Диссертация (Философско-антропологические аспекты художественного творчества Л. Н. Толстого в контексте феномена интермедиальности), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философско-антропологические аспекты художественного творчества Л. Н. Толстого в контексте феномена интермедиальности". PDF-файл из архива "Философско-антропологические аспекты художественного творчества Л. Н. Толстого в контексте феномена интермедиальности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
А. Годы жизни и работы [Текст] / Д. А. Шмаринов. – М.: Советскийхудожник, 1989. – С. 181. – 400 с.214 * Шмаринов, Д. А. О моей работе над иллюстрациями к роману Толстого «Война имир» [Текст] // Л. Н. Толстой и изобразительное искусство / Сост. М. М. Ракова. – М.:Изобразительное искусство, 1981.
– С. 102. – 221 с.215 *Толстой,*Л.*Н.*Война*и*мир**[Текст]*//*Собрание*сочинений*в*20*т.**/**Л.*Н.*Толстой*.*–*М.:*Академия*художеств*СССР,*1960.*–*Илл.*Д.*А.*Шмаринова;*Толстой,*Л.Н.*Война*и*мир*[Текст]*//*Библиотека*всемирной*литературы*/Л.Н.*Толстой.*–*М.:*Художественная*литература,*1968.*–*Илл.*Д.*А.*Шмаринова.**116***при*этом*опираясь*на*рекомендации*и*замечания,*сделанные*Толстым*в*корпусе* писем,* адресованных* Башилову.* Так,* например,* художник*заимствует* композицию* эскиза* Башилова* «Пьер* на* диване»* (рис.* 15),*серию* образов* Наташи* (рис.16,* рис.* 17,* рис.* 18)* * выполняет* в*соответствии* с* рекомендациями* Толстого,* стараясь* придать* героине*портретное*сходство*с*Таней*Берс,*иллюстрирует*сцену,*изображающую*раненого*Николая*Ростова,*капитана*Тушина*и*русских*солдат*у*костра*после*Шенграбенского*сражения*(рис.*23).**Из* собрания* рисунков* Шмаринова* * наибольший* научноEисследовательский* интерес* представляют* те,* в* которых* отражено*влияние* категорий* * смерти,* любви,* * природы* на* жизнь* людей.* Это*рисунки:* «Расстрел* поджигателей* Москвы»* (рис.* 19),* «Смерть* Платона*Каратаева»* (рис.* 20),* «Наташа* в* Отрадном»* (рис.* 17),* * диптих* «Старый*дуб»* (рис.* 21,* рис.* 22),* «Наташа* и* князь* Андрей* в* Мытищах»* (рис.* 18).*Подвергнем*их*интермедиальному*и*философскому*анализу,*сопоставляя*с*соответствующими*фрагментами*произведения.***В* иллюстрации* «Расстрел* поджигателей* Москвы»* художник*акцентирует*внимание*зрителя*на*фигуре*растерянного,*недоумевающего* по* поводу* происходящего* Пьера* Безухова,* на* лице*которого*читается*вопрос:*«’’Да*кто*же*это*делает*наконец?*<…>*Кто*же?*Кто*же?''»[12;*41].*При*этом*сложенные*на*груди*руки*свидетельствуют*о* том,* что* персонаж* пытается* защититься* от* ужаса* всего*совершающегося* здесь.* Композиционным* центром* картины* является*яма,* служащая* могилой* убитым,* и* столб,* к* которому* привязан*очередной* * расстреливаемый.* Столб* и* яма* –* символы* позора* и* краха*гуманистических* ценностей,* ужаса* насильственной* смерти.* Фоном*действия,* как* и* на* рисунке* Л.* О.* Пастернака,* служат* очертания* храма,*неясно*проступающего*сквозь*дым*пожарища*и*выстрелов,*что*говорит*о*попрании*христианских*ценностей.***117****Иллюстрация* «Смерть* Платона* Каратаева»* передает* средствами*изобразительного* искусства* сцену* расстрела* ослабевшего* от* болезни*пленного* русского* солдата.* Акцент* в* ней* сделан* на* тело* убитого*Каратаева,*лежащего*у*березы*на*обочине*размытой*осенними*дождями*дороги,* на* двух* французских* солдат,* совершивших* расстрел,* на*удаляющуюся* колонну* пленных,* в* числе* которых* находится* Пьер,* и* на*собаку,* ранее* привязавшуюся* к* Платону.* Центральная* тема* данного*эпизода*в*романе*–*философское*осмысление*феномена*смерти*Пьером,*восприятие*им*взглядов*Каратаева*на*это*явление.*Платон*на*страницах*романа*описан*как*человек*во*всем*покорный*«воли*Божьей»,*поэтому*и*тяготы* плена,* и* болезнь,* * и* смерть* он* воспринимает* смиренно,* как*данное* свыше.* Излагая* основные* положения* своей* нравственноEэтической* системы* взглядов* на* жизнь,* он* использует* пословицы* как*форму* концентрированного* выражения* народной* мудрости.* Так,*например,* высказываясь* о* болезни* и* смерти,* он* говорит:* «На* болезнь*плакаться* –* Бог* смерти* не* даст»* [12;* 154].* Пьер,* поEновому*переосмысливший* смерть* человека,* осознал,* что* нельзя* убить*человеческую* душу,* что* Платон* Каратаев,* перестав* существовать*физически,* стал* частью* общей* духовной* жизни* мира,* стремящейся* к*Богу*(в*тексте*романа*это*нашло*метафорическое*отражение*в*описании*сна*Пьера*о*капельках*на*глобусе).*Именно*поэтому*он*остается*внешне*безразличным*к*расстрелу*Каратаева,*как*и*другие*пленные:*«Каратаев*сидел* на* краю* дороги,* у* березы* <…>* с* того* места,* где* сидел* Каратаев,*послышался*выстрел.*Пьер*слышал*явственно*этот*выстрел*<…>*Собака*завыла*сзади*<…>*‘’Экая*дура,*о*чем*она*воет?’’*–*подумал*Пьер.*Солдаты*товарищи,*шедшие*рядом*с*Пьером,*не*оглядывались*так*же*как*и*он*на*то* место,* с* которого* послышался* выстрел* и* потом* вой* собаки,* но*строгое* выражение* лежало* на* всех* лицах»* [12;* 157* –* 158].* Таким*образом,* иллюстрация* Шмаринова* адекватно* передает* не* только**118***сюжетное* содержание,* но* и* философский* аспект* данного* эпизода*романа.***Рисунок* «Наташа* в* Отрадном»* представляет* собой* портрет*героини,* изображенной* юной* девушкой,* завороженной* явлением**весенней*лунной*ночи.*Художник*сосредоточивает*внимание*на*чувстве*Наташи,* не* изображая* при* этом* сам* ночной* пейзаж,* который*представлен* лишь* силуэтом* тени* от* ветви* дерева* на* стене* дома.* На*рисунке* достаточно* удачно* передано* * внутреннее* состояние* героини.*Наташа* восторгается* миром* ночной* природы,* сидя* на* подоконнике,*обхватив**руками***колени,**готовая**раствориться**в*этой**весенней*ночи.****Л.*Н.*Толстой,**передавая*живость*и*энергию*героини,*подчеркивая*ее* органическую* связь* с* миром* природы,* показывая* невыразимость*чувств*словами,*насыщает*ее*речь*восклицаниями:*«Ах,*какая*прелесть!*<…>*Ведь*эдакой*прелестной*ночи*никогда,*никогда*не*бывало*<...>*Так*бы* вот* села* на* корточки* <…>* подхватила* бы* себя* под* коленки,* –* туже,*как*можно*туже,*–*натужиться*надо*и*полетела*бы.*Вот*так!*<…>*Ах,*Боже*мой!*Боже*мой!*что*ж*это*такое!*<…>»*[10;*157].***В* двух* иллюстрациях,* изображающих* нераспустившийся* и*покрывшийся* молодой* листвой* дуб,* символически* отражено* духовное*возрождение* главного* героя* * Андрея* Болконского.* В* тексте* это*осуществляется* посредством* * * диалога* с* природой,* элементом* которой*является*дерево.*«’’Весна,*и*любовь,*и*счастие!'')–)как*будто*говорил*этот*дуб*<…>*''Всё*одно*и*то*же,*и*всё*обман!'')*<…>*''не*верю*вашим*надеждам*и* обманам’’* <…>* ‘’Да,* он* прав,* тысячу* раз* прав* этот* дуб’’,)–)думал* князь*Андрей* <…>* ''мы* знаем* жизнь,* –* наша* жизнь* кончена!’’»* [10;* 154].*Таковы*мысли*Болконского*на*пути*в*Отрадное.*Возвращаясь*оттуда,*он*видит* иную* картину.* Дерево,* чей* внешний* вид* меняется,* составляет*ассоциативную*параллель*душевному*состоянию*персонажа,*преобразившемуся* под* влиянием* восторженного* восприятия* жизни***119***Наташей:* «Старый* дуб,* весь* преображенный,* раскинувшись* шатром*сочной,* темной* зелени,* млел* чуть* колыхаясь* в* лучах* вечернего* солнца*<…>* ''Да,* это* тот* самый* дуб’’,* –* подумал* князь* Андрей,* и* на* него* вдруг**нашло* * * * беспричинное,* * * * * весеннее* * * * * чувство* * * * * радости* * * * и****обновления»**[10;*158].**Примечательно,* что* Шмаринов* в* диптихе* «Старый* дуб»*предлагает* графическую* интерпретацию* данного* фрагмента* романа* в*контрасте* с* рисунком* «Наташа* в* Отрадном».* * Если* в* изображении*Наташи,* личность* с* богатством* ее* внутреннего* мира* господствует* * над**ночным*пейзажем,*то*в*картинах,*представляющих*дорогу*Болконского*в* * Отрадное* и* обратно,* * дерево,* как* часть* природы,* доминирует* над*человеком,* его* чувствами.* Такой* эффект* достигается* за* счет* того,* что*дуб* дан* крупным* планом,* а* князь* Андрей* в* экипаже* представлен* как*мелкая* деталь* пейзажа,* из* которой* нельзя* получить* представления* о*его*чувствах*и*изменившемся*отношении*к*жизни.**Природа,* как* уже* отмечалось,* является* неизменной* философскоEантропологической* константой* в* творчестве* писателя,* * своеобразным*мерилом* степени* нравственной* чистоты* и* духовного* совершенства*персонажей.********Иллюстрация*«Наташа*и*князь*Андрей*в*Мытищах»*по*экстерьеру*и* экспозиции* * очень* * похожа* * на* * аналогичный* * * рисунок* * Л.* О.*Пастернака.* Но* Д.* А.* Шмаринов,* полностью* игнорируя* метафорический*и* аллегорический* планы* романного* текста,* не* изображая* сфинкса,*символ*смерти,*оставляя*за*рамками*все*лишние*детали,*делает*акцент*на* обновленном* всепрощающем* чувстве* любви,* которое* князь* Андрей*испытывает*ко*всем*окружающим*и*особенно*к*Наташе.**Анализ* перечисленных* иллюстраций* Д.* А.* Шмаринова* в* аспекте*интермедиального* и* философского* взаимодействия* литературы* и*живописи* показывает,* что* советскому* графику,* в* целом,* удалось**120***выразить* основные* антропологические* идеи* романа* Л.Н.* Толстого*«Война*и*мир».***********§5.*О*СОВРЕМЕННЫХ*ИЛЛЮСТРАТОРАТОРАХ**«ВОЙНЫ*И*МИРА»:******************ПОЗДНЕСОВЕТСКИЙ*ПЕРИОД*И*НОВЫЕ*ПЕРСПЕКТИВЫ****Советскому* художникуEграфику* Д.* А.* Шмаринову* удалось*проиллюстрировать* ключевые* моменты* романа,* создать* портретную*галерею* основных* персонажей,* проследить* центральные* сюжетные*линии.*Но*несмотря*на**всю*проделанную*им*работу,*следует*отметить,*что*для*адекватного*иллюстрирования*такой*масштабной*эпопеи*нужно*создать* своего* рода* графический* эпос,* отражающий* содержание* книги*во* всей* полноте* и* многообразии.* Эта* задача* встала* перед* следующим*художником,* создателем* новой* серии* рисунков* для* «Войны* и* мира»,*Андреем*Владимировичем*Николаевым*(1922*–*2013).*В* своей* «Автобиографии» 216 ,* написанной* для* Государственного*Литературного* музея* Л.* Н.* Толстого* в* 1982* году,* А.* В.* Николаев*рассказывает*творческую*историю*создания*галереи*рисунков*к*роману,*выполнявшихся* им* более* двадцати* пяти* * лет.* По* свидетельству*художника,* который* с* детства* грезил* * образами* толстовской* эпопеи,* а*«на* последних* курсах* института* <…>* загорелся* идеей* создания*иллюстраций* к* роману* ''Война* и* мир''» 217 ,* им* в* разные* годы* было*выполнено*несколько*серий*рисунков*в*различной*технике.*В*1958*году*он*сделал*эскизы,*которые*показал*Ученому*Совету*музея*Л.*Н.*Толстого.*********************************************************216 *Николаев,*А.*В.*Автобиография*[Электронный*ресурс]*/*А.*В.*Николаев.*–*Режим*доступа:*URL:*http://www.1812panorama.ru/virtual/avtobioEnik.html**(Дата*обращения:*22.12.2015).*217 *Там*же.**121***Они* были* одобрены,* и* в* 1959* году* * по* ним* были* выполнены* рисунки,*вошедшие*в*собрание*фондов*музея.*В*1960*году*художник*приступил*к*следующей* серии,* в* которой,* по* его* словам,* «предполагалось* сложное*цветовое*решение*всего*книжного*блока*в*целом»218.*Но,*по*техническим*причинам,*издание**книги**с*этими*рисунками*не*состоялось.*Николаев*пишет,*что*«рисунки*разошлись*по*музеям:*есть*они*и*в*«Ясной*Поляне»,*и* в* музее* «Бородино»,* и* в* «Панораме* Бородинская* битва»219.* Затем* он*соглашается*по*договоренности*с*Гослитиздатом*сделать*«графический*черноEбелый* вариант,* над* которым»,* по* его* воспоминаниям,* * он* «и*работал* в* течении* четырех* лет* с* 1965* по* 1969* год»220 .* Итогом* этой*работы* стало* двухтомное* издание* * книги* с* его* иллюстрациями,*вышедшее* в* Москве* в* 1970* году.* Далее* Николаев* сделал* еще* серию*иллюстраций*к*этому*произведению.*Об*этом*периоде*своей*творческой*жизни* он* пишет:* «Вскоре* издательство*‘’Изобразительное* искусство''*<…>*предложило*мне*работу*над*серией*иллюстраций*к*роману*‘’Война*и*мир'',* предназначавшихся* в* качестве* наглядных* пособий* для*школьников.* Я* согласился,* хотя* это* не* вполне* могло* отвечать* моим*творческим* планам* –* нужно* было* ориентироваться* не* на* взрослого*человека,* а* на* школьника,* на* школьную* программу* и* постоянно* иметь*дело* с* ‘’методистами’’.* Над* этой* серией* я* работал* * более* * пяти* * лет,* * и**последний**‘’выпуск''*из*четырех*вышел*в*1977*г.»221.**Результатом*многолетней*работы*А.*В.**Николаева*явилась*эпопея*из* иллюстраций,* опубликованных* не* только* в* отдельных* издания*«Войны* и* мира»,* но* и* в* четырех* специальных* альбомах222 .* * Рисунки*художника* параллельны* тексту* Л.* Н.* Толстого* и* охватывают*********************************************************218 *Там*же*219 *Там*же.*220 *Там*же.*221 *Там*же.*222 *Николаев,*А.*В.*Л.*Н.*Толстой*«Война*и*мир».*[Альбомы*с*иллюстрациями]*/*А.*В.*Николаев.*–*М.:*Изобразительное*искусство,*1972*–*1977,*выпуск*1E4.**122***максимальное* * количество* * сюжетных* * линий* * и* * героев* * романа.*Некоторые* рисунки,* например,* «Наташа* в* Отрадном»,* представляют*собой* буквально* следующие* друг* за* другом* зарисовки.* Такой* принцип*иллюстрирования,* во* многом* напоминающий* кинематографическую*раскадровку,*сближает*два*медиа:*изобразительное**искусство*и*кино,*а*также* позволяет* адекватно* выразить* диалектику* внутреннего* мира*героини.*Из* огромного* живописного* материала,* который* художник*посвятил* «Войне* и* миру»,* наибольший* научный* интерес* для*исследований*в*сферах*интермедиального*и*философскоEантропологического* анализа* представляют* сделанные* в* технике*цветной*гуаши**рисунки:**–*«Именины*Наташи*Ростовой»*(две*иллюстрации,*рис.24,*рис.25);**–*«Наташа*в*Отрадном»*(две*иллюстрации,*рис26,*рис.27);**–*«Андрей*Болконский*и*старый*дуб»*(рис.28);***–*«Наташи*Ростова*на*балу»*(рис.*29);**–* «Встреча* Наташи* с* раненым* князем* Андреем* в* Мытищах»* (рис.*30);**–*«Пьер*на*Бородинском*сражении»*(рис.*31);**–*«Русские*солдаты*у*костра»*(рис.*32).*В* этих* рисунках,* как* в* наиболее* завершенных* и* технически*совершенных,* * * нашли* максимально* полное* отражение* * авторские*интенции* художника,* стремившегося* средствами* живописи* воссоздать*толстовский*текст.***Иллюстрации,* посвященные* именинам* Наташи,* изображают*первое* появление* героини,* подчеркивают* ее* живость,* энергичность* и*естественность,* а* также* отражают* радушную,* любовноEрадостную*атмосферу* в* доме* Ростовых.* На* первой* (рис.* 24)* мы* видим* младшее*поколение* Ростовых,* и* в* их* числе* подростка* Наташу* «некрасивую,* но**123***живую»*[9;*47],*на*второй*(*рис.*25)*–*графа*Илью**Андреевича*Ростова*и*Марью* Дмитриевну* Ахросимову,* запечатленных* танцующими* Данилу*Купора,*старинную*фигуру*англеза.**Два* рисунка* «Наташа* в* Отрадном»* * представляют* юную* героиню*романтичной,* мечтательной,* погруженной* в* атмосферу* светлой*весенней* ночи.* Характерно,* что,* в* отличие* от* Д.* А.* Шмаринова,* у*которого* она,* согласно* тексту* романа,* «подхватила* себя* под* коленки»*[10;*147]*,**художник*не*стремится*здесь*буквально*следовать*за*текстом*книги,* предлагая* свое* видение* этого* фрагмента.* * * Так,* на* первой*иллюстрации* зритель* видит* Наташу* у* открытого* окна* (рис.26),*очарованной* весенней* пробуждающейся* природой,* при* этом* художник*акцентирует*внимание*и*на*пейзаже.**На*втором*рисунке*восторженная,*широко* расставившая* руки* Наташа* (рис.* 27)* (таким* образом*Николаевым* передана* идея* полета)* резко* контрастирует* с* серьезной,*погруженной* в* чтение* Соней.* Так* в* двух* рисунках* художника*отразились* и* внутренний* мир* Наташи* Ростовой* и* гармония* ночного*пейзажа.**Иллюстрация,* изображающая* распустившийся* старый* дуб* (рис.*28),*сделана*Николаевым,*в*отличие*от*Шмаринова,*таким*образом,*что*здесь* дерево* не* доминирует,* а* наравне* с* героем* романа* Андреем*Болконским,*возвращающимся*в**экипаже*из*Отрадного,**является*таким*же*важным*элементом*рисунка.**Художник*Николаев*в*рисунке**«Наташа*Ростова*на*балу»*(рис.*29)*заостряет* * внимание* на* танцующей* паре,* князе* Андрее* и* Наташе,*помещая* их* в* центр* композиции,* остальные* участники* бала* служат*лишь* фоном.* Именно* таким* образом* он* подчеркивает* то* значение,*которое* будет* иметь* встреча* * * главных* героев* романа* в* дальнейшем*развитии*сюжета.***124***«Встреча*Наташи*с*раненым*князем*Андреем*в*Мытищах»*(рис.*30)*–* это* рисунок,* на* котором* Николаев* показывает* момент* появления*Наташи* в* избе,* где* находятся* раненые* и* умирающий* Болконский.* Это*лишь*преддверие*их**разговора*о*прощении*Наташи,*о*новой*«божеской*любви»* Андрея,* возникшей* в* нем* перед* лицом* смерти.* * У* художника* в*данной* иллюстрации* основное* внимание* уделено* не* чувствам,*испытываемым*героями*при*встрече,*а**интерьеру*места*действия.***К* числу* эпизодов,* изображающих* военные* действия,* относятся*рисунки*«Пьер*на*Бородинском*сражении»*(рис.*31)*и**«Русские*солдаты*у* костра»* (рис.* 32).* В* первом* из* них* художник* строит* композицию* на*контрасте* растерянной,* недоумевающей* «невоенной* фигуры* Пьера* в*белой* шляпе»* [11;* 232]* и* суетной,* кипящей* вокруг* него,* битве* солдат.*Он* изображает* * пребывание* Пьера* на* батарее* Раевского* в* разгар*сражения,**строго*следуя*тексту*книги:*«Пьер*не*смотрел**вперед*на*поле*сражения*и*не*интересовался*знать*о*том,*что*там*делалось:*он*весь*был*поглощен*в*созерцание*<…>*все*более*и*более*разгорающегося*огня*<…>*в*его*душе*<…>*Пьер*смотрел*через*вал*<…>*На*батарею*еще*чаще*стали*попадать*снаряды.*Несколько*человек*лежали*неубранные.*Около*пушек*хлопотливее* и* оживленнее* двигались* солдаты.* Никто* уже* не* обращал*внимания* на* Пьера* <…>* Солдаты* подавали* заряды,* поворачивались,*заряжали* и* делали* свое* дело* с* напряженным* щегольством* <…>* Все*сделалось*странно,*неясно*и*пасмурно*в*глазах*Пьера»*[11;*235*–*236].*Л.*Н.* Толстой* в* романе,* описывая* ужас* и* нелепость* массовой*насильственной* гибели* людей,* изображает* Бородинскую* битву* сквозь*призму* сознания* такого* совершенно* не* военного* человека,* как* Пьер*Безухов.* На* Бородинском* поле* герой* у* Толстого* переживает* целую*гамму* сменяющих* друг* друга* чувств* «от* восхищения* перед* красотою*зрелища»[11;* 227]* панорамы* поля* сражения* до* «чувства* ужаса,* страха*смерти»* [11;* 292],* охватившего* его* после* всего* пережитого.* Толстой**125***пишет,*что*Пьер*после*битвы,*находясь*в*пограничном*состоянии*между*сном* и* явью,* так* осмысляет* произошедшее:* «Ничем* не* может* владеть*человек,* пока* он* боится* смерти.* А* кто* не* боится* ее,* тому* принадлежит*все.* Ежели* бы* не* было* страдания,* человек* не* знал* бы* границ* себе,* не*знал* бы* себя* самого.* Самое* трудное* <…>* состоит* в* том,* чтобы* уметь*соединять*в*душе*своей*значение*всего»*[11;*294].**Душевное*состояние*Пьера*Безухова*на*иллюстрации*соответствует* его* переживаниям,* описанным* Л.* Н.* Толстым.*Философские* взгляды* на* ужас* войны,* убийства* людей* * воплощаются* в**нарративной* ткани* произведения,* * выраженные* как* автором,* так* и*главным*героем.**Второй* рисунок* * «Русские* солдаты* у* костра»* (рис.* 32)* в* точности*воспроизводит* эпизод,* * описанный* в* книге,* * характеризующий*отношение* русских,* проникнутое* чувством* жалости* к* поверженным**французам.* В* тексте* это* описано* так:* «Огромный* костер* ярко* горел*посреди*снега,*освещая*отягченные*инеем*ветви*деревьев*<…>*из*леса,*в*яркий* свет* костра,* выступили* две,* державшиеся* друг* за* друга,*человеческие,*странно*одетые*фигуры.*Это*были*два*прятавшиеся*в*лесу*француза*<…>*Один*был*повыше*ростом,*в*офицерской*шляпе,*и*казался*совсем* ослабевшим* <…>* Другой* маленький,* коренастый,* обвязанный*платком* <…>* был* сильнее* <…>* Ослабевший* французский* офицер* был*Рамбаль;* повязанный* платком* был* его* денщик* Морель»[12;* 194].*Толстой* подчеркивает* теплое,* сочувственное* отношение* простых*солдат*к*побежденным*врагам.*Русские*приютили,*накормили,*обогрели*двух*эти*французов,*понимая,*что*и*они*«тоже*люди»*[12;*196].**В*данной*иллюстрации* Николаевым* адекватно* отражена* мысль* * Толстого* о*нелепости*братоубийственных*войн,*о**понимании*простыми*солдатами*тягот* войны,* о* необходимости* духовного* единении* между* людьми*разных*национальностей.***126***Художник* А.* В.* Николаев,* посвятивший* многие* годы* созданию*рисунков* к* романуEэпопее* «Война* и* мир»* Л.* Н.* Толстого,* неоднократно*возвращавшийся* к* работе* над* их* выполнением,* смог* осуществить*иллюстрирование* книги,* ему* удалось* сделать* это* наиболее* красочно* и*полномасштабно* по* сравнению* со* своими* предшественниками,*работавшими* в* том* же* направлении.* Он* создал* живописное* эпическое*полотно,* которое* переводит* романный* текст* в* интермедиальное*пространство,* на* язык* изобразительного* искусства,* визуализируя*книгу,*делая*ее*наглядной,*яркой,*удобной*для*целостного*восприятия.**Интерес*к*иллюстрированию*великой*книги*не*угасает*до*сих*пор.*Свидетельством* тому* может* служит* обширная* серия* черноEбелых*рисунковEпортретов,* выполненных* известным,* российским,* книжным*иллюстратором* * Сергеем* Любаевым,* чьими* работами* был* снабжен*толстовский*роман,**вышедший*в*издательстве*"Арбор"*в*2012*году.*По*словам* художника,* ранее* создавшего* рисунки* к* произведениям* Гоголя,*Твена,* Толкиена,* он* стремился* создать* наиболее* полную* галерею*персонажей*эпопеи,*стараясь*показать*их*в*развитии,*опираясь*на*опыт*своих* предшественников* не* только* в* области* художественной*иллюстрации,* но* и* в* кинематографической* сфере:* «Когда* я* начал*работать* над* «Войной* и* миром»,* мне* сначала* даже* страшно* стало* <…>*Потом,* после* долгих* мучений,* я* решил,* что* буду* рисовать* только*персонажей*романа.*Стал*их*выписывать*всех*подряд*<…>*Рисовал*их*в*развитии* <…>* Ведь* герои* взрослеют,* их* внешность* меняется,* они*приобретают*новые*привычки.*Вот*это*и*хотелось*показать*<…>*Прежде*всего*я*старался*не*делать*их*похожими*на*героев*великолепной*ленты*Сергея*Бондарчука*‘’Война*и*мир''»223.**********************************************************223 *Клокова,* Л.,* Бурый,* А.* Двадцать* карандашей* для* «Войны* и* мира»* Альбомы* с*иллюстрациями.*[Электронный*ресурс]*/Л.*Клокова,*А.*Бурый*//*Русский*мир.*RU.*–**2012.–Сентябрь(№9)*/Л.Клокова,*А.*Бурый.*–*Режим*доступа:*URL:***127***Как* следует* из* выше* изложенного,* современные* художникиE*иллюстраторы*при*переводе*текста*книги*из*вербального*пространства*литературы* в* визуальную* сферу* изобразительного* искусства* все* чаще*предлагают* собственную* интерпретацию* великого* произведения.*Насколько*их*индивидуальное*видение*эпопеи*способствует*раскрытию*ее* философского* потенциала,* –* * вопрос* дискуссионный.* Эпический*роман**«Война*и*мир»*с*его*неисчерпаемым*философским*потенциалом*и*бессмертными*образами*остается*вечно*актуальным,*раскрывая**перед*иллюстраторами* новые* грани,* * задавая* новые* вопросы,* ставя* новые*задачи.******************************************************************************************************************************************************************************************************http://www.russkiymir.ru/media/magazines/article/99810/.*(Дата*обращения:*23.12.2015).***128***ГЛАВА*II*ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ*«АННЫ*КАРЕНИНОЙ»:*ИНТЕРМЕДИАЛЬНЫЙ*И*ФИЛОСОФСКОEАНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ*АСПЕКТЫ****§1.*ОСНОВНЫЕ*ЭТАПЫ*ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ*РОМАНА*Л.*Н.*ТОЛСТОГО*«АННА*КАРЕНИНА»*****Произведение* Льва* Николаевича* Толстого* «Анна* Каренина»*практически* с* момента* своего* появления* в* печати* (1875* –* 1877)* стало*объектом*пристального*внимания*художников.***Текст,**сюжет,**герои***книги**вдохновляли**таких**живописцев,***как**Михаил* Александрович* Врубель* (1856–1910),* Михаил* Васильевич*Нестеров,* Елизавета* Меркурьевна* Бём* (1843–1914* ),* Генрих* Матвеевич*Манизер*(1847–1925*),*творивших**до*революции*1917*года.***Е.* М.* Бём,* прославившаяся* как* мастер* черного* силуэта,*иллюстратор* детских* книг,* автор* многочисленной* серии* праздничных*открыток,*примерно*в*1910Eх*годах,*выпустила**цикл*женских*портретов*под*названием*«Типы*Толстого»,*куда*вошли*такие*образы*героинь,*как*«Наташа* Ростова»,* «Катюша* Маслова»,* «Анна* Каренина»224 *.* Открытка,*посвященная* Анне* Карениной,* выполненная* в* технике* цветной*акварели,* изображает* ее* в* монументальном* стиле,* что,* как*представляется,* слишком* акцентирует* телесность* героини* и* не*позволяет* в* полной* мере* отразить* ее* внутренний* мир* и* раскрыть* ее*психологический*тип*(рис*33).**********************************************************224 *Герасимова,*Д.*Бём*Елизавета*Меркурьевна*«Жизнь*в*силуэтах»*[Электронный*ресурс]*/Д.*Герасимова.*–**Режим*доступа:*URL:*http://bibliogid.ru/khudozhniki/767EbjomEelizavetaEmerkurevna**(Дата*обращения:*03.02.2016);*ЧапкинаEРуга,*С.*Русский*стиль*Елизаветы*Бём*[Текст]*/*С.*ЧапкинаEРуга.*–*М.:*Захаров,*2007.*–*536*с.;*Лебедев,**В.*Б.*Художница*Елизавета*Меркурьевна*Бем*[Иллюстрированный*каталог*почтовых*открыток]*/*В.*Б.*Лебедев.*–*М.:*Восточный*горизонт,*2001.*–*67*с.**129******Г.* М.* Манизер225,* автор* жанровых* картин* на* библейские* сюжеты,*известный* портретист,* заинтересовался* художественным* типом*толстовской*героини*и*в*1904*году*написал*картину*«Анна*Каренина*(по*роману* Л.* Н.* Толстого)»* (рис.* 34).* Полотно* исполнено* масляными*красками* на* холсте,* оно* хранится* в* Омском* областном* музее*изобразительных* искусств* имени* М.* А.* Врубеля.* На* картине* Анна*изображена* в* драматический* для* ее* судьбы* момент,* после* того* как*Каренин* обнаружил* ее* письма* к* Вронскому.* Художник* вольно*интерпретирует*образ*Анны*Карениной,*что*проявляется*в*несовпадении*портретной*характеристики**героини,*данной*писателем,*с* трактовкой* ее* облика* портретистом.* У* Толстого* Анна* –* женщина* с*«блестящими,* казавшимися* темными* от* густых* ресниц,* серыми*глазами»*[18;*66],*с*«быстрою*походкою,*так*странно*легко*носившею*ее*довольно*полное*тело»*[18;*68].*У*Манизера*она*худая,*бледная,*нервная*с*растерянным,*страдальческим*взглядом*больших*карих*глаз.*Думается,*однако,*что*живописцу,*в*данном*случае*не*стремившемуся*к*внешнему*сходству* с* толстовским* оригиналом,* * удалось* верно* передать* и*драматизм* сцены,* страдания* и* внутреннюю* борьбу* в* душе* героини*романа.***После* 1917* года* начался* новый* этап* освоения* русскими* и*советскими*художниками*романа*«Анна*Каренина».***Среди* достойных* внимания* работ* этого* периода* можно* назвать*цикл*иллюстраций*русского*эмигранта,*художника,*графика,*аниматора*Александра* Александровича* Алексеева* (1901* –* 1982).* Эта* серия,*состоящая* * из* * 120Eти* черноEбелых* рисунков,* была* создана* в* 1951* –*1957Eх* годах,* но* она* вышла* отдельным* альбомом* лишь* в* 1997* году* в*Париже,* после* смерти* автора.* В* 2010Eм* году* в* России,* в* петербургском*********************************************************225 *Коновалов,*Э.*Г.*Г.*М.*Манизер*[Текст]*//*Новый*полный*биографический*словарь*русских*художников.*Серия:*Шедевры*мирового*искусства*/*Э.*Г.*Коновалов.*–*М.:*Эксмо,*2008.*–*576*с.***130***издательстве* «Вита* Нова»* был* издан* двухтомник* «Анна* Каренина»* * с*иллюстрациями* А.* А.* Алексеева226.* Так* рисунки* стали* дополнением* к*тексту,*способствуя*осуществлению*факта*интермедиального*взаимодействия*литературы*и*живописи.**Иллюстрации* Алексеева* представляют* собой* своеобразную,*самобытную* интерпретацию* произведения.* Многие* сцены* книги*решены* графиком* принципиально* иначе,* чем* Толстым,* что,* на* наш*взгляд,*свидетельствует*о*том,*что*художник*не*стремился*воссоздавать*философские* взгляды* писателя* и* мыслителя.* Это* делает* дальнейший*интермедиальный* и* философский* анализ* серии* его* рисунков* в* рамках*изобразительного*искусства*нецелесообразным.***В* период* с* 1929* по* 1932* год* советский* художник* Николай*Иванович* Пискарёв* (1892E1959)* проиллюстрировал* англоязычное*издание* «Анны* Карениной»* для* Клуба* любителей* редких* книг* в* НьюEЙорке.* В* 1933* году* издание,* снабженное* рисунками* Пискарёва* и*предисловием* Луначарского,* было* отправлено* в* Америку.* Серия* была*выполнена* в* технике* черноEбелой* ксилографии.* Она* воспроизводит*сюжетные* линии* Анны* и* Вронского* и* Левина* и* Кити.* В* 1933* году**иллюстрации*были*удостоены*высокой*оценки*на*1Eой*Международной*выставке* деревянной* гравюры* в* Варшаве.* Кроме* рисунков,* кисти*Пискарёва* принадлежит* также* художественное* оформление* книги,*орнаменты*и*виньетки.*Само*издание*ныне*считается*библиографической*редкостью.***В* 1978* году* иллюстрации* Пискарёва* были* воспроизведены* в*романе* Толстого,* напечатанном* в* издательстве* «Правда»* на* русском*языке.**********************************************************226 *Борисова,*В.,*Дмитриенко,*А.**Александр*Алексеев*и*его*иллюстрации*к*«Анне*Карениной»*[Текст]*//*Толстой,*Л.*Н.**Анна*Каренина*в*2Eх*томах*/*Л.*Н.*Толстой.*–*СПб.:*Вита*Нова,*2010.*–*1296*с.*–*Илл.*А.*А.*Алексеева.**131****С*точки*зрения*интермедиального*анализа*и*философии*Толстого,*сравнивающего* в* тексте* книги* рождение* ребенка* у* Анны* и* Кити,*наибольший* интерес* представляет* рисунок* «Роды* Анны»* (рис.* 35),*который* запечатлевает* раскаяние* Вронского,* стоящего* на* коленях* у*постели* героини,* но* * не* отражает* в* полной* мере* взгляды* писателяEмыслителя*на*феномен*рождения.**Сейчас* работы* мастера* хранятся* в* фондах* Государственного*Литературного*музея*Л.*Н.*Толстого.**В* 1930Eе* годы* художник* Николай* Андреевич* Тырса* (1887–1942)*посвятил* роману* «Анна* Каренина»* серию* * литографических* работ.* Это*«Анна»*(1939)*(рис.*36)*,*«Левин»*(1939),**«Вронский»*(1939),**«Каренин»*(1939),*«Встреча*Анны*с*Вронским*на*станции*Бологое»*(1938)*(рис.*37),*«Скачки.* Вронский* перед* заездом* (1939),* «Вечер* у* Бетси* Тверской»*(1939),* «Свидание* Анны* с* сыном»* (1939),* «Анна* и* Вронский* в* Италии»*(1939),* «Встреча* Анны* с* Долли»* (1939),* «Левин* на* охоте»* (1939),*«Объяснение* Левина* с* Кити»* * (1939).* Его* * иллюстрации* представляют*собой* в* основном* индивидуальные* и* групповые* портреты* героев*произведения,* хотя* есть* среди* них* и* жанровые* сцены* и* пейзажные*зарисовки.*В*1984*году*автолитографии***были***приобретены**у**дочери***Тырсы* * МузеемEусадьбой* Л.* Н.* Толстого* «Ясная* Поляна»,* в* фондах*которого* и* хранятся* по* сей* день227 .* * * В* отдельные* издания* книги* эта*небольшая* серия,* поEвидимому,* вследствие* своей* немногочисленности,**не* вошла.* Для* данного* исследования* она* может* представлять* интерес,*главным* образом,* как* портретная* галерея* центральных* героев*произведения,*в*целом*воссоздающая*их*психологические*характеристики* в* рамках* медиа* изобразительного* искусства.* Однако*********************************************************227 *Сурис,*Б.*Н.*А.*Тырса*[Текст]*//*Искусство*книги.*Выпуск*5.*1963–1964*/*Б.*Сурис.*–*М.:*Книга,*1968.*–*С.*185*–195;**Л.*Н.*Толстой*в*иллюстрациях*Н.*А.*Тырсы*и*К.*И.*Рудакова*[Электронный*ресурс].*–*Режим*доступа:*URL*:*http://ypmuseum.ru/component/igallery/nememorialnayaEkollekciya/lEnEtolstoyEvEillustratsiakhEtyrsyEiErudakova.html.*(Дата*обращения:*11.*02.*2016);****132***нельзя* не* отметить,* что* второму* главному* герою* толстовского* романа*Константину* Левину* в* литографическом* цикле* Тырсы,* к* сожалению,*отводится* гораздо* меньше* места,* хотя* в* тексте* книги* Анна* и* Левин*равноправны.******В* большой* серии* иллюстраций* к* произведениям* зарубежной* и*русской* классической* литературы,* созданной* в* 1930–1940Eх* годах,* у*художника,*театрального*декоратора,**графика*Константина*Ивановича*Рудакова* (1891–1949)*228*есть* небольшая* портретная* галерея,*посвященная* героям* романа* Л.* Н.* Толстого* «Анна* Каренина».* В* ней* он*воссоздал*психологические*типы*персонажей,*применяя*технику*черноEбелой* и* раскрашенной* автолитографии.* Иллюстративный* цикл* с*вариантами* * хранится* в* фондах* музея* «Ясная* Поляна».* В* отдельных*изданиях* романа* * не* представлен,* посвящен,* главным* образом,*центральной*героине*романа,*запечатленной*в*драматические*моменты*ее* жизни.* Иллюстрации* Рудакова* к* «Анне* Карениной»* тиражируются* в*основном*в*наборах*открыток.***Как* представляется,* графику* в* целом* удалось* передать*внутренний* драматизм* образа* Анны,* однако* в* ряде* литографий,*например,* «Анна* перед* зеркалом»* (1940),* образ* главной* героини**выглядит* несколько* монументальным* и* статичным,* что,* поEвидимому,*противоречит*толстовскому*видению*Карениной.**В* 1953* году* в* издательстве* «Художественная* литература»* * в* двух*томах*вышел*роман*Л.*Н.*Толстого*«Анна*Каренина»229*с*иллюстрациями**известного* советского* художника,* скульптора,* книжного* графика**Александра*Николаевича*Самохвалова*(1894–1971)230 ,*ранее*создавшего*********************************************************228 *Бродский,*И.*А.*Константин*Рудаков.*Графика*[Текст]**/*И.*А.*Бродский.*–*М.:*Советский*художник,*1985.*–*214*с.;**Галеев,*И.*И.**Константин*Иванович*Рудаков*(1891E1949).*Графика,*живопись*[Текст]*/*И.*И.*Галеев.*–*М.:*ГалеевEГалерея,*2015.*–288*с.*229 *Толстой,*Л.*Н.*Анна*Каренина*в*2Eх**т.*[Текст]*/*Л.*Н.*Толстой.*–*М.:*Художественная*литература,*1953.*–*946*с.*–*Илл.*А.*Н.*Самохвалова.**133***иллюстративные*циклы*к*произведениям:*«Путешествие*из*Петербурга*в* Москву»* А.* Н.* Радищева,* «Горе* от* ума»* А.* С.* Грибоедова,* «Евгений*Онегин»*А.*С.*Пушкина,*«Мертвые*души»**Н.*В.*Гоголя,*«История*одного*города»*М.*Е.*Салтыкова–Щедрина.***В* техническом* отношении* его* работы* представляют* собой*оттиски*с*цветных*рисунков,*выполненных*специальным*литографическим* карандашом* и* тушью* на* камне.* Оригиналы* работ*хранятся* в* фондах* Государственного* литературного* Музея* Л.* Н.*Толстого.* * По* тематике* они* разнообразны:* * это* и* «Свидание* Анны*Карениной* с* Вронским* на* станции* Бологое»* (рис.* 38),* и* «Константин*Левин*на*косьбе»*(рис.*39),*и*панорамы*Петербурга,*и*многое*другое.*Все*они* выполнены* на* высочайшем* художественном* уровне.* Однако* в* них**чувствуется**тяготение*к*монументальным*полотнам,*в*результате*чего*иногда* теряется* пластичность* образов.* Это,* на* наш* взгляд,* в* данном*случае* не* способствует* воссозданию* психологических* портретов*персонажей* романа,* в* недостаточной* мере* обнаруживает* драматизм*ситуаций* и* в* целом* затрудняет* * передачу* * философской* антропологии*Льва*Толстого*посредством*медиа*иллюстрирования.***Особого*внимания*заслуживают**работы*художников*М.*А.*Врубеля,*М.* В.* Нестерова,* О.* Г.* Верейского,* которые* целесообразно* подвергнуть***интермедиальному**и*философскому*анализу.*****************************************************************************************************************************************************************************************230 *Самохвалов,*А.*Н.*Мой*творческий*путь*[Текст]*/*А.*Н.*Самохвалов.*–*Л.:*Художник*РСФСР,*1977.*–*320*с.;*Сазонова,*К.,*Баршова,*И.*Александр**Николаевич**Самохвалов*[Текст]*/*К.*Сазонова,*И.*Баршова.*–*Л.:*Художник*РСФСР,*1963.*–*106*с.****134***§2.*ИЛЛЮСТРАЦИЯ*М.*А.*ВРУБЕЛЯ*К*РОМАНУ*Л.*Н.*ТОЛСТОГО*«АННА*КАРЕНИНА»*КАК*ФЕНОМЕН*ИНТЕРМЕДИАЛЬНОСТИ**В* 1878* г.* Михаил* Александрович* Врубель,* бывший* в* те* годы*студентом* юридического* факультета* Петербургского* университета,*проявлявший* склонность* к* живописи,* сделал* три* рисункаEнаброска*(«Свидание* Анны* Карениной* с* сыном»,* «Анна* Каренина»,* «Анна* перед*гибелью»)* * к* роману* Льва* Николаевича* Толстого* «Анна* Каренина»,*вышедшему* в* 1877* году* в* журнале* «Русский* вестник».* Из* числа* этих*эскизных* работ* наиболее* завершенным* и* удачным* считается* рисунок*«Свидание*Анны*Карениной*с*сыном»*[Врубель*М.*А.*Рисунок.*Свидание*Анны* Карениной* с* сыном.* К* роману* Л.* Н.* Толстого* «Анны* Каренина».*Бумага* коричневая,* тушь,* сепия,* перо.* 39,5* х* 33.* Государственная*Третьяковская* галерея]* (рис.* 40),* поэтому* его* целесообразно*рассмотреть*как*иллюстрацию*к*одному*из*ключевых*эпизодов*романа.**В* данном* контексте* иллюстрирование* предстает* как* перевод*литературноEхудожественного*текста*на*язык*живописи.***Проанализируем*иллюстрацию*Врубеля*«Свидание*Анны*Карениной* с* сыном»* к* роману* Л.* Н.* Толстого,* выделив* следующие*аспекты:***–**история*создания*рисунка;**–**выбор*сцены*свидания*из*романа;**–**художественное*воплощение*эпизода*Толстым*и*Врубелем;**–**философскоEмировоззренческие*взгляды*писателя*и*художника.***По* «Воспоминаниям»* сестры* художника* Анны* Александровны*Врубель* можно* проследить* историю* создания* рисунка:* «В* годы*университетской* жизни* связь* брата* с* искусством* выразилась* в*многочисленных*рисунках*на*темы*из*литературы,*как*современной,*так*и* классической.* Тут* были* тургеневские* и* толстовские* типы* (между**135***первыми* вспоминаются* Лиза* и* Лаврецкий* из* ''Дворянского* гнезда'',*между* вторыми* ''Анна* Каренина''* и* ''Сцена* свидания* ее* с* сыном'')*<…>»231.**Создание* эскиза* можно* рассматривать* и* в* контексте* острой*полемики,* разгоревшейся* вокруг* романа,* сразу* после* его* выхода.* В* нее*были*вовлечены*критики,*литераторы*и*представители*интеллигенции*той* эпохи.* * Искусствовед* Дора* Зиновьевна* Коган,* автор* книги* «М.* А.*Врубель»,*о*жизни*и*творчестве*художника,*отмечает,*что*в*это*же*время*у*Врубеля*сформировался*свой*взгляд*на*образ*главной*героини*романа,*в*этическом*отношении,*близкий*к*воззрениям*Ф.*М.*Достоевского:*«…в*этом* рисунке* Врубель,* кажется,* осмысляет* судьбу* героини* с* точки*зрения* правосудия:* «преступление»* и* «наказание».* Правда,* правосудие*не*земное,*а*высшее,*небесное*—*беспощадный*божеский*суд,*божеский*приговор,* высказанный* в* эпиграфе* ''Мне* отмщение* и* аз* воздам''.* <…>*Вместе* с* тем* здесь,* * в* этом* юношеском* рисунке,* представляя* Анну*Каренину,* Врубель,* быть* может* под* влиянием* идей* Достоевского,*показывает* и* двойственный* смысл* женской* красоты* в* мире* —* ее*одинаковую* связь* с* небом* и* адом» 232 .* Оценку* роману* Толстого*Достоевский*дает*в*«Дневнике*писателя»**за*июль*–*август**1877*года:*«В*''Анне* Карениной''* проведен* взгляд* на* виновность* и* преступность*человеческую* <…>* Выражено* это* в* огромной* психологической*разработке* души* человеческой,* с* страшной* глубиною* и* силою,* с*небывалым* доселе* у* нас* реализмом* художественного* изображения.*Ясно* и* понятно* до* очевидности,* что* зло* таится* в* человечестве* глубже,*<…>* что* ни* в* каком* устройстве* общества* не* избегнете* зла,* что* душа*********************************************************231 *Врубель,* А.* А.* Воспоминания* [Текст]//* Врубель.* Переписка.* Воспоминания* о*художнике* /Составители:* Э.* П.* * ГомбергEВержбинская,* Ю.* Н.* Подкопаева,* Ю.* В.*Новиков.*–*Л.:*Искусство,*1976.*–*С.*146.*–**384*с.*232 *Коган,*Д.*З.*М.*А.*Врубель*[Электронный**ресурс]*/*Д.*З.*Коган.*–*Режим*доступа:*URL: http://mreadz.com/new/index.php?id=270753&pages=12 (Дата обращения:12.