Шаманизм - философско-религиоведческий анализ, страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "Шаманизм - философско-религиоведческий анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Р. Лурия (1902 - 1977).77являетсяАналогичныеисследования проводил биолог В. П. Леутин (1939 - 2010), изучавший проблемынезавершенной адаптации у народов Сибири. 78 В кандидатской диссертации,посвященной проблемам измененного состояния сознания, А. В. Петраш стремитсяпроследитьсвязьконцепцийсовременныханалитическихфилософовснейрохимическими процессами в мозге человека.79К исследователям неошаманизма и современного состояния традиционногошаманизма в России принадлежит В.
И. Харитонова, которая проанализироваларазличия между «черным» и «белым» шаманством.80 В кандидатской диссертацииТ.П.Павловой,рассматриваютсямеханизмысинкретическогослиянияхристианства и язычества. 81 О. В. Горшунова свидетельствует об отсутствии74См.: Laughlin С., McManus J., D'Aquili E. Brain, symbol, & experience: toward a neurophenomenology ofhuman consciousness. - Publisher: Columbia University Press, 1990.75См.: Winkelman M. Shamanism: The Neural Ecology of Consciousness and Healing. Westport, Connecticut:Bergin Garvey. 2000. Он же.
Shamanism: an overview [further considerations] // Encyclopedia of religion, secondedition, Lindsay Jones editor in chief, - V. 12 – N. Y: Thomson* Gale, 2005. – Col. 8274 - 8280.76См.: Jaynes J. The origin consciousness in the breakdown of the bicameral mind. - Boston.: Houghton MifflinCompany, 1976.77См.: Лурия А. Р., Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга ворганизации вербально-мнестических функций. // Нейропсихология: Хрестоматия. 3-е изд./ Под ред. Е.
Д.Хомской - СПб.: Питер, 2010; Лурия А. Р. Язык и сознание. Под редакцией Е. Д. Хомской. - М.: Изд-воМоск. ун-та, 1979; Он же. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных пораженияхмозга. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1962.78См.: Леутин В. П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. —СПб., Речь, 2005.79См.: Петраш А. В.
Измененные состояния сознания как эпистемологическая проблема. - Диссертация насоискание ученой степени кандидата философских наук. – Москва, 2006.80Автор многих работ в том числе: Харитонова В. И. Феникс из пепла? Сибирский шаманизм на рубежетысячелетий / Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РПН. – М. : Наука, 2006.Отдельно следует отметить работу, написанную в соавторстве: Харитонова В. И., Ожиганова А. А.,Купряшина Н.
А. В поисках духовности и здоровья (новые религиозные движения, неошаманизм, городскойшаманизм) // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - М., ИЭА РАН, 2008. - Вып. 207. – 47с.81В работе рассматриваются механизмы вытеснения и частичной ассимиляции христианством языческихверований в период крещения Руси. Подобные механизмы наблюдаются и в настоящее время, не только вовзаимодействии христианства и возрождающихся нео-языческих организаций, но так же и в утверждениинеошаманских верований. См.: Павлова Т. П. Методологические проблемы оценки процессахристианизации древней Руси. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук.
–Москва, 1988.14состояний экстаза у современных женщин-бахши в среднеазиатском регионе. Этопозволит различить «шамана» и «шамана-целителя». 82 Современные практики икульты народной религии алтайцев рассматривает В. А. Клешев в своейкандидатской диссертации.83 Психологические функции шаманизма в современныхусловиях исследует в своей диссертации Т. А. Ондар.84Среди зарубежных исследователей стоит в первую очередь отметить АндреяЗнаменского,написавшегофундаментальныйтрудпотрадиционнымисовременным шаманским практикам85, Майкла Харнера, антрополога, создавшегособственное направление в неошаманизме 86 . Отдельного внимания заслуживаютработы Галины Линдквист 87 , профессора Ричмондского университета РобертаУоллиса 88 , антрополога Кембриджского университета Пирса Витебски, которыйанализирует различные направления шаманизма и на их фоне дает характеристикунеошаманским течениям.89Итак, российским и зарубежным религиоведением накоплен обширный опытв изучениишаманизма.
На основании этого опыта, можно не толькореконструировать систему автохтонных верований того или иного сообщества иуточнить само понятие «шаманизм», но также выделить базовую концепциюшаманизма - ту основу, которая в различных формах воспроизводится в разныхрегионах планеты. Сопоставление алтайского шаманизма и тибетской религиибон 90 позволяет сделать выводы относительно того, являются ли они разными82См.: Горшунова О. В. Женское божество в системе религиозно-мировоззренческих представленийнародов Средней Азии.
Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. – Улан-Удэ,2001; Она же. Тяжкое бремя шаманского дара: судьба современной ферганской бахши // Шаманский Дар.Этнологические исследования по шаманству и иным традиционным верованиям и практикам, том 6. Москва: ИЭА РАН, 2000. - С. 191 - 202.83См.: Клешев В. А. Современная народная религия алтай-кижи. Диссертация на соискание ученой степеникандидата исторических наук. – Томск, 2006.84См.: Ондар Т. А. Психологические функции шаманизма в современных социальных и политическихпроцессах.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук - Москва, 1998.85См.: Znamenski A. The beauty of the primitive : shamanism and the Western imagination. – N. Y: OxfordUniversity Press, 2007.86См.: Харнер М. Путь Шамана / Пер. с англ.
Л. Каневского. – М.: Крон-Пресс, 1996.87См.: Lindquist Galina. Shamanism: Neoshamanism // Encyclopedia of religion, second edition, Lindsay Joneseditor in chief. - V. 12 – N. Y: Thomson* Gale, 2005. P. 8294..88См.: Wallis R. J. Shamans / neo-Shamans: ecstasy, alternative archaeologies, and contemporary pagans. – NewYork: Routledge, 2003. – 306 p.; Он же. Queer Shamans: Autoarchaeology and Neo-Shamanism // WorldArchaeology, Vol. 32, No 2, Queer Archaeologies. Oct., 2000. - pp.
252 – 262.89См.: Vitebsky P. The Shaman: Voyages of the Soul. Trance, Ecstasy and Healing from Siberia to the Amazon. New York : Barnes & Noble ; London : Duncan Baird Publishers, 2008.90Согласно исследованиям Ю. Н. Рериха, древние тибетцы вели многочисленные войны с тюрками, чтообуславливало культурный обмен, между народностями. Кроме того, кочевые племена такие как хоры самиведут происхождение от тюркских народов. Именно среди хоров был распространен бонский шаманизм, с15стадиями развития одной и той же древней религии или же представляютначальные анимистические стадии различных религиозных систем.
Анализсовременных когнитивистских и психологических исследований дает возможностьвыявить гносеологическиеинейробиологическиепредпосылкишаманскихэкстатических состояний.Вместе с тем обзор концептуализаций шаманизма показывает, что нетфилософско-религиоведческих работ, посвященных шаманизму как целостномуфеномену с акцентом на его человековедческой составляющей.
Восполнить этотпробел призвана настоящая диссертация.Объект исследования - мифологические представления, в особенностиалтайцев91, входящие в комплекс шаманизма, и тибетцев - религии бон, а такжевоззрения и практики в неошаманских движениях.Предмет исследования - шаманизм как религиозный феномен и егоконцептуализация в религиоведении.Цель-философско-религиоведческоевыявляющее его социальные иисследованиеантропологическиешаманизма,предпосылки,базовыесоставляющие, способствующие сохранению традиций исторических этническихобщностей и открытые для наполнения новым социальным и культурнымсодержанием.Цель исследования раскрывается в постановке следующих основных задач:-Проанализироватьконцептуализациифеномена«шаманизм»врелигиоведческой литературе.-Обосноватьпродуктивностьсопоставлениямифологииалтайскогошаманизма с тибетским религиозным комплексом «бон».- Реконструировать представления о природе, назначении и посмертнойучасти человека в алтайской мифологии и в религии бон.-Вычленитьэлементы,присущиетрадиционномушаманизмуикоторым связывают эпос о «Гэсэре».
См: Рерих Ю. Н. Тибет и центральная Азия: Статьи, лекции, переводы.– Самара, Издательский дом «Агни», 1999. – С. 89-93.91Классически под алтайцами понимаются алтай-кижи - самоназвание, «человек Алтая» (См.: Потапов Л.П., Сатлаев Ф. А.
Алтайцы // Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В. А. Тишков. – М.: БольшаяРоссийская энциклопедия, 1999. – С. 39.), однако территориально, к этому региону относят и некоторыедругие народности: челканцы, табулары, теленгиты, телесы, шорцы, а также телеуты и кумандинцы. См.:Потапов Л. П. Очерки по истории алтайцев. – Л.: Академия Наук, 1953.
Л. П. Потапов считает такжевозможным привлечение к сравнительному анализу шаманских представлений и практик этнографическихматериалов, касающиеся народов, обитающих за пределами алтайского нагорья, таких как хакасы, тувинцыи буряты. См.: Потапов Л. П. Алтайский шаманизм… - С.
6.16современным неошаманским движениям.- Проанализировать образ шамана в комплексе представлений об отношениичеловека с высшим миром в традиционном шаманизме и в современныхнеошаманских движениях.- Выявить социо-антропологические константы шаманизма и уточнить егоопределение. - На основе проделанной работы дать определение шаманизма каккомплекса воззрений и ритуалов, опирающегося на социо-антропологическиеконстанты.Методология диссертации. Важное значение для методологии даннойдиссертационной работы имеют, помимо указанных работ исследователейшаманизма, труды отечественных ученых по философии, социологии, психологиирелигии 92 , религиозной антропологии.
93 В решении поставленных задач нампредставляется наиболее продуктивным дескриптивно-аналитический подход,включенный в систему общерелигиоведческих и философско-антропологическихметодов изучения архаических и современных явлений культуры. Кроме того,реализация поставленных целей требует применения сравнительно-историческогометода, а также типологического подхода и структурно-функциональногоанализа.94Сравнение комплексов шаманизма, образов человека и шаманаосуществляется на основании литературных источников и самостоятельныхрелигиоведческих наблюдений95 с учётом требований социального и культурного92См.: Введение в общее религиоведение : учебник / Под ред.
проф. И. Н. Яблокова. - 3 изд. - М.: КДУ,2008. С. . 11-13. Также см.: Яблоков И. Н. Философия религии. Актуальные проблемы: Монография. - М.:Изд-во РАГС, 2007. - 248 с. - С. 67 - 92.; Также см.: Яблоков И. Н. Религиоведение: Учебное пособие иУчебный словарь-минимум по религиоведению. – М.: Гардарики, 2000. – С. 14 – 17. Угринович Д. М.Психология религии. М.: Политиздат, 1986. – 354 с.93См.: Алейник Р. М. Образ человека в философской постмодернистской литературе: диссертация насоискание ученой степени доктора философских наук : 09.00.13 / Ин-т философии РАН.
- Москва, 2007. 367 с.; Она же. Проблема человека Проблема человека в философской постмодернистской литературе //Вестник Томского государственного университета, - № 296 (март), 2007. – С. 62 – 69; Никонов К. И.Критика антропологического обоснования религии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 192 с.; Он же.Проблемы философской религиоведческой антропологии: предмет и метод // Точки - Puncta - 2010 - № 1-2(9) - С.
289 – 293; Он же. Современная теология религий: антропологические аспекты межрелигиозногодиалога // Религиоведение – 2011 – № 3 – С.75 – 83.94См.: Введение в общее религиоведение.- С. 11-13.95С 2005 г. по настоящее время мною ведутся наблюдения за шаманскими и неошаманскими практиками,беседы с лицами, признаваемыми шаманами или представляющими себя в качестве таковых.