Диссертация (Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»))
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)". PDF-файл из архива "Проблема судьбы и воли в драматургии У. Шекспира («Ромео и Джульетта», «Макбет», «Буря»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИМ. М. В. ЛОМОНОСОВАФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТНа правах рукописиШустилова Татьяна АнтоновнаПРОБЛЕМА СУДЬБЫ И ВОЛИ В ДРАМАТУРГИИ У. ШЕКСПИРА(«РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА», «МАКБЕТ», «БУРЯ»)Специальность 10.01.03 –литература народов стран зарубежья(европейская и американская литература)Диссертация на соискание ученой степеникандидата филологических наукНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорГорбунов А.
Н.Москва – 2016ОглавлениеВведение............................................................................................................................................ 3Глава I. Теория и методология проблемы судьбы и воли в пьесах Шекспира ........................ 141.1. Обзор научной литературы по теме. Основные направления исследования и выводы141.2. Контексты рассуждений шекспировских героев о судьбе и воле. Систематизациявопросов, возникающих в связи с данной проблемой ............................................................ 301.3. Рассуждения о судьбе в контексте философско-теологических диспутов эпохиВозрождения ...............................................................................................................................
36Глава II. Структура представлений о судьбе и воле и «язык судьбы» в пьесах Шекспира ... 422.1. Концепция провиденциализма и характер ее отражения в пьесах Шекспира .............. 422.2. Фаталистические концепции эпохи Возрождения и характер их отражения вдраматургии Шекспира .............................................................................................................. 542.3. Случайность и воля как главные факторы судьбы (макиавеллизм). Отражение даннойконцепции в пьесах Шекспира .................................................................................................. 692.4. Совокупность представлений о судьбе и воле и способов их репрезентации в пьесахШекспира как структура ............................................................................................................ 75Глава III.
Проблема судьбы и воли в трагедии «Ромео и Джульетта» ..................................... 773.1. Источники шекспировской трагедии ................................................................................ 773.2. Сопоставительный анализ соответствующих эпизодов пьесы Шекспира и ееисточников ..................................................................................................................................
833.3. Поиск верной интерпретации и объективного смысла как проблема в пьесе............. 132Глава IV. Проблема судьбы и воли в трагедии «Макбет» ....................................................... 1384.1. «Макиавеллизм» и провиденциализм ............................................................................. 1384.2. Фатализм и христианство ................................................................................................. 151Глава V. Проблема судьбы и воли в поздней трагикомедии Шекспира «Буря» ................... 1735.1.
Особенности фабулы и сюжета пьесы, системы персонажей и образа Просперо,способствующие актуализации проблемы судьбы и воли ................................................... 1735.2. События, составляющие план Просперо, в глазах зрителей, самого героя и другихперсонажей ................................................................................................................................
1785.3. События, неподконтрольные Просперо, в восприятии разных героев ........................ 1925.4. Разные типы отношений власти и подчинения в пьесе, их соотношение сбиблейскими и мифологическими архетипами ..................................................................... 200Заключение ................................................................................................................................... 214«Язык судьбы» в пьесах Шекспира ........................................................................................
214Характер соотношения разных концепций судьбы и воли в пьесах Шекспира ................ 220Библиография ............................................................................................................................... 2232ВведениеПьесы У. Шекспира полны рассуждений героев о том, какие силы определяютсудьбу человека, рода, государства, всего мироздания, способен ли человек сам повлиятьна ход событий своими решениями и действиями, свободен ли он в своем выборе, можетли стать хозяином своей судьбы или, напротив, вынужден подчиниться некой высшейсиле – благой, жестокой или вовсе безразличной к нему.
Герои Шекспира высказываютмножество предположений о том, имеет ли последовательность земных событий смысл ицель, или же она лишь бессмысленная «сказка в устах глупца» (Macbeth, V.5.26-27)1,подчинена ли жизнь прихотям «распутницы» Фортуны (King Lear, II.4.50) и ритму еевращающегося колеса, воле жестоких богов, для которых люди – что мухи для детей (KingLear, IV.1.36-37), неумолимому Року2, неотвратимому влиянию звезд и действиюустановленных в мире законов или воле любящего Бога, без чьего ведома и волос неупадет с головы человека (Мф.
10:30, The Tempest, I.2.30-31, I.2.217).Использованиедраматургомслов,отсылающихкразным,зачастуювзаимоисключающим концепциям судьбы и воли, сосуществование в произведенияхнесовместимых интерпретаций событий и противоречащих друг другу суждений поэтому вопросу – все это свидетельствует о том, что соотношение судьбы и человеческойволи проблематизируется Шекспиром в его творчестве. В попытках персонажейинтерпретировать происходящие с ними события с точки зрения их причин и целейнаходит отражение едва ли не весь спектр современных Шекспиру концепций судьбы иволи, каждой из которых соответствуют свои механизмы осмысления действительности,свои разновидности «языка судьбы»3.
Сосуществование и взаимодействие различныхконцепций в рамках одного произведения способствовало вовлечению современниковШекспира как «носителей» этого «языка» в процесс интерпретации разворачивающихсяна сцене событий с точки зрения их причин и целей, выбору между разными способами1 Пер.С. М.
Соловьева.2 Под словом «Рок», написанном с прописной буквы, в нашей работе подразумевается активная сила, формирующая,согласно мифологическим представлениям античности, судьбу всего сущего.3 Данный термин используется в статье Н. Д. Арутюновой «Истина и судьба»: Арутюнова Н. Д. Истина и судьба //Понятие судьбы в контексте разных культур. М.: Наука, 1994. С. 310. Под «языком судьбы» Шекспира мыподразумеваем совокупность определенным образом структурированных лексических единиц, метафор,прецедентных феноменов, регулярно воспроизводимых в произведениях драматурга и служащих выражениюразличных представлений о судьбе и воли.3их осмысления и стоящими за ними разными системами представлений о ключевыхвопросах бытия.Таким образом, актуальность темы настоящего диссертационного исследованияопределяется в первую очередь концептуальной значимостью проблемы судьбы и волидля самого драматурга.
Кроме того, она обусловлена языковой и мировоззренческойдистанцией, отделяющей современного зрителя и читателя от шекспировского времени иделающей необходимым исследовать «язык судьбы» эпохи с присущей этому языкусистемой оппозиций, со всей связанной с ним совокупностью основных ассоциаций,образов, представлений и механизмов осмысления действительности.Актуальность данной темы была осознана многими литературоведами икритиками. Существует немалое количество статей, посвященных рассмотрениюотдельныхаспектовпроблемы–философско-религиозных4,исторических,лингвистических5, театроведческих и собственно литературоведческих, а такжеотдельных представлений – о Роке6, Фортуне7, Провидении8, звездах9 – в творчествеШекспира.
Однако, сосредотачиваясь на отдельных составляющих этой темы,исследователь рискует упустить из виду то, что, на наш взгляд, является особенноважным и недостаточно изученным, – взаимодействие, «диалог»10 разных представленийо судьбе и воле в рамках одного произведения и в контексте всего творчества Шекспира,отражение этого «диалога» (а порой – ожесточенного спора) в значении и коннотацияхслов с семантикой судьбы, в композиции сюжета, системе персонажей, идейнойструктуре пьес. Отсутствие должного внимания к этим вопросам в работах, посвященных4 См., напр., Саnnоn, Charles K. "As in а Theater": Hamlet in the Light of Calvin's Doctrine of Predestination // Studies inEnglish Literature, 1500-1900, Vоl. 11, No.
2, Elizabethan and Jacobean Drama (Spring, 1971). Houston: Rice UniversityPress, 1971. Рp. 203- 222.5 См., напр., Кокунова Ю. В. Наименования судьбы в произведениях У. Шекспира: опыт системного анализа:диссертация... кандидата филологических наук: 10.02.04. Иваново, 2001.6 См., напр., Шах-Азизова Т.К. Линия Гамлета, или герой драмы перед лицом Рока // Понятие судьбы в контекстеразных культур. М.: Наука, 1994.
С. 268-277.7 См., напр., Kiefer, Frederick. Fortune and Occasion in Shakespeare: Richard II, Julius Caesar, and Hamlet // Fortune andElizabethan Tragedy. San Marino, Calif.: The Huntington Library, 1983. Рp. 232-269.8 См., напр., Hunt, Maurice. Malvolio, Viola, and the Question of Instrumentality: Defining Providence in "Twelfth Night"// Studies in Philology, Vоl.
90, No. 3 (Summer, 1993). Chapel Нill: University of North Carolina Press. Рp. 277-297.9 См., напр., Sondheim, Moriz. Shakespeare and the Astrology of His Time // Journal of the Warburg Institute, Vol. 2, No.3 (Jan., 1939). Рp. 243-259.10 Данный термин используется здесь в том смысле, который в него вкладывает М. М. Бахтин в своихлитературоведческих работах (Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского. Л.: Прибой, 1929).4проблеме судьбы и воли в пьесах Шекспира, свидетельствует о недостаточной степениразработанности данной темы.Научная новизна настоящей работы определяется, во-первых, рассмотрениемвышеупомянутых аспектов проблемы в их тесной взаимосвязи, а во-вторых, попыткойвыявить структуру, которую образуют представления о судьбе в творчестве Шекспира, иопределить характер их взаимодействия в рамках отдельных пьес драматурга.
Такойподход к исследованию вопроса позволяет учесть одновременно культурно-историческийконтекст, лингвистические особенности «языка судьбы» шекспировской эпохи,совокупность элементов каждого из исследуемых произведений, связанных спостановкой и решением проблемы судьбы и воли и разными способами ее осмысления.В силу многозначности слов «судьба» и «воля» кратко определим, в какихзначениях они используются в данной работе.