Диссертация (Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)), страница 14

PDF-файл Диссертация (Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)), страница 14 Филология (31812): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)) - PDF, страница 14 (31812) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)". PDF-файл из архива "Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 14 страницы из PDF

Этот принцип обусловливает все природные процессы (2); последниевлияют на судьбу человека двояко – непосредственно (3) и опосредованно – черезчеловеческую волю (4 -> 5), которая также находится в полной зависимости от природныхи космических явлений.142 Poppi, Antonio. Op. cit. P. 654.143 Ibid. Pp. 653-659.60Пересматривая христианские догматы, упомянутые теологи и философы, ихпоследователииединомышленникиприходяткпротивоположнымвыводамотносительно власти Бога и действия природных законов в мироздании, однако сходятсяв представлении о принципиальной несвободе человеческой воли. В обоих случаях переднами фаталистические системы, первая из которых, согласно классификацииС. С. Аверинцева, представляет собой теологическую разновидность фатализма, а вторая– рационалистическую144.Распространение разного рода фаталистических представлений в областитеологии, философии, бытовой культуры в XVI – начале XVII вв.

знаменует собойглубочайший кризис ренессансного мироощущения, основу которого на заре эпохиВозрождения составляла вера в Бога и в человека как Его подобие 145. Эту тенденциюсовременной ему философской мысли Шекспир с наибольшей очевидностьюзапечатлевает и обнажает в трагедии «Гамлет». Глобальным разочарованием в человеке,в его разуме и воле проникнуты не только монологи самого принца, но и слова героя«Мышеловки» – герцога Гонзаго. Последний в ответ на уверения своей супруги в вечнойлюбви и верности произносит длинный монолог, пафос которого сводится к тому, чтопоступки человека определяются в конечном итоге не его волей, не исходныминамерениями, не чувством долга или нравственными принципами, а переменойжизненных обстоятельств (Hamlet, III.2.196-225).

Человек предстает в этом монологе неактивным субъектом совершаемых им действий, а пассивным объектом, включенным вцепь естественных причин и следствий, лишенным ответственности за свои поступки.Такую позицию едва ли мог разделять сам драматург, из-под пера которого вышлиобразы Корделии, Макдуфа, Гермионы и других героев, чью верность и любовь неспособны сломить даже самые жестокие обстоятельства. Наша цель заключается, такимобразом, не только в том, чтобы исследовать совокупность фаталистических концепций,нашедших отражение в творчестве Шекспира.

Необходимо также определить, в какомсвете представлены эти мировоззренческие системы, как они соотносятся спротивоположными концепциями судьбы и воли в пьесах драматурга.144 Аверинцев С. С. Философский энциклопедический словарь. С. 713-714.145 Gersh, Stephen & Roest, Bert (eds.). Medieval and Renaissance Humanism: Rhetoric, Representation and Reform.Leiden: Brill, 2003.

P. 133-135.612.2.2. Особенности отражения и оценки фаталистических концепций впьесах ШекспираДля начала обратимся к эпизоду комедии «Сон в летнюю ночь», в которомремесленники разыгрывают сценку о трагической любви Пирама и Фисбы. Оба героя,намереваясь покончить с жизнью, винят в своей участи трех Парок (‘Fates’ – V.1.278-280,‘SistersThree’–V.1.327-332),которые,согласноантичныммифологическимпредставлениям, держат в своих руках нить жизни каждого человека и решают его судьбу.Несчастные влюбленные, особенно Фисба, описывают Парок столь подробно, будтопоследниетакжеявляютсядействующимилицамиразыгрываемойпьесы,непосредственно вмешивающимися в судьбу героев: своими «бледными, как молоко»,руками они обрывают «шёлковую» нить их жизни.

Объектом осмеяния в этой сценестановится не только нелепая игра ремесленников, но и набор литературных штампов, вчисле которых оказываются жалобы на античных богинь как на виновниц всякогонесчастья. В данном эпизоде Шекспир отражает и одновременно высмеиваетмифологическую разновидность фатализма, в значительной степени формировавшуюбытовые представления его современников о соотношении судьбы и воли.По наблюдению ряда исследователей, именно Парки стали одним из главныхпрообразов трех ведьм, которых встречают Макбет и Банко в первом действии трагедии«Макбет»146.

Об этом, в частности, свидетельствует упоминание о них как о «роковых»или «вещих» сестрах (“Weird sisters”: ‘weird’ – синоним слова ‘fate’). В этой трагедиивместо античных богинь, обладающих всей полнотой власти над человеческой судьбой,перед зрителем предстают загадочные существа, не имеющие реальной власти, новладеющие сокровенным знанием и способные благодаря этому знанию вводить людей взаблуждение, открывая им лишь часть правды.

В данном случае образ, связанный смифологическим фатализмом античности, переосмысляется в христианском ключе:языческие божества предстают в виде демонов, обольщающих человека и внушающихему ложные, губительные идеи. Фаталистические представления связываются, такимобразом, с обманом, иллюзией в идейной структуре произведения.Shamas, Laura А. "We Three": The Mythology of Shakespeare's Weird Sisters. PhD Dissertation. New York: PeterLang, 2007. 301 р.14662Несколько иной тип фаталистических представлений находит отражение во многихрепликах героев трагедии «Ромео и Джульетта».

Участь главных героев этой пьесы вобщих чертах повторяет судьбу Пирама и Фисбы: влюбленный герой, полагая, что еговозлюбленная мертва, проклинает свою судьбу и совершает самоубийство; аналогичнымобразом поступает и героиня при виде погибшего возлюбленного. В «Ромео и Джульетте»Парки не упоминаются вовсе.

Образы античных богинь уступают место представлению обезличной и безразличной к человеку силе, которая вершит судьбу всего сущего, – идеерока.Хотя само слово «рок» используется в трагедии только один раз, именно этасверхъестественная сила подразумевается в суждениях героев, прежде всего Ромео, озвездах. Как было отмечено выше, в некоторых мировоззренческих системах,распространенных в эпоху Возрождения, звезды рассматриваются как орудия рока, чьевлияние на поступки, чувства, склонности людей и весь ход событий на земле являетсяабсолютным.Обратимся к эпизоду, в котором Ромео принимает решение о самоубийстве.Получив от Бальтазара известие о смерти Джульетты, герой произносит такие слова: «Таквот что! Звезды, вызов вам бросаю!»147 (Romeo and Juliet, V.1.24).

В этот момент Ромеоуподобляется герою античной трагедии, пытающемуся оказать сопротивление безличнойсиле, определяющей, как он полагает, его судьбу. В системе координат античной трагедиипозиция, которую занимает Ромео, представлялась бы героической, а его самоубийствомогло бы восприниматься как духовная победа, освобождение от власти звезд и, вконечном итоге, от жестокой судьбы. Но зрителю известно, что Ромео, как и Пирам,пребывает в заблуждении относительно судьбы своей возлюбленной и в результате этогозаблуждения совершает непоправимую ошибку: именно самоубийство Ромео и Пирамаделают неизбежным трагический финал. Ошибка героя в интерпретации конкретныхсобытий и в выборе линии поведения связываются между собой на глубинном уровнеошибкой мировоззренческого характера.

В данном случае главным заблуждением Ромеоявляется убежденность в том, что его судьбой и всем миром распоряжается жестокий рок,от «гнёта» (‘yoke’) которого освободить человека может лишь смерть.147Перевод Т. Л. Щепкиной-Куперник.63Подобно образу трех Парок, идея рока как сверхъестественной иррациональнойсилы связывается, таким образом, с мотивом заблуждения, иллюзии.

Еще одинпоказательный пример, который следует упомянуть в связи с этим, – сцена из пьесы«Буря», в которой дух Ариэль является врагам своего господина Просперо в виде гарпиии называет себя «служителем Рока», «правящего этим низшим миром» (The Tempest,III.3.54-55; перевод наш, – Т. Ш.). Речь гарпии обостряет в троих героях чувство вины, нов то же время наполняет их души отчаянием: Рок неумолим, он наказываетпровинившихся со всей строгостью, отнимая у них самое дорогое, что они имеют; это неличность, которая может помиловать при виде искреннего раскаяния. Однако гарпия и ееслова о Роке оказываются лишь театральной иллюзией, а реальной властью над судьбамигероев обладает герцог Просперо и та сила, чью власть он признает над собой, –Божественное провидение.На основании рассмотренных примеров мы можем сделать следующийпромежуточныйвывод:несмотрянасвоюпсихологическуюубедительность,фаталистические представления и производные от них интерпретации действительностичасто обнаруживают свою иллюзорность и несостоятельность в шекспировскихпроизведениях.2.2.3.Лексические единицы, связанные с репрезентацией фаталистическихконцепций в творчестве ШекспираЛексико-семантическоеполесудьбыпредставленованглийскомязыкешекспировского времени значительным количеством слов, подавляющее большинствокоторых может участвовать в выражении фаталистических представлений.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
420
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее