Диссертация (Терминология живописи в русском языке (структурный и функциональный аспекты)), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Терминология живописи в русском языке (структурный и функциональный аспекты)". PDF-файл из архива "Терминология живописи в русском языке (структурный и функциональный аспекты)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Интересным представляется суждение автора о том, что«искусствоведческий анализ произведения осуществляется при активномучастии художественного сознания, использующего в качестве единицыотражения не понятие, а образ»85.В докторской диссертации В.Г. Власова «Теоретико-методологическиеконцепции искусства и терминология дизайна» предметом исследованияявляются термины дизайна в контексте искусствоведения. Наше вниманиепривлекли размышления автора о противоречивой природе термина:«Термины обретают собственную метафизическую жизнь, они «отрываются»от исходных значений и выходят из-под влияния создателей».
Еще в 1758 г. втрактате «Об уме» Гельвеций назвал термины «заблуждениями ума»,причина которых кроется «в неправильном употреблении слов и связываниис ними недостаточно ясных представлений». Узкое смысловое поле8485Там же. С.9.Там же. С.9.50ослабляет познавательное значение терминологии. Русский религиозныйфилософС.Н.Булгаковотмечал:«Языквследствиеутилитарно-прагматического потребления» оказывается «лишь инструментом логики,беднеет и слабеет по мере того, как он становится преимущественнотерминологическим».
Автор сравнивал эффективное употребление слов спалитрой живописца – чистые краски используются редко, наиболее важныоттенки.Термин«подчиненчастной,предвзятойцели.Научнаятерминология есть противление онтологии слова»86.Е.А. Елина рассматривает механизм перекодирования языка живописив вербальный текст.
Этот механизм представляет собой трехэтапнуюкогнитивную процедуру, включающую рецепцию, номинацию и выражениеэмоционально-оценочного отношения к произведениям изобразительногоискусства.87искусстваопределяется соотносительным влиянием объекта восприятия,Эстетическое восприятие произведений изобразительногосубъекта и цели восприятия; при этом объект восприятия являетсяконстантным,субъектвосприятияобнаруживаетвариативностьвзависимости от его социальных и индивидуальных качеств, цель восприятияпредельно вариативна и зависит от практических задач, стоящих передсубъектом.Тексты, интерпретирующие произведения изобразительного искусства,упорядочиваются при классификации в четыре типологические группы взависимости от социально-профессиональной принадлежности авторовтекстов: 1) специальные искусствоведческие тексты; 2) авторские, созданныеавторами-художниками; 3) литературные, входящие в состав литературнохудожественногопроизведения;4)«наивные»,продукттворческойдеятельности дилетантов-неспециалистов.86Власов В.Г.
Теоретико-методологические концепции искусства и терминология дизайна:автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. – СПб., 2009. С.3.87Елина Е.А. Вербальные интерпретации произведений изобразительного искусства(Номинативно-коммуникативный аспект): дис. ... д-ра филол. наук. Волгоградскийгосударственный университет. – Волгоград, 2003.51Предлагаемаяавторомклассификация,нанашвзгляд,весьмапродуктивна, так как демонстрирует возможность гибкого подхода к тому,как терминыизобразительного искусства могут использоваться в самыхразных языковых ситуациях, не переставая при этом быть терминами.1.7.ВыводыДляизученияэлементовтерминосистемынеобходимылингвистические методы исследования, так как термины представляют собойслова и словосочетания, относящиеся непосредственно к языку.Термин обязательно должен быть словом или словосочетанием,выражать специальное понятие и употребляться в специальной сфере.
Такженеотъемлемым условием существования термина должна быть системность.Приизучениитерминосистемвозникаетвопросостепенитерминологичности изучаемых лексических единиц, так как оказывается, чтопо своим характеристикам не все элементы терминосистемы соответствуюткритериям, выдвигаемым терминам. Как следствие, появляются разные точкизрения специалистов, что приводит к расхождениям во мнениях испособствует разнообразию в номинации элементов терминосистемы.
Любыеотклонения от требований вызывают появление новых номинаций.При рассмотрении терминологии следует учитывать, к какой областичеловеческого знания она принадлежит. В гуманитарных науках, в том числев искусствоведении, термин может зависеть от индивидуальности автора, егосистемы взглядов. Одним из ключевых в терминоведении является вопрос осоотношениипредставляетсяспециальнойособенноиобщеупотребительнойважнымприизучениилексики.Онтерминосистемгуманитарных наук.52Глава 2.Смысловыеиформальныехарактеристикисовременнойтерминологии живописиИстория искусства свидетельствует о том,что это единое,синкретическое явление, характеризующееся общими для всех видовискусства выразительными средствами. Необходимость интегрированноговзгляданаразвитиеразныхвидовискусствисоответствующихтерминосистем очевидна.
Но данный подход не может быть реализован безпредварительного отдельного рассмотрения каждого вида искусства, конечнос учетом интегративных процессов.Каждая область знания имеет сложившуюся систему терминов,характеризующихся однозначностью и точностью. «Однако, как показываетпрактика, подчас точность термина оказывается мнимой, а однозначностьиллюзорной; практическилюбойтерминможетуточняться,обретатьдополнительный смысл, подвергаться переосмыслению.
Каждый из этаповразвитиянаукиможетспровоцироватьизменениятерминосистемы,корректировку отдельных терминов; степень же возможных изменений –вторжений в терминосистему – определяется лишь фактом появления новыхзнаний. Любой из терминов имеет свою «историю», определяемую моментомпоявления термина в науке, логикой эволюции в системе знаний,взаимодействиемсвозникающимитерминологическими«встречнымидвижениями».882.1. Содержание понятия «термины живописи»Терминыживописиобразуютподсистемутерминосистемыизобразительного искусства.
Терминология изобразительного искусства88Титова Е.В. Музыкальная фактурология (встречные движения в терминосистеме) // СиБАК[Электронный ресурс]. URL: http://sibac.info/index.php53представляет собой огромный массив лексики, исчерпывающее описаниекоторого невозможно без тщательного изучения терминологических системкаждой отдельной области данного вида искусства, будь то живопись,графика, скульптура, художественная фотография или совершенно новыевиды визуального веб-искусства. Архитектуру и декоративно-прикладноеискусство также по традиции рассматривают как специфические видыизобразительного искусства. К изобразительному искусству, с достаточноймерой условности, относят действия акционизма и некоторые другиевизуальные произведения неопределённой принадлежности.Термины живописи – словесные обозначения понятий, используемых вспециальной искусствоведческой литературе, посвященной направлениям,школам и стилям живописи, в учебных пособиях по технике живописи, приописании живописных произведений и мастерства отдельных художников, впреподавании курсов теории и истории живописи, в профессиональномобщении художников.Можно выделить два типа живописных терминов: 1) обозначающиефундаментальныепонятия,определяющиеместоиособенностьхудожественных произведений в истории и культуре.
Это определениястилей, направлений, школ, жанров и т.п.; 2) принятые и используемыевнутри профессиональных сообществ (ремесленных групп, художников,искусствоведов, культурологов и т.п.) для определения особенностейхудожественной деятельности и предметной среды (например, мастихин,левкас и пр.).2.2. Тематическая классификация терминов живописи и ее принципыТематическая классификация является начальным и важным этапом визучениисистемнойорганизациитерминологическихединиц,онаосновывается на классификации самих предметов и явлений. «Следуетотметить, что в терминологии классификации отводится двойная роль: при54анализе терминируемых понятий и при анализе лексических средств для ихобозначения»89.Нам близка точка зрения Д.Н.
Шмелева о том, что изучениетематических групп способствует раскрытию общих процессов развитиялексики: «… Для лингвистики вовсе не безразлично то, как членится вкаждом конкретном языке данная предметно-смысловая область, какиепризнакипредметовотражаютсявотдельныхнаименованиях,а,следовательно, характеризует отдельные члены той или иной тематическойгруппы. При выделении тематических групп наименований существеннымявляется тот факт, что, отображая те или иные явления действительности,слова в языке связаны между собой, как и взаимосвязаны отображаемые имиявления самой действительности» 90.
Лексико-семантическая классификацияпредставляет собой следующий этап анализа лексики.Приведенная ниже классификация ограничивается только терминами,которые имеют прямое или косвенное отношение к живописи, в отличие отсуществующих, в которых рассматриваются термины изобразительногоискусства в целом. В нее включены новые термины, появившиеся в русскомязыке в последнее время и не вошедшие ни в один словарь.При толковании терминов использовались следующие источники:1. Терминологическиесловари,энциклопедииисправочникипоизобразительному искусству:Арт-словарь.Словарьхудожественныхтерминов.объединения, живопись [Электронный ресурс]. URL:Стили,техника,http://kuinje.ru/artdictionary14.php.Атанасова И. Словарь терминов изобразительного искусства. – ВеликоТырново: Великотырновский университет им.
Кирилла и Мефодия, 2006.89Багана Ж. Роль тематической классификации в терминологических исследованиях / Ж. Багана,Е.Н. Таранова // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Лингвистика. – 2010. №3. С. 46-49.90Шмелёв Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. – М.: Наука, 1973. С.9.55Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства:В 10 т. – СПб.: Азбука-классика, 2004-2009.Википедия.Свободнаяэнциклопедия[Электронныйресурс].URL:http://ru.wikipedia.orgИскусство.
Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. проф.Горкина А.П. – М.: Росмэн, 2007.Популярная художественная энциклопедия / под ред. Полевого В.М. – М.:Советская энциклопедия, 1986.Словарь терминов изобразительного искусства [Электронный ресурс]. URL:http://artdic.ru/index.htm.Словарь художника // Шедевры Омска [Электронный ресурс]. URL:http://shedevrs.ru/materiali.html.Стили в живописи [Электронный ресурс]. URL: http://stiligivopis.blogspot.ru/2013/08/blog-post_2401.htmlСуздалев П.К.