Диссертация (Тип «подпольного человека» в русской литературе XIX – первой трети ХХ в)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Тип «подпольного человека» в русской литературе XIX – первой трети ХХ в". PDF-файл из архива "Тип «подпольного человека» в русской литературе XIX – первой трети ХХ в", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИМ. В. ЛОМОНОСОВАНа правах рукописиКасаткина Ксения ВадимовнаТип «подпольного человека» в русской литературеXIX – первой трети ХХ в.Специальность: 10.01.01 – Русская литератураДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени кандидата филологических наукНаучный руководитель – кандидат филологических наук,доцент кафедры истории русской литературыМосковского государственного университетаим. М. В.
ЛомоносоваКриницын Александр БорисовичМосква 20162СодержаниеВведение ............................................................................................................................ 3Обзор критической и научно-исследовательской литературы о повести«Записки из подполья».................................................................................................
11Глава 1. Психология «подполья» ............................................................................... 40§1. Генезис типа «подпольного человека» ........................................................... 40§2. Гордость и самоуничижение............................................................................ 44§3. «Подпольный» стыд .........................................................................................
54§4. Одиночество в «подполье» .............................................................................. 64§5. «Подпольные» контрасты ................................................................................ 75§6. Языковые средства формирования образа Парадоксалиста......................... 78§7. Типологический портрет «подпольного человека» (обобщение)................
86Глава2.Трансформациитипа«подпольногочеловека»вдругихпроизведениях Ф. М. Достоевского ........................................................................... 90§1. Подросток. Выход из «подполья» ................................................................... 91§2. Ипполит. Самоубийство как финал «подполья» ..........................................
99§3. Ростовщик. Психология любви в «подполье» ............................................. 104Глава 3. Тип «подпольного человека» после Ф. М. Достоевского .................... 112§1. Петр Николаевич Глазков (М. Н. Альбов «День Итога»)........................... 112§2. Алексей Петрович (В. М. Гаршин «Ночь»).................................................. 119§3.
Подсудимый (А. И. Куприн «Чужой хлеб») ................................................ 124§4. «Подпольные люди» Леонида Андреева ...................................................... 128§4.1. Иуда Искариот ..................................................................................... 132§4.2.
Доктор Керженцев............................................................................... 138§4.3. Сергей Петрович.................................................................................. 144§5. Странный человек (В. П. Свенцицкий «Антихрист»)................................. 147§6.
Николай Кавалеров (Ю. К. Олеша «Зависть»)............................................. 166Заключение................................................................................................................... 182Список литературы..................................................................................................... 1853ВведениеТипология русской литературы традиционно включает в себя следующихпредставителей: «лишний человек», «маленький человек» и «новый человек». Каждыйиз этих литературных типов 1 обладает набором легко узнаваемых примет ивстречается в произведениях целого ряда писателей.
На наш взгляд, среди этихтрадиционных устойчивых образов не хватает «подпольного человека» 2 (который, помнению его создателя Ф. М. Достоевского, «есть главный человек в русском мире»[16, с. 407 3 ]). Ранее этот литературный тип никогда не рассматривался вне рамоктворчества Ф. М. Достоевского.В представленной работе предпринята попытка доказать, что «подпольныйчеловек»,обладаямножествомустойчивыххарактеристик,появляетсявпроизведениях целого ряда русских писателей – начиная с младших современниковДостоевского и заканчивая прозаиками Серебряного века и даже отдельнымипредставителями раннесоветской литературы. Указанная литературная эпоха (с 80-хгг.
XIX в. по первую треть XX в.) была отмечена целой филиацией «подпольных»героев, каждый из которых, с одной стороны, генетически связан с Подпольнымпарадоксалистом Достоевского, а с другой стороны, обладает ярко выраженнойиндивидуальностью.Появление людей подобного склада в 60-е гг. XIX в. обусловлено целым рядомфакторов.Во-первых, в эти годы во всех сферах жизни на передний план выступает классразночинной интеллигенции. По уровню своего интеллектуального развития иобразования разночинцы зачастую ни в чем не уступают дворянам: выходцы измещанства, духовенства, купечества в университетах оказываются на одной скамье спредставителями высших слоев общества.
Это приводит к обострению социального1Под типом мы понимаем «обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной,характерной для определенной общественной среды» [Лит. энц. словарь, с. 440].2В работе используются следующие варианты написания: если речь идет о типе, то словосочетание«подпольный человек» пишется со строчной буквы и в кавычках: тип «подпольного человека»; если говорится оконкретном герое «Записок из подполья», употребляется написание с прописной буквы и без кавычек –Подпольный человек. В случае с героями других произведений, принадлежащих к данному типу, можетиспользоваться написание «подпольный» герой, где определение «подпольный» маркирует принадлежность ктипу «подпольного человека».3Произведения Ф.
М. Достоевского цитируются по Полному собранию сочинений в 30-ти томах Л.: Наука,1972–1990, с указанием первой цифрой номера тома.4неравенства: ведь обладая теми же духовными, интеллектуальными и материальнымизапросами, молодые амбициозные разночинцы не могут позволить себе вести такой жеобраз жизни, что и их обеспеченные товарищи-аристократы. Это порождает у первыхглубокие комплексы неполноценности, ощущение униженности и несправедливостижизни, что способствует формированию у них «подпольного» мироощущения.Во-вторых, тип «подпольного человека» появляется в литературе как реакция навозникновение и распространение в обществе революционно-демократических идей.Подпольный парадоксалист изначально был задуман Достоевским как антипод «новымлюдям» писателей революционно-демократического направления.
«Подпольныелюди» категорически не согласны с убеждениями позитивистов, они видят вдеятельности революционеров-демократов попытку искусственно упростить природучеловека, низвести ее к выполнению простых биологических функций.Рассуждая о своем герое, Достоевский подчеркивает, что перед нами«настоящий человек русского большинства» [16, с. 329], указывая таким образом натипичность своего героя.Предметом настоящего исследования является тип «подпольного человека»,представленный в творчестве Ф. М.
Достоевского и далее получивший развитие впроизведенияхМ. Н. Альбова,В. М. Гаршина,А. И. Куприна,Л. Н. Андреева,В. П. Свенцицкого и Ю. К. Олеши.Материалом диссертации послужило творчество Ф. М. Достоевского (повесть«Записки из подполья», романы «Идиот» и «Подросток», повесть «Кроткая»);М. Н. Альбова (рассказ «День итога»), В. М. Гаршина (рассказ «Ночь»), А. И. Куприна(рассказ «Чужой хлеб»), Л. Н. Андреева (повесть «Иуда Искариот», рассказ «Мысль» и«Рассказ о Сергее Петровиче»), В.
П. Свенцицкого (роман «Антихрист. Запискистранного человека») и Ю. К. Олеши (роман «Зависть»).Целью данной работы является описание типа «подпольного человека» иизучение его эволюции в русской литературе XIX – первой трети ХХ в.Для достижения поставленной цели в рамках настоящей работы предполагаетсядостижение следующих задач:1. Составить типологический портрет «подпольного человека» в творчествеФ. М. Достоевского, обобщив выделенные исследователями ранее аспекты личности5героя и добавив к этой характеристике те типологические особенности, которые ранеееще не были описаны литературоведами.2. С опорой на осуществленный анализ рассмотреть образы «подпольныхлюдей» в других произведениях Ф. М.
Достоевского.3. Проследить, как «подпольный человек» Достоевского реализуется втворчестве других писателей XIX – первой трети ХХ в.Степень разработанности проблемыНа первый взгляд, в обширной исследовательской литературе по Достоевскомуо герое «Записок из подполья» сказано немало. Этому образу посвящены трудыМ.