Диссертация (Тип «подпольного человека» в русской литературе XIX – первой трети ХХ в), страница 4

PDF-файл Диссертация (Тип «подпольного человека» в русской литературе XIX – первой трети ХХ в), страница 4 Филология (32226): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Тип «подпольного человека» в русской литературе XIX – первой трети ХХ в) - PDF, страница 4 (32226) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Тип «подпольного человека» в русской литературе XIX – первой трети ХХ в". PDF-файл из архива "Тип «подпольного человека» в русской литературе XIX – первой трети ХХ в", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 4 страницы из PDF

Никогда впоследствии он не раскрывал с такойполнотой и беззастенчивостью все интимнейшие, не предназначенные напоказтайники своего духа. Это первая у Достоевского критика социализма, первое открытоепровозглашение эгоистического и аморального индивидуализма. С презрением ибогохульными насмешками Достоевский сжигает и топчет все, чему поклонялся вгоды близости Белинскому и Петрашевскому.

Он словно вымещает на духовныхвождях своей юности тяжкие годы каторжных испытаний» [Гроссман 1924, с. 191].В исследовании А. С. Долинина «Достоевский и Суслова» «Записки изподполья» названы «циническим манифестом о полном разрыве с прошлым»[Долинин 1925, с. 160]. В той же работе Долинин отмечал: «Да, “Подполье” в планеидеологическом, действительно является жестокой пародией Достоевского на свои жесобственные общественные идеалы, которые вдохновляли его и в годы 40-е, и в годы60-е (…). В этом смысле идеология «Подполья» сводится в сущности к тому, что князьВалковский из “Униженных и оскорбленных” вдруг наделяется особеннымнравственным пафосом, и дается ему полное право, даже в обязанность вменяется,унижать и оскорблять» [Долинин 1925, с.

155]. Тем не менее А. С. Долинин признавалважную роль «Записок из подполья» в творческом наследии Достоевского, назвавповесть «пролегоменами ко всему художественному творчеству Достоевскогопослекаторжного периода» [Долинин 1963, с. 230].Похожим образом о повести в те же годы отзывается В.

Л. Комарович,высказывая убеждение, что основной целю написания «Записок из подполья» былаполемика с социализмом и в частности с романом Чернышевского «Что делать?».Споря с Чернышевским, Достоевский, по мнению исследователя, разрушает своиюношеские идеалы: «Но все-таки разрушение, видимо, полное. Ведь попутнополемике с Чернышевским идет столь же открытое и столь же злое осмеяние15гуманистическихнастроений40-хгодов;желчновысмеивается“мечтатель”,“спасающийся” от жизни во “все прекрасное и высокое”, втаптываются в грязь егомечты о героизме, о героическом служении человечеству; в злых карикатурахмелькают тени пленительных когда-то образов и сюжетов (…); так высмеиваютсяюношеские мечты и сам «мечтатель» (сам Достоевский, конечно), “обнимающийся совсем человечеством”» [Комарович 1997, с.

600-601. Курсив наш – К.К.]. Такимобразом, исследователь прямо приписывает слова Парадоксалиста автору – так, какесли бы Достоевский в повести говорил от себя.Резко отрицательно о «Записках из подполья» отзывался М. Горький. Признаваявлияние Достоевского на европейскую литературу, Горький считал, что Достоевскому«принадлежит слава человека, который в лице героя “Записок из подполья” сисключительно ярким совершенством живописи словом дал тип эгоцентриста, типсоциального дегенерата» и «фигурой своего героя показал, до какого подлого визгаможет дожить индивидуалист из среды оторвавшихся от жизни молодых людей XIXXX столетий» [Первый Всесоюзный съезд советских писателей 1934, с.

11]. Оценка,высказанная Горьким на Первом съезде писателей,на долгое время определилаотношение советских исследователей к «достоевщине» вообще и «Запискам изподполья» в частности. Так, в 50-е гг. В. В. Ермилов продолжал уравнивать писателя(«реакционного утописта» [Ермилов 1956, с. 13]) и его «подпольного» героя. «Запискииз подполья» литературовед считал одним из наиболее реакционных произведений,проникнутым «безысходным пессимизмом» (вопреки «историческому оптимизму»гениального Чернышевского) [Ермилов 1956, с. 42]. По мнению Ермилова,«подпольный человек» совершил более гнусное «моральное преступление», чемРаскольников, так как последний убил старуху ударом, а первый подверг свою жертвумедленным, утонченным мукам [Ермилов, там же]. Достоевский же виновен в том, чторассказывал об этом преступлении «со злорадством», во многом разделяя «угрюмуюзлобу своего героя» против самых светлых людей своей современности – Белинского иЧернышевского [Ермилов 1956, с.

43].Совершенно иной взгляд на «Записки из подполья» представлен в книгеМ. М. Бахтина 1929 г. «Проблемы творчества Достоевского» 1 . Вклад М. М. Бахтина визучение наследия Достоевского трудно переоценить. Без сомнения, концепция1Переработанное и дополненное издание этого труда вышло в 1963 г. под названием «Проблемы поэтикиДостоевского» и тогда же получило «вторую жизнь» и огромную популярность среди широкого круга читателей.16Бахтина, разработанная почти девяносто лет назад, актуальна и по сей день, авведенную им терминологию современные ученые используют до сих пор.

В нашемисследовании мы также во многом будем опираться на выводы, сделанные Бахтиным.Постараемся кратко обозначить основные тезисы концепции Бахтина, безкоторой сегодня невозможно составить сколько-нибудь полного представления обизучаемом нами типе.Одна из ключевых идей исследования Бахтина заключается в выявлениипозиции автора по отношению к герою. Особенность авторской позиции Достоевскогов том, что «все устойчивые, объективные качества героя (…) все то, что обычнослужит автору для создания твердого и устойчивого образа героя (…) становитсяобъектом рефлексии самого героя, предметом его самосознания; предметом жеавторского видения и изображения оказывается сама ф у н к ц и я этого самосознания(…).

То, что выполнял автор, выполняет теперь герой, освещая себя сам со всехвозможных точек зрения; автор же освещает уже не действительность героя, а егосамосознание, как действительность второго порядка» [Бахтин 2002, с. 57. ВыделеноМ. М. Бахтиным].Что же касается Подпольного человека, то о чертах его характера вообще нельзясказать ничего определенного, поскольку каждую из них герой делает «предметомрефлексии» [Бахтин 2002, с. 60]. Подпольный человек заранее предвосхищает оценку,которую ему могут дать другие: «Герой из подполья прислушивается к каждомучужому слову о себе, смотрится как бы во все зеркала чужих сознаний, знает всевозможные преломления в них своего образа…» [Бахтин 2002, с. 63].Это стремление предвосхитить суждение других о себе связано с центральнойидеей рассуждений Подпольного: «Человек не является конечной и определеннойвеличиной, на которой можно было бы строить какие-либо твердые расчеты; человексвободен и потому может нарушить любые навязанные ему закономерности.

ГеройДостоевского всегда стремится разбить завершающую и как бы умерщвляющую егооправу ч у ж и х слов о нем» [Бахтин 2002, с. 69. Выделено М. М. Бахтиным].В главе «Слово у Достоевского» Бахтин характеризует речь героев Достоевскогокак «слово с оглядкой»: «Внутренне-полемическое слово – слово с оглядкой навраждебное чужое слово – чрезвычайно распространено как в жизненно-практической,так и в литературной речи и имеет громадное стилеобразующее значение (...) сюда же17относится всякая приниженная, витиеватая, заранее отказывающаяся от себя речь, речьс тысячью оговорок, уступлений, лазеек и пр. Такая речь словно корчится вприсутствии или в предчувствии чужого слова, ответа, возражения» [Бахтин2002, с.

219. Курсив наш – К. К.]. И далее: в произведениях Достоевского «явнопреобладаетразнонаправленноедвуголосоеслово,притомвнутреннедиалогизированное, и отраженное чужое слово: скрытая полемика, полемическиокрашенная исповедь, скрытый диалог. У Достоевского почти нет слова безнапряженной оглядки на чужое слово» [Бахтин 2002, с. 227. Курсив наш – К. К.].Еще одна важная особенность слова Подпольного человека – т. н. «лазейка»:«Лазейка делает зыбкими все самоопределения героев, слово в них не затвердевает всвоем смысле и в каждый миг, как хамелеон, готово изменить свой тон и свойпоследний смысл.

Лазейка делает двусмысленным и неуловимым героя и для самогосебя. Чтобы пробиться к себе самому, он должен проделать огромный путь» [Бахтин2002, с. 261].Итак, по Бахтину слово Подпольного человека является: «внутреннеполемическим», «диалогизированным», «двуголосым», «словом с оглядкой», «словом слазейкой».Еще одной поворотной точкой в исследовании «Записок из подполья» сталаработаА. П. Скафтымова«“Запискиизподполья”средипублицистикиДостоевского» 1 , которая впервые была издана в Праге в 1929 г., но получила широкуюизвестность значительно позже, после переиздания.

Это исследование на сегодняшнийдень обладает не меньшей значимостью и актуальностью, чем фундаментальный трудБахтина. По признанию многих ученых, именно исследование Скафтымова знаменуетсобой новый этап в изучении «Записок из подполья».А. П. Скафтымов утверждает, что «Записки из подполья» не просто непротиворечат прежним убеждениям писателя, но и являются их органичнымпродолжением:«Дотехпор,покавыясняетсянеискоренимаяпотребностьиндивидуальной самостоятельности, пока защищается полная свобода волевогосамоопределения, автор и подпольный герой выступают заодно, здесь они союзники.Подпольным героем Достоевский констатирует силу индивидуального самосознания в1Скафтымов А.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее