Диссертация (Поль Клодель и Андре Жид - проблема культуры и творчества в переписке, автобиографической и дневниковой прозе (1899–1926)), страница 11

PDF-файл Диссертация (Поль Клодель и Андре Жид - проблема культуры и творчества в переписке, автобиографической и дневниковой прозе (1899–1926)), страница 11 Филология (31713): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Поль Клодель и Андре Жид - проблема культуры и творчества в переписке, автобиографической и дневниковой прозе (1899–1926)) - PDF, страниц2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Поль Клодель и Андре Жид - проблема культуры и творчества в переписке, автобиографической и дневниковой прозе (1899–1926)". PDF-файл из архива "Поль Клодель и Андре Жид - проблема культуры и творчества в переписке, автобиографической и дневниковой прозе (1899–1926)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

В первом жеписьме можно встретить самые разные образы текучести: «Вы исчерпываетесюжет, истончая тот жидкий слой, в котором идеи находятся словно быподвешенными, и проявляете их посредством своеобразной выжимки, но не дотакой степени, чтобы повредить игре преломлений и нанести ущерб их магии»[Claudel-Gide: 45]. Когда в этом же письме Клодель говорит непосредственно остиле своего корреспондента, то в похвалах снова обнаруживается тема влаги:«...слова и фразы соединяются своеобразным текучим влечением, потаеннымвращением, оживляющим произведение и делающим из него метаморфозуодного и того же слова» [Ibid].Второе по счету письмо, от 12 мая, последовавшее за первой после долгойразлуки встречей писателей в 1900 г. в Париже, где Клодель проводилдлительный отпуск (связанный с планами вступления в орден бенедектинцев),для посвященного читателя может парадоксальным образом предвосхищать ужеи начало грядущего конфликта: так, в письме Клодель заметил, что не хочетстроить гипотез о характере внутреннего мира Жида, так как это было бы«слишком деликатным предметом» и он рисковал бы «наговорить глупостей»[Claudel-Gide: 46], и лишь продолжает хвалить стиль очередных полученных отсобеседника книг.

Можно предположить в этом контексте, что гедонистическоесодержание «Яств земных» даже при первом прочтении вызвало несогласиеКлоделя, тем более что позже эту книгу («Nourritures terrestres») Клодель станетименовать «гнилью земной» (pourritures terrestres) [Claudel 1969: 756].Впрочем, по мнению П. Шнайдера, тот факт, что Клодель в ранних письмахне говорит ни слова о содержании книг Жида, значим в несколько ином смысле:в ту эпоху Клоделю пока еще важнее общее впечатление от произведения – тотпоиск гармонии, который можно наблюдать в книгах автора «Яств земных»[Schnyder: 21].

Жид действительно долгие годы работает над поддержанием54единства выражения в своих произведениях, даже эпистолярных: так, однаждыон заметил в конце одного из своих писем П. Валери: «Заканчиваю его (письмо– Т.К.) скорее из страха, как бы какая-нибудь ловко выраженная мысль, какаянибудь фраза не разрушили бы в нем единство впечатления скуки – и чтобы онобыло от начала до конца, как того хочет Гораций, таким, как я его начал» [GideValéry: 92]. К тому же, переданные Жидом при встрече вместе с «Яствамиземными» «Топи» Клоделю решительно понравились: «...Это лучший документ,что мы имеем о том застое и духоте, в которых мы находились с 1885 по1890 гг.» [Claudel-Gide: 46]. В образах, сопровождающих в этом письмеочередную порцию похвалы стилю корреспондента, снова возникает тематекучего: «Я бы выразил свою мысль иначе, если бы сказал, что вашими идеямисловно бы движет таинственная сыворотка, предающая им блеск и жизнь»[Claudel-Gide: 46].Однако витиеватые и лестные отзывы о стиле Жида Клодель расточает лишьближе к началу их знакомства – затем он станет хвалить Жида реже, а послеразмолвки и вовсе назовет бывшего друга писателем посредственным: «Онпишет дурно» [Mallet 1955: 21], – скажет Клодель о Жиде под конец своейжизни.Можнопредставитьсеберазличныепричинытакойнепоследовательности: с одной стороны, ко времени начала своей переписки ниКлодель, ни Жид еще публике не известны, и будущую славу друг друга имостается только предвидеть, а потому нельзя отрицать, что дух конкуренции(возможно, присутствовавший в их отношениях изначально)увеличивалсяпрямо пропорционально росту известности писателей.

Так, Жид в 1925 годупризнал в Дневнике, что у Клоделя «больше гениальности», чем у него[Claudel-Gide: 243], а присужденная Жиду в 1947 г. Нобелевская премиявызвала осуждение Клоделя – разумеется, в первую очередь, из-за неприятиякатолическим поэтом моральных установок бывшего друга и, соответственно,Нобелевского комитета; однако позволим себе предположить, что и некотораяревность могла в ту минуту иметь место: как чуть ранее заметил в дневнике55Клодель, к 1945 году из писателей его поколения остались в живых лишь он даЖид [Claudel 1969: 522].Но, разумеется, именно личный конфликт сыгралкрайне серьезную, и, вероятно, самую значительную роль в том, насколькоизменилось со временем мнение обоих писателей друг о друге – и в том числе отворчестве друг друга.Третье по счету из писем, написанных Клоделем, предшествует визиту кнему домой А. Жида и Ф.

Жамма. Это случилось, когда все трое находятся вПариже, и двое первых – после конференции в Брюсселе 29 марта 1900 г., гдеЖид выступал с докладом «О влиянии в литературе». Интересно, что позжеЖамм напишет , что во время этой встречи, которую он по ошибке назоветсамой первой из встреч между двумя его друзьями – что очевидным образом неможет соответствовать действительности – проявилась сильная неприязньКлоделя к Жиду.

Позже, прочтя об этом в «Temps», Клодель в письме к Жидуопроверг замечание Жамма, испугавшись, что подобные измышления общегодруга могут повредить их с Жидом отношениям: «Я, может быть, и ошибся, чтонаписал Вам, но сделал это, потому что знаю из опыта, что неприятные для насвещи всегда доходят до своего предназначения» [Claudel-Gide: 214].

Несмотряна то, что некоторые из критиков считают, что Жамм, вероятно, действительноуловил тогда уже возникшую неприязнь будущих соперников, позволим себесогласиться с самими Клоделем и Жидом в том, что в тот день ничегоподобного не имело места: так, в дневниках ни одного из писателей нетникакого особого упоминания о произошедшей встрече (любую «неудачную»встречу с Клоделем Жид в «Дневнике» обычно пространно комментирует),последовавшее же за ней дружественное письмо Клоделя домыслы Жаммаскорее опровергает.В этом письме впервые нашла отражение значительная общность взглядовКлоделя и Жида на искусство: Клодель дал комментарий на брюссельскийдоклад Жида «О влиянии в литературе», который ему, вероятно, показалсявесьма созвучным собственным идеям. В докладе Жид говорил о пользе – и56даже необходимости – чужого литературного влияния на любого серьезногописателя.

Интересно, что единственный способ осуществления такого влияния,по Жиду, – это созвучность идей, то есть любовь: человек способен понять иуловить в произведении лишь то, что ему близко, знакомо в чужом опыте, ипомогает, таким образом, раскрыть опыт собственный. «Мощь (книги)происходит оттого, что она открыла мне некую часть меня самого, мне самомупрежде неведомую; она была для меня лишь объяснением меня самого» [Gide1999: 406]. Клодель высоко оценил – и выделил как самые главные строкидоклада – мысль о том, что по-настоящему сильный писатель не остановится начужом произведении, а постарается забыть его, пойдет дальше прочитанногопроизведения: он будет искать источник созвучных себе идей в человеке-автореи именно от него будет учиться; тогда как стилизатор бездумно копируетвнешнее, «как если бы он снимал кожу со статуй и пытался дуть в них» [Gide1999: 414].

Но возможно, Клоделю еще ближе в докладе Жида оказаласьследующая мысль: «Тот, кто пишет, находится не в самой удобной позиции, длятого чтобы быть еще и слушателем, ему требуется ухо человека постороннего».Казалось бы, для любого писателя важен тот резонанс, который его книгивызывают, но Клодель в этом смысле писатель, да и человек несколькоособенный: его характеру чужды компромиссы, его поэзия и драматургиязаостренно «клерикальны», он не слишком доверяет голосу эпохи, враждебнойЦеркви – больше того, и многие сторонники Церкви вызывают у негоподозрение (так, из переписки видно, как непросто оказывается для негопринять творчество Ш. Пеги, а в дневнике можно прочесть, например, чтоТ.

С. Элиот, «как католик, так и поэт – никакой» [Claudel 1969: 666]). Тем неменее, в отношении Клоделя к собственному творчеству прослеживаетсязначительное внимание к тому эху, которое оно вызывает: действительно,Клодель, с одной стороны, считает себя одиноким пророком, говорящим сБогом от лица народа, но с другой, – он все-таки одновременно и предстоитперед лицом этого народа, который его слушает, поэтому «ухо человека57постороннего», чтобы слышать отзвук собственных произведений, емудействительнонеобходимо.Так,крайневажнымбудетдляКлоделямиссионерский эффект собственных произведений: «Фризо, обратившийся подвлиянием моих драм...

доказал мне: я пишу не напрасно» [Claudel-Gide: 57-58].По той же причине весьма значимым для Клоделя было и мнение Жида о еготворчестве: похвала «Одам» или «Залогу», например, вызовет в немблагодарность. Жид, в свою, очередь, на похвалы скупиться не будет и, чтонемаловажно, окажется в них искренним: это можно заключить хотя бы потому, что часть отзывов он будет оставлять не только в переписке, адресуя ихлично Клоделю, но и в записях для себя, в Дневнике: «Я читаю восхитительныйпервый акт «“Златоглава”» [Claudel-Gide: 49], «Восхитительное “ПознаниеВостока”... Некоторые главы, не столь полные, не столь удачные, не портят, темне менее, книги; большая их часть – высочайшей красоты» [Claudel-Gide: 73].В начавшейся переписке Жида и Клоделя после третьего письма наступаетдовольно длительная пауза.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее