Диссертация (Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения". PDF-файл из архива "Путешествия в византийской агиографии IX-XII в. - особенности художественного воплощения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
44.DOHD, p. 36-37.47Ib., p. 30-31.4624Константинополь48. Что касается Власия, то в его житии особый интереспредставляет описание приключений по дороге из столицы в Рим, в ходекоторых он был пленен и продан в рабство, потом ограблен разбойниками ипотерялся где-то на границе с Болгарией.
После того, как Власий все-такидобрался до Рима, он оставался там восемнадцать лет. Однако, после этогосвятойпродолжилпутешествоватьинесколькоразпобывалвКонстантинополе и на Афоне49.К X в. относится еще один текст невероятной важности для нашейтемы. Это житие Феоктисты Лесбосской (BHG 1723)50, особенность которогосостоит в том, что оно описывает путешествие не героини, а автора текста,Никиты Магистра, что делает повествование гораздо более похожим напутевые записки, чем на каноническое житие.Обзор текстов IX-X вв. мы завершаем жизнеописанием Германа изКозиницы (ВHG 698), датировка которого достаточно неопределенна,высказывались мнения, что оно могло быть написано в X в. или же в XII в.
ипозже51. Житие этого малоизвестного святого тоже представляет ценностьдля нашей темы. Оно повествует о пути святого из Палестины в Македонию,куда он отправился, чтобы, по приказанию ангела, построить храм наопределенной горе. Агиограф тщательно описывает перемещения героя поокрестностям города Драма в поисках нужного места.Жития апостола АндреяКорпус жизнеописаний апостола Андрея, сложившийся в IX-XI вв.,такжевключенвсписокнашихосновныхисточников,посколькуцентральное содержание этих текстов - хождения Андрея в рамках егоапостольской миссии. Описываемое путешествие и итинерарий играет в нихочень важную роль, так как формирует всю структуру повествования.48Итинерарий описан у Маламут, Malamut, p. 256-258.Id., p.
258-260.50DOHD, p. 104-105.51Id., p. 46-47.4925Поскольку данные тексты имеют особую специфику, мы выделили их анализв отдельную главу.Основнымапостола,материалом для работы послужили жизнеописанияизданныеА.Ю.Виноградовым52.Изкорпусатекстов,содержащихся в указанной работе, мы отобрали следующие: первая и втораяредакции жития, составленные Епифанием Монахом (первая половина IX в.,BHG 94d, 95b, 95d, 102), тексты Никиты Давиды Пафлагона (BHG 100, рубежIX-X вв.), Симеона Метафраста (BHG 100, вторая половина X в.), а такжеанонимное житие (BHG 99b, X-XI вв.) и анонимную повесть (BHG 99, VI –X вв.).
Из рассмотрения мы исключили текст из «императорского менология»(BHG101a, сер. XI в.) ввиду его полной зависимости от жития Метафраста.XI-XII вв.Этот период ознаменован некоторым угасанием жанра, падениеминтереса к нему со стороны литераторов. В итоге, от этой эпохи сохранилосьзначительно меньшее количество текстов. Тем не менее, путешествия непокидают страницы агиографической литературы, что обеспечило намопределенный объем материала для исследования.Во-первых, это значительное и важное для истории всей византийскойлитературы житие Лазаря Галесиота (BHG 979, XI в.)53. Несмотря на то, чтоосновной его аскезой было столпничество, огромная часть текста посвященапаломничеству святого в Палестину и его возвращению обратно в МалуюАзию.Во-вторых, невозможно обойти вниманием житие Никона Метаноите(BHG 1366), повествующее о странствиях героя из фемы Армениак, откудаон родом, через Малую Азию и Крит до Пелопоннеса.
Кроме того, агиографрассказывает и о многочисленных передвижениях Никона в пределах52Греческие предания о св. апостоле Андрее, изд. А. Ю. Виноградов. Т. 1. СПб., 2005 (далее:Предания).53Подробнее о тексте см. предисловие к изданию английского перевода (The Life of Lazaros of Mt.Galesion: An Eleventh-century Pillar Saint. Introduction, translation, and note by R. P. H.
Greenfield.Washington, D. C. 2000. P. 1-71).26полуострова. К сожалению, датировка текста неточна, вероятное времясоздания - IX или XII вв.54Также немаловажным является жизнеописание Кирилла Филеота (BHG468, XII в.). Несмотря на то, что этот святой не так много времени провел впутешествиях, в его житии все же есть очень плодотворные для изученияэпизоды: плавание Кирилла по Дунаю в качестве простого матроса, чтобыпроверить свою духовную стойкость, и путешествие в Константинополь.И, наконец, последнее из рассмотренных жизнеописаний посвященоЛеонтию, патриарху Иерусалимскому (BHG 985, XII в.)55, которыйбеспрестанно передвигался между островами Эгейского моря, а такжесовершал путешествия в Константинополь и Иерусалим.Помимо жизнеописаний, в ходе диссертационного исследования былотакже рассмотрено несколько, так называемых, translatio - сказаний илиречей о перенесении мощей.
Для периода IX-X вв. мы отобрали слово оперенесении мощей Феодора Студита и Иосифа (BHG 1756t), а такжесказание об обретении мощей Евфимии Всехвальной (BHG 621). Для XI в. –повесть о перенесении мощей Николая Чудотворца (BHG 1361b). Все этитексты достаточно известны и содержат интересный для нас материал.Иные источникиВ литературной жизни Византии XII в. происходит множество важныхсобытий, возрождаются давно забытые жанры,и возникают новыенеобычные явления.
Что касается путешествий, то появляются тексты,которые непосредственно и исключительно посвящаются именно им. В этойсвязи, невозможно устоять перед соблазном сравнить эти произведения сжитийнымисвойственные54путешествиямиипопытатьсявыявитьлитературному процессу эпохи.Дляобщиеэтихчерты,целей мыDOHD, p. 78 - 79.Подробнее о тексте см. предисловие к изданию Д. Цугаракиса (Tsougarakis D. The Life ofLeontios Patriarch of Jerusalem: Text, Translation, Commentary /The Medieval Mediterranean. People,Economies and Cultures, 400-1453, Volume 2.
Leiden-New York-Kölnl, 1993. P. 1-32.)5527рассмотрели следующие памятники: сказание Иоанна Фоки о паломничествев Святую Землю56, поэму Константина Манассии о его дипломатическоймиссии в Палестину57, письмо Николая Месарита о пути в Никею58, письмоЕвстафия Солунского о зимней поездке верхом59, письма Григория Антиохаиз Болгарии60.Что касается более раннего периода, то единственные источники,которые представляют интерес для нашей темы - это повесть ЕпифанияМонаха о Иерусалиме61 и письмо Феодора Студита, где он сам описываетсвой путь в Солунскую ссылку62.Такимобразом,входедиссертационногоисследованиябылопроанализировано 36 агиографических и 8 иных произведений.
Всепамятники рассмотрены в оригинале на древнегреческом языке.Дополнительные источникиВ ходе работы над второй главой диссертационного исследования мыпользовалисьвозможностямисквозногопоиска,которыепредлагаетэлектронная база данных древнегреческой литературы TLG. Это быловызванонеобходимостью отыскать какможнобольшееколичествоупотреблений метафоры дороги в агиографии интересующего нас периода.
Всвязи с этим в данной главе появились ссылки на источники, которые невходят в список основных. Эти тексты не анализировались в полном объеме,использовались лишь эпизоды, содержащие искомые словоупотребления.Это же касается и нескольких других памятников, которые привлекались в56Иоанна Фоки сказание вкратце, изд. И.
Е. Троицкого//ППС. Т. VII, вып. 2. СПб.,1889. C. 1-28(далее: Иоанна Фоки сказание).57K. Horna. Das Hodoiporikon des Konstantin Manasses// BZ. 13, 1904. S. 325-347.58Nicolaоs MESARITES. Reisebericht des Nikolaos Mesarites an die Mönche des Euergetisklosters inKonstantinopel. Ed. A. Heisenberg.
Neue Quellen zur Geschichte des lateinischen Kaisertums und derKirchenunion //Sitzungberichte der Bayerischen Akademie der WissenschaBften, phil.-hist. Klasse 2,1923. S. 35-46.59Eustaphii ep. 4/ Die Briefe des Eustathios von Thessalonike. Einleitung, Regesten, Text, Indizes, ed.Foteini Kovolou.
München-Leipzig, 2006. S. 10-13.60J. Darrouzès. Deux lettres de Grégoire Antiochos Écrites de Bulgarie vers 1173// Byzantinoslavica 23,1962. P. 276-284; Byzantinoslavica 24, 1963. P. 65-73.61Повесть Епифания о Иерусалиме и сущих в нем мест // ППС. Т. 4, вып. 2 (11). СПб., 1886.62Epistula 3/Theodori Studitae Epistulae, ed. G. Fatouros. Bd. 1. Berolini, 1992. S. 11-16.28связи с необходимостью упомянуть тот или иной интересный для насфрагмент.
В списке источников они приведены как дополнительные.МетодологияВ основе методологии лежит комплексный литературоведческийанализ корпуса основных источников. В этой связи, представляется, чтополное прочтение отобранных памятников необходимо, поскольку опоралишь на эпизоды, где герой находится в пути, неизбежно приведет к утереценной информации, поскольку сами границы этого передвижения могутбыть достаточно размыты. Путешествуя, герои останавливаются в деревнях,городах, посещают святыни, общаются с людьми.
И хотя в этот момент ониуже не находятся на дороге или в плавании, посещение того или иного места,несомненно, составляет часть их путешествия.Отмечая элементы социального и природного ландшафтов, которыеупоминают агиографы, мы сначала определяем их состав, а затемрассматриваем каждый элемент в связи с традицией его литературногоизображения, пытаясь установить использованные авторами образцы иоценить степень свободы, с которой они с ними обращаются.Кроме того, мы выделяем и анализируем элементы чудесного,присутствующие в агиографических путешествиях, а также пытаемсяустановитьсоотношениечудесногоиобыденноговрамкахэтихпутешествий.Также мы оцениваем особенности топографической репрезентацииместности, что дает представление о том, были ли агиографы заинтересованыв передаче реальной топографии, или вполне довольствовались абстрактнымгеографическим фоном.В ходе работы мы отметили, что путешествие в целом и образ дорогикак его частное проявление имеют невероятно важное метафорическоезначение, чему посвящена отдельная глава.