Диссертация (Традиция и новация в «Аргонавтике» Аполлония Родосского (лексика – композиция – стиль)), страница 32

PDF-файл Диссертация (Традиция и новация в «Аргонавтике» Аполлония Родосского (лексика – композиция – стиль)), страница 32 Филология (32295): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Традиция и новация в «Аргонавтике» Аполлония Родосского (лексика – композиция – стиль)) - PDF, страница 32 (32295) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Традиция и новация в «Аргонавтике» Аполлония Родосского (лексика – композиция – стиль)". PDF-файл из архива "Традиция и новация в «Аргонавтике» Аполлония Родосского (лексика – композиция – стиль)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 32 страницы из PDF

ВыводыВ «Аргонавтике» Аполлоний как истинно александрийский поэтэкспериментирует с жанровыми формами. В его поэме очевидны394Завьялова 2009: 137235параллели с четвертой Пифийской одой Пиндара. С одной стороны,Аполлония привлекает гимнический жанр, с другой стороны, онлюбит генеалогии. Его тяготение к гимну проявляется, главнымобразом, в композиции, а интерес к генеалогии — в аллюзиях на«генеалогические» поэмы Гесиода.Комбинация в рамках «Аргонавтики» элементов разных жанровпозволяет поэту наиболее полно раскрыть его авторскую позицию поотношению к теме плавания аргонавтов.

Так, гимнические элементыподчеркиваютегожеланиепроследить,какпамятьобэтомлегегендарном событии сохраняется в современном поэту мире. Сдругой стороны, с помощью своеобразных отсылок александрийскийпоэт стремился указать, на какие источники он ориентировался всвоей работе. Это указывает на научность его подхода к разработкетемы плавания аргонавтов.236ЗаключениеОсновной целью данной диссертации было определить, как впоэтике«Аргонавтики»проникновениепроисходитпредшествующейсовмещениеэпическойивзаимноетрадицииисовременных Аполлонию поэтических установок.Первая задача состояла в том, чтобы выявить механизмфункционированияв«Аргонавтике»гомеровскихформул.Наосновании проведенного в первой главе диссертации анализалексических параллелей между «Аргонавтикой» и гомеровскимипоэмами были сделаны следующие выводы.Аполлоний Родосский использует гомеровские формулы каксвоего рода цитаты и, тем самым, как средство отсылки кпараллельным эпизодам гомеровского эпоса.

При этом Аполлоний«успевает» отчасти дополнить и прокомментировать гомеровскийтекст – например, при описании острова Сирен, мимо которогопроплывают Одиссей и аргонавты (4, 891-898), или в мифе о Перо в 1,120–121. «Развивая» гомеровский текст, Аполлоний идет по линииуточнения различных фактических подробностей – имен, событий,географических названий. В этом и состоит основная особенность егометодаработыфилологическаясмифологическимработаАполлонияматериалом.надСобственногомеровскимтекстомпроявляется в выборе одного из возможных значений гомеровскогослова.Примеромфилологическойинтерпретацииявляется237прилагательное δαΐφρων, которое применительно к кормчему Тифию(1, 560) означает не «воинственный духом», а «разумный».Показательным примером поэтического мастерства Аполлонияв работе с гомеровским материалом является миф об Алоадах в 1, 480– 484.

Чтобы показать тщетность попытки Ота и Эфиальта победитьбогов, о которой рассказывается в 305–320 стихах одиннадцатой песни«Одиссеи», александрийский поэт использует словосочетание ἴφθιμοίπερ ἐόντες. Оно является вариацией формулы περ ἐόντα καὶ ἴφθιμονκαὶ ἀγαυὸν, которой в «Илиаде» заканчивается рассказ об неудачныхпопытках Фоанта (4, 534) и Аякса (5, 625) овладеть доспехамипобежденного противника. Таким образом, с помощью формулыАполлоний Родосский отсылает к аналогичным ситуациям в поэмахГомера.Точнотакжеалександрийскийспоэтпомощьютрадиционнойподчеркивает«Аргонавтике» и «Илиаде». Например, всходствоформулыэпизодовв4, 1481 – 1483 аргонавтЭвфем имеет такую же характеристику, быстроногий (πόδας ταχὺς),как в «Илиаде» Ахилл (13, 348; 13, 482; 17, 709; 18, 2; 18, 354; 18, 358).

Какв 22, 136 – 203 Ахилл не смог догнать убегающего от него Гектора, таки попытка Эвфема догнать Геракла заканчивается неудачей. Или какОдиссей с помощью своего лука, παλίντονον τόξον, истребляет в«Одиссее» всех женихов, так и Геракл в «Аргонавтике» – Землеродныхв 1, 993 – 994.Спомощьюформул,характеризующих оружиеили егообладателя, Аполлоний устанавливает родственные связи между238персонажами«Аргонавтики»игероямигомеровскихпоэм.Например, аргонавт Леодок так же могуч (ἴφθιμός – 1, 119), какупомянутая в «Одиссее» его мать Перо; а Клитий так же искусен встрельбе из лука, как его отец Эврит (2, 1043 – 1045).Традиционный гомеровский эпитет ἀγαυός, характеризующиймладенцаАхиллав4,869,намечаетдополнительнуюсвязь«Аргонавтики» с «Илиадой» и предвосхищает будущую судьбу героя.СпомощьюгомеровскихформулАполлонийРодосскийподчеркивает противоречивый и парадоксальный характер Ясона,вызывающий споры у исследователей.

Описывая оружие этого героя,александрийский поэт выбирает словосочетания, указывающие наконкретных обладателей (Париса, Гектора, Аяксов, Энея), но вбольшинстве случаев – на Ахилла. В результате концентрации разныххарактеристик этот персонаж в «Аргонавтике» представляет собойсуммарный образ эпического героя. Но при этом следует заметить,что благодаря использованию маркированных характеристик оружияЯсон может ассоциироваться как с самим Ахиллом, так и с егопротивниками.Чтобы подчеркнуть, что эпитеты служат в «Аргонавтике»отсылками к гомеровским поэмам, Аполлоний Родосский сохраняетих традиционную метрическую позицию.Новаторство произведения Аполлония Родосского заключается втом, что эпическая формула в «Аргонавтике» уже не служитсредством импровизации, как в устном эпосе.Традиционные239формульные словосочетания, использованные в перекликающихэпизодах поэмы, начинают играть роль внутренних отсылок, выявляя,темсамым,структурныеособенностипоэмы.Приэтомалександрийский поэт варьирует гомеровские формулы, изменяяпорядоксловиливставляяновыекомпоненты.Лексическоеварьирование влечет за собой метрическое смещение традиционныхформул.

Поставленная в нетрадиционное место формула приковываетк себе дополнительное внимание. Видоизменяя традиционный обликгомеровского выражения, Аполлоний демонстрирует собственноепоэтическое искусство, способность к новаторству в рамках традиции.Одним из вариантов такого новаторства становится созданиеАполлонием собственных формул по образцу или по аналогии сгомеровскими. Использованное один раз формульное словосочетаниеалександрийский поэт начинает варьировать, разделяя элементыформулы или вставляя в нее новые компоненты.

Также Аполлонийкомбинирует несколько гомеровских формул в одном собственномсловосочетании или на основании гомеровского словосочетаниясоздает собственную формульную «семью». Собственные формулы впроизведении александрийского поэта играют роль лейтмотивов.Таким образом, метод работы Аполлония с гомеровскимиформулами, с одной стороны, использует те свойства традиционнойэпическойформулы,окоторыхвпоследнеевремяговорятисследователи, – например, ее подвижность.

С другой стороны, методАполлония явно отражает литературные вкусы и предпочтения егоэпохи и, в том числе, идеи Каллимаха.240Следует отметить, что используя гомеровские выражения,Аполлоний основное внимание уделяет эпитету как более значимомуихэлементу,несущемувсебеосновнуюинформацию,асуществительные александрийский поэт часто заменяет синонимами.Тем самым, именно прилагательные являются в «Аргонавтике»главными «маркерами» эпической традиции. Особое значение дляалександрийскогопоэтаимеетсвязьмеждусемантикойтрадиционного эпитета и характером персонажа, этим эпитетомопределенного. «Получая» традиционный эпитет в самом началепоэмы, в каталоге аргонавтов, герои как бы подтверждаютэтухарактеристику в ярких эпизодах «Аргонавтики».

Например, вкаталогеучастниковэкспедициивКолхидуПолидевкимеетопределение κρατερός (сильный) (1, 146). Затем это качество геройпроявит, одержав победу в кулачном бою над царем бебриковАмиком (2, 67 – 97). Таким образом, использование традиционногоэпитетаприменительнокосновнымгероям«Аргонавтики»мотивируется развитием сюжета.Второй задачей нашего исследования было проследить, как впроизведенииАполлонияРодосскогоиспользуютсяосновныекомпозиционные элементы, характерные для жанра эпической поэмы– обращение к божеству и определение темы в начале поэмы, каталоги типическая сцена.Проведенный анализ позволил заключить, что александрийcкийпоэт выступает как продолжатель эпической традиции.

Но при этом241онтрансформируеттрадиционныекомпозиционныеэлементы,учитывая литературные предпочтения своего времени. НоваторствоАполлония заключается в том, что использование традиционныхэлементов композиции всегда мотивировано структурой и замысломпоэмы.В начале поэмы Аполлоний обращается к Аполлону, потомучто, вопросив его оракул, Ясон решился отправиться за золотымруном.Каталоггероев,отправившихсявместесЯсоном,такжеорганичен в начале повествования. Во-первых, Аполлоний знакомитчитателясосновнымидействующимилицами«Аргонавтики»,подчеркивая их отличительные качества. Во-вторых, в каталогенамечена и будущая судьба некоторых аргонавтов.

Таким образом,александрийскийпоэтпредвосхищаетразвитиесюжетапроизведения.Органичной частью повествования становятся и описаниясражений аргонавтов сначала с долионами, а затем с бебриками,которые представлены в характерной для Гомера форме «каталогаубитых». Отсылая сразу к нескольким батальным сценам «Илиады»,они становятся своего рода совокупным воплощением традиционнойсцены андроктасии. Тем не менее, и в них наблюдается своеобразноеварьирование традиционной темы: если избиение бебриков во второйпесни обладает большим сходством с гомеровскими «каталогамиубитых», то сражение с долионами в первой значительно отходит отпривычной модели.

Одним из способов этого отхода и одновременно242органичноговключениязаключениеегокаталогатрадиционнымивповествованиедлястановитсяалександрийскойпоэзии«причинами».В насыщении каталога дополнительной генеалогической игеографическойинформацией,взавершенииегоспомощью«причин», объясняющих происхождение того или иного названия,обрядаит. п.,ипроявляетсяпринадлежностьпроизведенияАполлония александрийской эпохе.Еще одним показательным примером одновременной опорыАполлониянаиспользованиетрадициюАполлониемипреобразованиятрадиционнойеестановитсятемыаристии.Вописании сражения Ясона с огнедышащими быками и Землероднымивоинами автор одновременно уподобляет своего героя и главномугерою «Илиады» Ахиллу, и его противникам, что лишний разподчеркивает«Аргонавтики».амбивалентностьВтожевремяцентральногомногиечерты,персонажасвойственныетипической сцене аристии, в «Аргонавтике» переносятся из сферывоенной в любовную: героическим деянием становится победа не надпротивником-воином, а над женщиной.Анализвзаимодействияв«Аргонавтике»жанровыхособенностей эпической поэмы с элементами гимнического жанрасоставил третью задачу работы.

Он позволяет сделать вывод, чтоосновное повествование поэмы оказывается заключенным в рамкигимна, адресатами которого в «Аргонавтике» являются герои и243оказывающий им покровительство Аполлон. Наличие в поэмегимнических элементов подчеркивается тем, что имя бога стоит взвательном падеже, и поэт обращается к нему во втором лице(᾿ΑρχόμενοςσέοΦοῖβε).Вконце«Аргонавтики»Аполлонийобращается с молитвой к аргонавтам (῞Ιλατ' ἀριστῆες).Аргонавты выступают как распространители культа Аполлона, аон, в свою очередь, способствует их благополучному возвращению вИолк. Все упомянутые поэтом культовые эпитеты Аполлона, а такжеобряды, совершающиеся в его честь, так или иначе связаны с сюжетом«Аргонавтики».

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее