Диссертация (Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)), страница 10

PDF-файл Диссертация (Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)), страница 10 Филология (31812): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)) - PDF, страница 10 (31812) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)". PDF-файл из архива "Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Более того, отказ от интерпретации событий как обусловленных Роком илиФортуной в пользу их христианской трактовки был, по-видимому, общим местом ванглийской культуре шекспировского времени и даже становился порой объектомсатирического осмеяния. Так, «Мальтийский еврей» К. Марло заканчивается радостнымпризывом правителя Мальты Фарнезе вознести хвалу за «благополучный» финал,отмеченный смертью нескольких героев, «не Року и не Фортуне, а Небесам (т.е.Провидению)» (дословный перевод мой, – Т.Ш.):Let due praise be givenNeither to Fate nor Fortune, but to Heaven.(The Jew of Malta, Act 5)Шекспир, имплицитно сталкивая в своем творчестве тех же «действующих лиц»культуры Средневековья и Возрождения – Рок, Фортуну и Провидение, дает новую жизньRaleigh W.

The History of the World / Works of Sir Walter Raleigh Now First Collected to Which are Prefixed the Livesof the Author by Oldys and Birch (8 Vols.). Vol. II – VII. University Press, Oxford, 1829.97 Ibid. Pp. 27-37.9640представлениям и ощущениям, принявшим к его времени форму штампа, и заставляетсвоих героев, а с ними – и зрителей, в результате страдания и сострадания, столкновениясо сверхъестественными силами, принятия судьбоносных решений, внезапногоизбавления и спасения увидеть события и явления жизни в контексте разных, сменяющихдруг друга образов мира, сердцевину которых и составляют представления о сущностисил, определяющих жизнь на земле, и о характере их взаимодействия.41Глава II.

Структура представлений о судьбе и воле и «язык судьбы» впьесах ШекспираПри всем многообразии взглядов героев Шекспира на силы, управляющие ихжизнью, все эти взгляды, как правило, вписываются в одну из трех концепций судьбы,рассмотрению которых и посвящен данный раздел. Главный критерий их разграничения– сущность сил, определяющих человеческую судьбу, и характер их соотношения счеловеческой волей.2.1. Концепция провиденциализма и характер ее отражения в пьесахШекспираВ эпоху Шекспира наиболее авторитетные взгляды на соотношение человеческойволи,судьбыивысшихсилвписываютсявконцепциюхристианскогопровиденциализма98.Разнообразные виды провиденциализма объединяет представление, согласнокоторому миром правит благая и всемогущая сила; эта сила воздействует наобстоятельства жизни и на внутренние стремления человека так, чтобы устроить егосудьбу наилучшим образом, при этом оставляя место свободе человеческой воли 99.Данные представления в большей или меньшей степени характерны для некоторыхфилософскихшколиотдельныхфилософовантичности(Сократ,ФилонАлександрийский, Плотин, Прокл)100, в мировоззрении которых вера в Провидениепротивостоит,соднойстороны,разногородафаталистическимконцепциям,предполагающим полную детерминированность событий и отсутствие у человека всякойвозможности влиять на свою судьбу101.

С другой стороны, они отрицают рольслучайности как одного из факторов судьбы: все происходит либо по воле, либо попопущению высшей силы. Все события могут быть рассмотрены с точки зрения их98 Walsham, Alexandra. Op.cit. P. 8.99 Шамшурин В. И. Провиденциализм // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под ред. В. С. Стёпина.М: Мысль, 2010. Т. 3, с.

357-358.100 Walsham, Alexandra. Op. cit. P. 9.101 А. Ф. Лосев о совмещении фатализма и провиденциализма у стоиков: «…У стоиков мы находимлюбопытнейшее совмещение провиденциализма и фатализма. Поскольку живой субъект действует на основаниисвоего сознания и мышления, постольку и та теплая пневма, которая залегает в основе космической жизни, естьпровидение». Лосев А.

Ф. История античной эстетики, том VIII, книги I и II. М.: Искусство, 1992, 1994.URL: http://psylib.ukrweb.net/books/lose008/txt39.htm (18.05.2016)42причины и цели; так, гибель Ромео и Джульетты интерпретируется другими героямипьесы одновременно как наказание (‘scourge’), которое должны понести все персонажи,непосредственно или косвенно причастные к борьбе двух кланов (Romeo and Juliet,V.3.302-305), и как жертва (‘sacrifice’), необходимая для вразумления и примиренияпоследних (V.3.315). Скрытое столкновение или взаимодействие воли человека и высшейсилы как субъектов целеполагания – ситуация, исполненная внутреннего драматизма,исключительныевозможностидляраскрытиякоторогопредоставляетименнодраматургия.Как было отмечено выше, провиденциализм связан в европейской культуре нетолько с христианской доктриной, но и с целой совокупностью античных учений.

Так,например, в одном из наиболее влиятельных произведений европейской литературы, гдебыла разработана идея Провидения в ее взаимосвязи с идеями судьбы (С1, С2) и воли, – в«Утешении Философией» Боэция – Провидение рассматривается именно с позицийпоздней античной философии, в чем неоднократно упрекали писателя впоследствиинекоторые христианские мыслители. Так, Лоренцо Валла в своем знаменитом трактате«О свободе воли» (1439 – 1440 гг.) критикует Боэция за то, что тот трактует Провидениев духе дохристианских философских учений и находит утешение в Философии, а не воХристе.

Он всячески предостерегает христианских мыслителей от следования по «новомупути», предложенному в трактате Боэция. Кроме того, Валла доказывает, что разум неспособен принести утешения, так как он – слишком несовершенное орудие для познанияпроисходящих в мире событий. Лишь вера в то, что миром правит воля любящего Бога,заставляет человека смириться с трагическими обстоятельствами жизни102.Однако в целом система представлений и образов Боэция весьма органичновписывается в традиционную христианскую концепцию судьбы и воли, и потому едва лиможно провести грань в произведениях Шекспира и его современников междусобственно христианским и «нехристианским» провиденциализмом. Вера героев в то, чтосверхъестественная сила, правящая всем мирозданием, является благой, что эта силамогущественнее установленных ею природных законов и что она принимает участие всудьбе каждого отдельного человека, не подчиняя себе, однако, его волю, ассоциируетсяименно с христианским учением, даже если действие произведения происходит в102 Poppi, Antonio.

Op. cit. Рp. 648-650.43языческом мире, как в трагедии «Король Лир»103. На вербальном уровне к христианскимвзглядам на соотношение судьбы и воли могут отсылать даже языческие образы иупоминания языческих богов. Закон 1606 г. запрещал актерам произносить «святые именаБога Отца, или Иисуса Христа, или Святого Духа, или Святой Троицы, которые следуетпроизносить исключительно со страхом Божиим и почтением»104. Этот запрет, с однойстороны, налагал существенные ограничения на драматурга, а с другой — заставлял егов ряде случаев прибегать к различным средствам иносказания, использовать сложнуюсистему аллюзий на библейский текст, а порой — «маскировать» библейскоепредставление о Боге при помощи античных образов. Показательны в этом отношениислова, которые произносит Гонзало в конце «Бури»:Look down, you gods,And on this couple drop a blessed crown!For it is you that have chalk'd forth the wayWhich brought us hither. (V.1.201-204)Традиционная христианская концепция судьбы и воли включает в себя целуюсовокупность других взаимосвязанных представлений, актуализируемых в творчествеШекспира, в том числе представление о происхождении зла.

С точки зренияхристианства, именно свобода человеческой воли делает возможным проникновение злав мир, сотворенный благим и всемогущим Богом105. К этому представлению об источникезла отсылают, в частности, слова второстепенного героя комедии «Двенадцатая ночь»Антонио, который упрекает Виолу в предательстве, принимая героиню за ее братаСебастьяна:In nature there's no blemish but the mind… Пятнать природу может лишь душа (the(III.4.358)mind)…106103 Пинский Л.Е.

Шекспир. Основные начала драматургии. Москва: Художественная литература, 1971. С. 335.104 Clare, Janet. 'Art Made Tongue-Tied bу Authority': Elizabethan and Jacobean Dramatic Censorship. Manchester:Manchester University Press, 1990. P. 124.105 Аверинцев С. С. Теодицея // Новая философская энциклопедия: В 4 тт. / Под ред. В. С. Стёпина. М: Мысль, 2010.Т. 4, с. 31.106 Пер.

М. А. Лозинского.44Слово ‘mind’ обозначает здесь именно настроение ума, волю (В1), намерение107. И этонамерение рассматривается как реальный или потенциальный источник зла, искажения,недостатка, уродства (‘blemish’) в изначально благом и прекрасном мире. Согласно этойсистеме представлений, судьба человека вплетена в судьбу всего мироздания, и потомучерез человеческую волю в весь сотворенный мир может прийти как проклятие, так иискупление.Отголоскиэтогопредставленияслышатсяврепликедругоговторостепенного персонажа – Дворянина из свиты Корделии, который отыскивает КороляЛира в степи:Thou hast one daughter,Who redeems nature from the general curseWhich twain have brought her to.

(IV.6.205-207)Более того, в христианском универсуме судьба каждого отдельного человекапредставляется вписанной в судьбу всего человечества, и в нее непосредственновключаются библейские события далекого прошлого: в первую очередь грехопадение,исказившее человеческую природу и все Божие творение, и воскресение Христа,открывающее человеку путь из падшего мира, где правит Дьявол, в мир Божий – ЦарствиеНебесное108. Ортодоксальное христианство представляет путь человека и Бога навстречудруг другу как действие поистине драматическое. Характер участия в этом обоюдномдвижении Божественного Провидения отражается в литературе и иконографии эпохипосредством целой совокупности метафорических и символических образов, связанных спредставлениями о всеведении (например, образ всевидящего Ока) и всемогуществе(например, образ длани Господней) христианского Бога109.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее