Диссертация (Терминология живописи в русском языке (структурный и функциональный аспекты)), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Терминология живописи в русском языке (структурный и функциональный аспекты)". PDF-файл из архива "Терминология живописи в русском языке (структурный и функциональный аспекты)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Прием,характерный для разных периодов истории искусства. Имитация реальногосуществования изображаемого пространства и предметов, как бы стирающаяграньмеждуреальнымиизображаемыммиром(архитектурно-перспективные росписи барокко, натюрморты-обманки XVIII в.).Имприматура (от ит. imprimatura первый слой краски). Цветная тонировкаповерхности уже готового белого грунта.61Итальянский карандаш (от ит.
Italia + тюрк. karadaš чёрный камень).Техника рисунка, выполняемого таким материалом.Карнация (от фр. сarnation телесный цвет < лат. сarnis мясо, плоть. тело).Живописные приемы многослойного наложения красок, применяемые приизображении кожи человека, его лица и других обнаженных частей тела.Клеевая живопись. Техника живописи, применяемая для театральныхдекораций, при которой связующим веществом является клей.Корпусная живопись (от лат. corpus тело). Техника живописи, выполняемаяплотным, непрозрачным, сравнительно толстым слоем краски, имеющимрельефную фактуру.Клуазонизм (от фр. cloison перегородка).
Техникаживописи, ставшаяосновой «синтетического» символизма. Термин заимствован из прикладногоискусства. Разделение полотна на плоскости разных цветов, которыеотделялись контурными линиями, напоминающими перегородки, на основетех предметов или фигур, которые были изображены на полотне.Кьяроскуро, киароскуро (от ит. сhiaroscuro светотень). Манера письма, длякоторой характерно резкое противопоставление света и тени. Одним изпервых такие приемы живописи использовал Караваджо.Лессировка (от нем. Lasierung). Нанесение очень тонких слоев прозрачных иполупрозрачных красок поверх основного цвета.Личное письмо. В иконописи совокупность приемов изображения (а такжесамо изображение) ликов и других открытых частей тела.Мазок.
Наложение краски движением кисти.Масло, масляная живопись. Живописная техника, выполняемая маслянымимасляными красками.Мозаика, мозаичная живопись (от ит. mosaico < ср.-лат. musaicum < лат.mūsīvum, opus musivum произведение, посвящённое музам). Техникамонументальнойживописи,вкоторойизображениянабираютсяизразноцветных камней, смальты, керамических плиток.62Мокрый соус (от фр. sauce < лат. salsus соленый). Техника рисунка, котораязаключается в исполнении рисунка раствором соуса в воде при помощикисти без последующего закрепления.Отмывка. Акварельная техника с использованием очень жидкой краски илитуши.Пастель (от фр.
pastel < ит. pastello < pasta тесто). Техника живописи ирисования, выполненная пастелью.Пастозная техника (от ит. pastoso тестообразный + нем. Technik). То же,что корпусная живопись.Пентименти,пентименто (от ит. pentimenti (авторские) изменения,поправки < pentimento раскаяние; изменение намерений). Рисование новойкартины поверх старой или авторские переделки, исправления по сравнениюс первоначальным замыслом, детали, закрашенные самим художником.Письмо.
То же, что техника живописи. Ср. Прозрачное письмо (лессировка).Пленэр (от фр. en plein air на открытом воздухе). Живописная техникаизображения объектов при естественном свете и в естественных условиях.Подмалёвок. Подготовительная работа над картиной, при которой обычно водном тоне прорабатывается светотень и объем изображаемых предметов.Примыкающие цвета. Крошечные мазки двух (или более) красок,расположенные в непосредственной близости друг к другу, в результате чегосоздается оптическая иллюзия образования третьей краски (цвета).Прозрачное письмо.
То же, что лессировка.Прописка. В технике масляной живописи – основной этап исполнениякрупного полотна, который следует за подмалевком и предшествуетлессировке. Количество прописок зависит от хода работы художника; каждаяиз них завершается полным просыханием краски.Пуантилизм (от фр. pointillisme, букв.
точечность < фр. point точка). Техникарисования точками, исключая смешивание цветов.Размывка. Техника работы кистью с применением воды, достигающаяживописных эффектов в рисунках бистром, сепией, тушью, акварелью и др.63Растушевка (от нем. Tusche < фр. touche < toucher касаться). Базовый приемработы в пастельной живописи.
Распределение цвета, сглаживание границмежду фоном и цветом путем приглушения их интенсивности.Сграффито (от ит. sgraffito или graffito выцарапанный). Процарапываниеспециальными инструментами верхнего тонкого слоя штукатурки дообнажения нижнего слоя, по цвету контрастного верхнему.Сквозной мазок. Вид лессировочной техники, при которой тонкая пленкакроющей или полупрозрачной краски наносится поверх другой краски.Сухая кисть.
Прием живописной техники, применение в краске такогоколичества связующих веществ, так, чтобы кисть оставалась почти сухой.Сфумато (от ит. sfumato затушёванный, букв. исчезающий как дым).Смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передатьокутывающий их воздух.Се-и (от кит. xieyi передача идеи). В классической китайской живописиманера, которая характеризуется простыми и широкимиштрихами,непосредственное нанесение тушью фактуры изображаемого предмета.Темпера, темперная живопись (от ит. temperare смешивать краски).
Техникаживописи, для которой используются темперные краски.Фактура собир. (от лат. factūra обработка; строение). Совокупностьразличных технических приемов обработки поверхности, используемых вкачестве средств художественной выразительности.Фреска, фресковая живопись (от ит. fresco свежий). Техника живописи посырой штукатурке. Применяются краски в основном на водной основе.Фроттаж (от фр. frottage натирание, протирка). Один из приемовсюрреализма.
Техника перевода на бумагу текстуры материала или рельефанатирающими движениями незаточенного карандаша.Фюмаж (от фр. fumage копчение, задымление). Один из приемовсюрреализма. Задымление поверхности копотью свечи с последующейпроработкой формы.Цифровая живопись (от польск. cyfra < нем. Ziffer < араб. ςifr пустой; ноль).64Создание электронных изображений, осуществляемое за счёт использованиячеловекомкомпьютерныхимитацийтрадиционныхинструментоввыполняемаяразмашистыми,художника.Широкоеписьмо.Техникаживописи,плотными, пастозными мазками.Энкаустика (от нем.
Еnkaustik < гр. enkaustike < enkaio выжигать). Техникаживописи восковыми расплавленными красками. Разработана в ДревнейГреции в V в. до н.э. Применялась в Древнем Египте для окраски фасадовхрамов.2. Виды живописи по назначению и характеру исполненияАлтарная живопись (от лат. altarium жертвенник < altus высокий).Иконописные произведения, расположенные в строго определенном порядке,предназначенные для украшения алтаря в христианском храме.Альфрейная живопись (от ит. al fray через преграду).
Полноцветнаянастеннаяросписьпотрафарету,имитирующаяразличныевидыдекоративной отделки помещений (гипсовой лепнины, шёлка на стенах,дорогих пород дерева и т.д.).Декорационная живопись (от фр. décoration < лат. decorāre украшать).Эскизы театральных и кинодекораций и костюмов.Иконопись (от греч. eikon образ, изображение + писать). Вид христианской(преимущественно православной) станковой культовой живописи, писаниеикон.Миниатюра, миниатюрная живопись (от лат. minium красные краски,применявшиеся в оформлении рукописных книг).
Иллюстрации рукописей,портреты и т.д. Разновидность – живопись лаком, маслом или темперой наповерхности небольших лаковых изделий.Монументальнаяживопись(отфр.monumentalогромный,величественный). Живопись на конструктивной поверхности архитектурных65форм .Палатное письмо. Старинное название комнатной живописи, росписи стен.Роспись. Живопись на стенах, потолках, предметах быта.Станковая живопись. Род живописи, произведения которой выполнены настанке (мольберте), имеют самостоятельное значение и предназначены дляпросмотра в помещении.Палехская миниатюра (от названия посёлка Палех + лат.
minium красныекраски, применявшиеся в оформлении рукописных книг). Вид традиционнойрусской лаковой миниатюрной живописи темперной краской на папье-маше,сложившийся в начале 1920-х гг. в поселке Палех на основе местногоиконописного промысла.Федоскинская миниатюра (от названия села Федоскино + лат. miniumкрасные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг). Видтрадиционнойрусскойлаковойминиатюрнойживописимаслянымикрасками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII в.
в подмосковном селеФедоскино.II. Произведения живописи1. Общие наименования произведений живописиАвторская копия (от лат. auctor творец < от греч. autos сам + ит. сopia <лат. сopia множество, запас). Копия, исполненная самим автором в размереоригинала (иногда меньше его), которая может отступать от оригинала вовторостепенных деталях.Живопись. Собирательное наименование произведений живописиКартина (от ит. cartina < carta бумага). Произведение станковой живописи.Композиция (от нем. кomposition < лат. сompositio сочинение, составление).В области живописи термин близок к понятию картины.Копия (от ит. сopia < лат. сopia множество, запас).
Точное воспроизведениекартины.66Оригинал (от нем. оriginal < лат. originalis первоначальный). Подлинноепроизведение живописи.Подлинник. То же, что оригинал.Полотно. Произведение живописи. То же, что картина.Холст. То же, что полотно.2. Произведения вспомогательного характераВердаччио (от ит. verdaccio зеленоватый). Рисунок в гризайлевой технике,которым обозначаются тени и контуры зеленого цвета и поверх которогоживописец кладет краски.Грифонаж (от фр. griffonnage маранье, каракули). Беглые наброскиимпровизационного характера, преимущественно на полях рукописи иликниги.Зарисовка.Рисунокснатуры,выполненныйпреимущественновнемастерской. В отличие от наброска может быть очень детализированным.Импрессия (от нем. Impression < лат.
impressio впечатление). Произведениеживописи в виде эскиза, в котором художник выразил свои впечатления вданный момент. Термин введен французским художником Клодом Моне.Картон (от фр. сarton < ит. сartone). Вспомогательный рисунок,воспроизводящий задуманную композицию или ее деталь и выполненный вмасштабах будущего произведения.Кроки (от фр. сroquis). Быстрая зарисовка с натуры, реже беглая фиксациякомпозиционного замысла в виде рисунка. Термин малоупотребителен и пообщему смыслу близок более широкому термину набросок.Набросок. Рисунок, сделанный предварительно, в общих чертах. То же, чтоэскиз.Ознаменка.Вдревнерусскойживописи:нанесениелинейногокомпозиционного рисунка в начальной стадии работы над иконой, настеннойросписью или миниатюрой.67Прорись.Подготовительныйконтурныйрисунок,предшествующийживописи маслом или пастелью.Синопия (от тур.
Sinop – название греческой колонии). Подготовительныйрисунок для фрески, наносимый под интонако (верхний слой штукатурки, покоторому выполнялась роспись). Эта фаза фресковой росписи получила своёназвание от красной краски синопии из оксида железа, добываемого у Синопана Чёрном море.Эскиз (от фр. esquisse набросок < ит. scizzo).Произведение живописивспомогательного характера, являющееся подготовительным наброскомболее крупной работы.Этюд (от фр.
еtude изучение < лат. studium). Произведение живописивспомогательного характера и ограниченного размера, выполненное целикомс натуры ради тщательного ее изучения.3. Произведения живописи по назначению и характеру изображенияАлтарная картина (от лат. altarium жертвенникПрестольныйизобразительныйансамбль,<altus высокий).в алтарях христианских,преимущественно католических храмов.Витраж (от фр. vitrage оконные стекла). Картина или узор из цветногостекла.Гротеск (от фр.