Диссертация (Религиозная проблематика творчества Ивлина Во), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Религиозная проблематика творчества Ивлина Во". PDF-файл из архива "Религиозная проблематика творчества Ивлина Во", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Стэннард уделяетсоответствующее внимание всем трем произведениям, исследование которыхбудет в центре нашей работы, а также отношениям Во с деятелямикатолической церкви и католической газетой «Тэблет».В 1994 г. выходит биография Во пера Селины Хастингс52, писательницы,журналистки, биографа подруги Во и его многолетней корреспондентки, 50Stannard Martin. The Early Years, 1903-1939.
– N.Y.-L.: W.W. Norton, 1987; Stannard, Martin.Evelyn Waugh: The Later Years, 1939-1966. – N.Y.-L.: W.W.Norton, 1994. 51 Ibid. P. xviii. 52Hastings Selina. Evelyn Waugh. – L.: Vintage, 2002. 18 писательницы Нэнси Митфорд. Хастингс в основном сосредоточивается начеловеческих контактах Во, окружавших его скандалах и конфликтах, вменьшей степени на его творчестве. Она мало что добавляет к двумпредыдущим биографам в понимании траектории жизни Во, зато это самаянасыщенная деталями, живыми воспоминаниями биография.Очень важна для нашего исследования работа профессора Дугласа Пейти,вышедшая в 1998 г.53.
В ней впервые свою долю внимания получает каждоепроизведение Во, а не только его знаменитые романы. Пейти проводитпараллели между произведениями Во и событиями его жизни, дает широкийисторико-культурный контекст. При анализе каждого произведения Во Пейтиобращает внимание на католические мотивы и особенный, свойственный Вовзгляд на веру и отношения с Богом, что может легко ускользнуть от читателя,воспринимающего Во главным образом как писателя-сатирика.В1996-2001гг.вышладвухтомнаябиографияВо,написаннаяамериканским профессором, нынешним редактором электронного журналаОбщества Ивлина Во, «Evelyn Waugh Newsletter and Studies», Джоном Х.Уилсоном54. По сравнению с Пейти, Уилсон подробнее пишет о личной жизниВо и мало – о католической церкви и ее роли в жизни писателя, но вскрываетбиографические истоки появления тех или иных мотивов в его прозе.Хотелось бы особо отметить работу, вышедшую в 2013 г. – книгупрофессора Майкла Бреннана55.
Это подробное исследование основных тем,необходимых для целостного понимания творчества Во: его воззрения наобщество, католицизм, роль семьи. В исследовании активно использованыпереписка, дневники, рукописи писателя. Бреннан демонстрирует постоянное 53Patey Douglas Lane. The Life of Evelyn Waugh: A Critical Biography. – Oxford-Malden, Mass:Blackwell, 2001. 54Wilson John H. Evelyn Waugh: A Literary Biography, 1903-1924. – Madison, NJ: FairleighDickinson UP, 1996; Evelyn Waugh: A Literary Biography, 1924-1966.
– Madison, NJ: FairleighDickinson UP, 2001. 55Brennan Michael G. Evelyn Waugh: Fictions, Faith and Family. – L.-New Delhi- N.Y.- Sydney:Bloomsbury, 2013. 19 влияние католической веры на творчество Во, что напрямую связано с темойнашей работы.В соответствии с отмеченными современными тенденциями в изучениитворчества Во, мы рассматриваем в одном ряду произведения разной жанровойприроды, биографии и роман.Цель исследования – выявить и описать христианскую составляющуюмировоззрения Во и раскрыть ее значение для понимания художественногомира писателя.Для реализации этой цели потребуется решение следующих задач:1.Систематизировать биографические сведения о Во с тем, чтобывоспроизвести его путь к вере, его индивидуальное понимание католицизма;2.Выявить те концепции и понятия католицизма, которые сталиопорой для трактовки Во истории и современности, места человека в мире, дляпонимания им своей миссии литератора;3.Выявить влияние этих концепций на эстетику Во на примерепроизведений, создававшихся с откровенно католическими целями.На защиту выносятся следующие положения:1.Принятие католичества Во, воспитанного в лоне англиканскойцеркви, было его индивидуальным способом противостоять мизантропическимтенденциям в собственной натуре и одновременно его ответом на конфликтварварства и цивилизации, в свете которого сатирик видел «современный век»;2.По темпераменту человек крайностей, Во воспринял католичествокак абсолютную истину чисто рациональной природы, и подчинился ей всоответствии с самыми строгими требованиями церкви.
Те усилия, с которымиемудавалосьвыполнениеобязательныхкатолическихпрактик,онприветствовал как форму самодисциплины;3.Среди английских римских католиков Во был маргиналом. Оннеизменно представлял крайне правую, ультраконсервативную позицию повсем вопросам доктрины и ритуала, в зрелые годы активно и публично20 полемизировал по возникавшим на католической повестке дня вопросам, а кконцу жизни ограничил свою активность прозелитизмом среди знакомых;4.В христианской доктрине важнейшими для Во стали понятияоткровения, предназначения, служения, личной ответственности человекаперед Богом, угодности Богу высокопрофессионального ремесла. Они так илииначе свойственны всем его произведениям, созданным после перехода вкатоличество, в них писатель черпал понимание своего места в культуре илитературе;5.Этиконцепцииопределяютвыборсюжетовигероеврассматриваемых прокатолических произведений (святой, мученика, видногодеятеля католической церкви).
Их истории раскрывают всегда непростой,окольный путь к обретению веры, или, что для Во одно и то же – к обретениюистины о мире и о себе, дают примеры подлинного героизма при реализациисвоего предназначения;6.«Кэмпион»,«Елена»и«РональдНокс»привсейсвоейхристианской тенденциозности являются высокими образцами мастерства Вохудожника; без их учета невозможно целостное представление о еготворчестве.Структура диссертации.
Работа состоит из Введения и трех глав, каждаяиз которых рассматривает по хронологии их появления в свет трипрокатолических произведения Во: биографию «Эдмунд Кэмпион», роман«Елена» и биографию «Рональд Нокс». Каждая глава открывается параграфамио мировоззрении Во соответствующего периода, о католической проблематикев произведениях периода, затем дается подробный анализ избранныхпроизведений с преимущественным вниманием к воплощению в нихотдельных, наиболее важных для автора, понятий католической теологии.Заключение подводит итоги исследования; библиография к работе насчитывает286 названий.21 Глава 1. Католицизм в раннем творчестве Во: «Эдмунд Кэмпион»Путь Во к католицизмуХотя прапрадед и прадед Во по отцовской линии были соответственнокальвинистким и англиканским священниками, к моменту его появления насвет в 1903 г. его семья была нисколько не религиозней, чем большинствоангличан среднего класса.
Во воспитывался в духе официальной англиканскойцеркви. Вспоминая о детстве в автобиографии «Недоучка»56 («A LittleLearning», 1964), Во пишет о своей няне, богобоязненной Люси, котораяпрочитывала всю Библию за полгода, а закончив, начинала сначала.Обожавшие племянника тетки, незамужние сестры его отца, преподавали ввоскресной школе и неизменно брали его с собой в церковь, когда он жил у нихв Сомерсете на каникулах57. На отдыхе с матерью посещение церквей было, всущности,частьюзаинтересованныйосмотрацерковнойдостопримечательностей,архитектурой,обнаруживаетномальчик,повышенноеблагочестие: «Вечером мы пошли в церковь. Нам попалась ужаснонизкопробная.
Я был единственным, кто перекрестился и поклонился передалтарем»58.В начальной школе, как свидетельствует автобиография, он былвоцерковленным мальчиком; любил ходить на службы, намеренно утрируясакральный смысл происходящего и вставая на колени там, где остальныемальчики стояли. Дата конфирмации в ближайшей к дому хэмпстедской церквиСв. Иуды в 1916 г. еще несколько лет отмечается в дневниках как важнаягодовщина, но о сути события дневник молчит. Единственное, что можноотметить необычного в детском отношении Во к религии, так это его 56Заглавие в переводе В. Г.
Минушина в издании: Во И. Насмешник. – М.: Вагриус. 2005.Заглавие – аллюзия на классическое одноименное стихотворение А. Поупа, первая строкакоторого стала поговоркой: «A little learning is a dangerous thing». 57Waugh, Evelyn. A Little Learning. – Penguin Books, 2010.
Pp. 29-30, 48-50. 58“In the evening we went to church. We struck a horrible low one. I was the only person whocrossed myself and bowed to the alter”. The Diaries of Evelyn Waugh of Evelyn Waugh. P. 8. 22 восприимчивость к красоте церковного обряда, свидетельство эстетическогосклада восприятия. Двенадцатилетний Ивлин соорудил в своей комнатеимпровизированный алтарь, примерял на себя роль священника и предвкушалобещанный тетками алтарный занавес.
Отец, Артур Во, воспользовалсяподмеченной им склонностью младшего сына к обрядовой стороне религии,когда решался вопрос о школе для Во.Столь желанный Артуру Во Шерборн, его старая школа, в которую давнобыл записан Ивлин, закрыла свои двери перед младшим братом скандальноизвестного Алека Во59. Ничего не знавший о причинах отказа Шерборна Ивлинвдруг очутился в Лансинге, частной школе, готовившей воспитанников кслужению в церкви. Не только директор, но и многие учителя имелиангликанский сан; школьный день начинался и заканчивался мессой в часовне,много времени отводилось на изучение богословия (Divinity).