайцы «прибегают к услугам всякого рода целителей, ясновидящих ит.д. (которых теперь называют шаманами)», 9 «сохраняют на семейном уровнеустную религиозную и эпическую традиции». 10Среди новых религиозных движений в России в течение последних двухдесятилетий заметную роль играет Нью-Эйдж (Новая эра).11 Последователи НовойЭры «представлены внушительным конгломератом самых разнородных групп,вероучительныедоктриныобязательных ритуалов»12которыхнеимеютжесткихформулировоки. Нью-эйджевцы рассматривают настоящее какпреддверие новой эпохи появления более прогрессивной формы сознания,способной разрешить все глобальные социальные конфликты.

13 Во многом именно7См.: Потапов Л.П., Сатлаев Ф.А. Алтайцы // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков- М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – С.39 – 40.8Харитонова В. И. Феникс... С. 187.9По мнению Е.В. Ревуненковой, на Алтае существовала категория лиц - «кцсмцчи», считавшихся«слышащими» или «ясновидящими», которые не смогли стать шаманами из-за отсутствия учителя. См.:Ревуненкова Е. В. Заметки о современной терминологии, связанной с шаманизмом, у теленгитов //Шаманизм и ранние религиозные представления.

К 90-летию доктора исторических наук, профессораЛ.П.Потапова / Сборник статей. Этнологические исследования по шаманству и иным ранним верованиям ипрактикам. - Т.1. - М., 1995. - С. 97.10Бурдо М., Филатов С. Б. Современная религиозная жизнь в России. Опыт систематического описания. Т.IV. – М.:Университетская книга, Логос, 2006. – С. 105.11См.: Силантьев Р.А. Новый Век // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред.

В.А. Тишков - М.:Большая Российская энциклопедия, 1999. – С. 780 – 781. Кантеров И. Я. «Нью Эйдж» // Религиоведение /Энциклопедический словарь. – М.: Академический Проект, 3006. – С. 710 – 711. Кантеров И. Я. Новыерелигиозные движения в России (религиоведческий анализ).

– 2-е изд. – М., 2007. – С. 65 – 68.12См.: Кантеров И. Я. Современные нетрадиционные религии и культы. // История религии. В 2 т. - Т. 2. С. 646.13Фактически, движение Нью-Эйдж во многом впитало идеи, принадлежащие философампостмодернистам, стремясь преодолеть кризис западно-европейской цивилизации.

Как полагает докторфилософских наук Р. М. Алейник, «постмодернизм требовал радикально изменить сам фундаментзападноевропейской цивилизации – философию, подвести ее к новой рациональности», отказаться от«установленных Платоном бинарных оппозиций субъекта и объекта, мира и человека, рационального ииррационального, означающего и означаемого, истины и заблуждения». (Алейник Р. М.

Проблема человекав философской постмодернистской литературе // Вестник Томского государственного университета, - № 296(март), 2007. – С. 63.) Как и постмодернизм, движение Нью-Эйдж предполагало «творчески-созидательныйподход к миру», основанный на многообразии человеческого опыта, стремилось «заново открытьчеловеческую сущность». Одним из ярких проявлений подобного стремления стал неошаманизм,предполагающий полную переоценку взглядов на человека и его положение в мире, изменение отношения к4на волне Нью-Эйдж возник интерес к такому неоднозначному явлению, какимявляется шаманизм.

Работы Мирчи Элиаде14, а также получившие значительнуюпопулярность произведения Карлоса Кастанеды 15 и Майкла Харнера 16 , заставилине только научную общественность по-новому взглянуть на шаманизм, но ипривлекли миллионы последователей. По мнению американского исследователяшаманизма и нейропсихолога Роджера Уолша, «возможно впервые за 2000 лет сгреческих Элевсинских мистерий, значительная часть западной культурысоприкоснуласьсмощнымиальтернативнымисостояниямисознания».17Множество эзотерических школ обучают адептов шаманизму в «городскихусловиях»:отсутствием«людей часто проводят через сильнейшие испытания голодом,сна,непрерывнымвоздействиемритмовбубна,активнымдвижением» 18 .

В отличие от йоги или трансцедентальной медитации, которыешироко распространены в Америке, «шаманские методы» способны «погрузить втранс» даже неподготовленного человека, в течение нескольких минут. Этопридает неошаманским движениям дополнительную популярность. Количествоприроде и новое открытие себя; способность радоваться жизни, опираясь на совершенно иные «экологические» принципы существования.14Особенно «Шаманизм: архаические техники экстаза», (1951), «Йога: Бессмертие и свобода». (1951).15С 1968 по 1997 годы Карлос Кастанеда издал 12 книг, посвященных религиозным воззрениям индейцевплемени яки, в Северной Америке.

Он проводил полевые исследования методом полного включения, чтопородило определенную степень субъективности в анализе происходящего. Вследствие этого докторскаяработа Кастанеды "Магия: описание мира", вышедшая в 1972 году под названием «Путешествие вИкстлан», была поставлена под сомнение рядом антропологов (см.: Де Милль Р. Записки о Доне Хуане. - Т.1.

- Киев: София, 1996. - 288 с.) и признана «величайшей ошибкой» в истории Калифорнийскогоуниверситета в Лос-Анжелесе. Также критика работ К. Кастанеды и М. Харнера с юнгианских позиций, нафоне интереса к трансовым состояниям сознания, представлена в работе адъюнкт преподавателя институтаPacifica Carpinteria, Калифорния, доктора Даниеля Ноэла. См.: Noel D. C. The soul of shamanism: westernfantasies, imaginal realities. – New York, Continuum Books, 1997. – 252 p.16См.: Harner M.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5183
Авторов
на СтудИзбе
435
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее