Синтез искусств в русской литературе конца XIX - первой трети XX века (А. Белый, З.Н. Гиппиус, А.С. Грин, М.М. Зощенко)
Описание файла
PDF-файл из архива "Синтез искусств в русской литературе конца XIX - первой трети XX века (А. Белый, З.Н. Гиппиус, А.С. Грин, М.М. Зощенко)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиКротова Дарья ВладимировнаСинтез искусств в русской литературеконца XIX – первой трети ХХ века(А. Белый, З.Н.Гиппиус, А.С. Грин, М.М. Зощенко)Специальность – 10.01.01 – Русская литератураАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква – 2013Работа выполнена на кафедре истории русской литературы ХХ века филологическогофакультета Московского государственного университета имени М.В.ЛомоносоваНаучный руководитель:Голубков Михаил Михайловичдоктор филологических наук, профессорОфициальные оппоненты:Кихней Любовь Геннадьевнадоктор филологических наук,Институт международного права иэкономики имени А.С.Грибоедова,профессор кафедры истории журналистикии литературыПавловец Михаил Георгиевичкандидат филологических наук, доцент,Московский государственныйпедагогический университет,заведующий кафедрой русской новейшейлитературы и читательских практикВедущая организация:Институт мировой литературы РАНЗащита состоится 14 ноября 2013 года в 16.00 на заседании диссертационного советаД 501.001.32 при Московском государственном университете имени М.В.
Ломоносова поадресу: г. Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й учебный корпус гуманитарных факультетов,филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале отдела диссертаций фундаментальнойбиблиотеки МГУ имени М.В.Ломоносова по адресу: г. Москва, Ломоносовский проспект,д.27.Автореферат разослан 14 октября 2013 года.Ученый секретарь диссертационного советаДоктор филологических наук, профессорМ.М.ГолубковВведениеОбоснованность темы исследования и ее актуальностьИзучение проблемы синтеза искусств является актуальной задачейсовременного литературоведения. Синтез искусств - одна из наиболеезначимых и продуктивных идей эпохи Серебряного века и первых советскихдесятилетий.Целостных исследований, посвященных рассмотрению идеи синтезаискусств в ее динамике – от Серебряного века к периоду 1920-30-х гг., – до сихпор не предпринималось.
На сегодняшний день существуют научные работы,посвященные характеристике явления синтеза искусств как такового1,синтетических тенденций в творчестве отдельных авторов эпохи Серебряноговека – Андрея Белого2, Вяч.Иванова3, явлений взаимодействия различныхвидовискусствавтворчествеА.А.Блока4,теориисинтезаискусств,разработанной А.Н.Скрябиным5. Вместе с тем, не все авторы эпохиСеребряного века, в творчестве которых идея синтеза искусств нашла яркую и1Каган М.С.
Морфология искусства. М., 1972; Степанов Г.П. Взаимодействие искусств. Л., 1973; Махлина С.Т.Взаимодействие видов искусств. Л., 1974; Взаимодействие и синтез искусств. Сб-к АН СССР. Л., 1978; ЗисьА.Д. Виды искусств. М., 1979; Хангельдиева И.Г. Взаимодействие и синтез искусств. М., 1982; Галеев Б.М.Содружество чувств и синтез искусств. М., 1982; Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма.М., 1989; Проблемы синтеза в художественной культуре. М., 1993; Минералова И.Г.
Художественный синтез врусской литературе ХХ века: Дисс. … докт. филол. наук. М., 1994; Синтез в русской и мировойхудожественной культуре. Материалы Х научно-практической конференции, посвященной памяти А.Ф.Лосева.М., 2010; и др.2Авраменко А.П. «Симфонии» Андрея Белого // Русская литература ХХ века (дооктябрьский период).
Сб. 9.Тула, 1977; Черников И.Н. «Симфония» как жанр в творчестве Андрея Белого // Художественное творчество илитературный процесс. Вып. IV. Томск, 1984; Мельникова-Григорьева Е.Г. Принцип «пограничности» в«симфониях» Андрея Белого // Ученые записки Тартуского государственного университета. Вып. 645. Тарту,1985; Хмельницкая Т.
Литературное рождение Андрея Белого. Вторая Драматическая Симфония // АндрейБелый. Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. М., 1988; Лавров А.В. У истоков творчестваАндрея Белого («Симфонии») // Белый А. Симфонии. Л., 1991; Поттосина В.Г.
Синтез искусств в теории ираннем творчестве Андрея Белого (цикл «Симфонии»): Дисс. … канд. филол. наук. М., 2001; и др.3Мазаев А.И. От «мистерии» к «соборности»: Вяч. Иванов и А. Скрябин о синтезе искусств // Мазаев А.И.Проблема синтеза искусств в эстетике русского символизма. М., 1992; Bobilewicz G. Wyobraźnia poetycka Wiachesław Iwanow w kręgu sztuk / PAN. Inst. slawistyki. Warszawa, 1995; Гурко В.В. «Синтез всех на светепротивоположностей»: (Концепции творческой личности и теория «соборности» Вяч. Иванова) // Вестн. Моск.ун-та. Сер. 19.
Лингвистика и межкульт. коммуникация. М., 1999; Минералова И.Г. Соборное слово и мистерия// Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века: Поэтика символизма. Учеб. пособие для студентоввузов. М., 1999; и др.4Васильева С. Поэтическая симфония Александра Блока // Театр. 1974. №1; Хопрова Т.А. Музыка в жизни итворчестве А.Блока. М., 1974. Болеславская Т. О музыке блоковского стиха. М., 2001; Гервер Л.Л. Музыка имузыкальная мифология в творчестве русских поэтов (Первые десятилетия XX века).
М., 2002; и др.5Ванечкина И.Л. «Прометей» А.Н,Скрябина: проблема синтеза музыки и света: Дисс. … канд. иск. Казань,2006; Маслякова А. И. Музыкально-эстетическая концепция А. Н. Скрябина. СПб., 2013; Бэлза И.Ф. АлександрНиколаевич Скрябин. М., 1982; Житомирский Д. В. А.Н. Скрябин // Музыка XX века. Ч. 1.
Кн. 2. М., 1977.1своеобразную реализацию, оказались в поле зрения исследователей даннойпроблематики. В частности, преломление идеи синтеза искусств в творчествестоль значительного писателя и поэта Серебряного века, как Зинаида Гиппиус,до сих пор не было раскрыто в научной литературе, что обусловливаетактуальность данного диссертационного исследования.Проблема синтеза искусств в литературе первых десятилетий ХХ веказатрагивалась в современном литературоведении, но лишь отчасти ифрагментарно6. В представленной диссертационной работе преломление идеисинтеза искусств в литературе первой половины ХХ века рассмотрено напримере сочинений А.С.Грина («Фанданго») и М.М.Зощенко («Голубаякнига»). Для анализа было выбрано творчество именно этих авторов, посколькув названных произведениях тема синтеза искусств раскрывается наиболеепредставительно: здесь можно обнаружить не только влияние общей логикимузыкального мышления, но и конкретные музыкальные формы, что позволяетговорить о действительном синтезе выразительных приемов разных видовискусства.Ранее не предпринимались исследования, которые ставили бы своей цельюраскрыть проблематику синтеза искусств в творчестве М.М.Зощенко, междутем как постижение зрелых и поздних его произведений («Голубой книги», впервую очередь, а также идейно связанных с нею сочинений конца 1930-хгодов) затруднительно без анализа данного аспекта.Влияние идеи синтеза искусств на творчество А.С.Грина отмечалось влитературоведении, но скорее в отношении взаимодействия литературы иживописи7.
Вопрос о связи поэтики Грина с музыкой затрагивался в научной6Исследование доктора искусствоведения, профессора РАМ им.Гнесиных Л.Л.Гервер «Музыка и музыкальнаямифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия ХХ века)» (М.,2001), охватывающее целый рядлитературных явлений обозначенного периода, имеет сугубо музыковедческую направленность. Автор неставит своей задачей целостный филологический анализ, раскрытие трактовки идеи синтеза искусств втворчестве того или иного поэта.7Варламов А.Н.
Александр Грин. М., 2010.2литературе8, но не раскрывался на материале детального анализа гриновскихтекстов, что и было предпринято в данной работе.В диссертации исследуется преимущественно такой аспект проблемысинтеза искусств, как взаимодействие литературы и музыки. Именно эта граньпроблематики синтеза была избрана как наиболее значимая и наиболееакцентируемаятемиписателямиипоэтами,творчествокоторыхрассматривается в данной работе. Как известно, символисты видели именно вмузыке выражение высшего эстетического начала бытия: Андрей Белыйподчеркивал, что только на основе взаимодействия литературы и музыкивозможно синтетическое искусство будущего; А.Н.Скрябин мечтал обобъединениивсехсуществующихвидовискусствавграндиозномхудожественном акте, в основе которого лежала бы именно музыкальнаясоставляющая; музыка, по сравнению с другими видами искусства, доминируетв художественной системе И.Анненского, З.Гиппиус.