Диссертация (Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина), страница 12

PDF-файл Диссертация (Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина), страница 12 Филология (31402): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина) - PDF, страница 12 (31402) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина". PDF-файл из архива "Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

Березкин, Н.В. Котрелев, А.В. Лавров, В.А.Мильчина, Вс.Н. Петров, М.В. Толмачев) к третьему тому собраниясочинений Волошина мы находим фразу: «Утверждение памяти как центраэстетической и жизнетворческой деятельности связывает Волошина средисимволистов прежде всего с Вячеславом Ивановым»123. Вяч. Иванов124сыграл особую роль в жизни и творчестве Волошина125.В «Заветахсимволизма» (1910) Иванов связывает происхождение поэзии с языкомволхвов, придавая ей религиозное, теургическое значение.

Он утверждает«религиозно-символистский характер напевного, “вдохновенного” слова»126.Так, Иванов и приходит к категории памяти: «новое осознание поэзиисамими поэтами как символизма было воспоминанием о стародавнем “языкебогов”»127. Категория памяти в символизме носит теургический характер:«Символизм кажется воспоминанием поэзии о ее первоначальных, исконныхзадачах и средствах»128, а именно теургических задачах.Особую роль слову придает и Волошин. Ему, как было отмечено выше,онпридаетмагическуюсуть,что,скореевсего,объясняетсяцеленаправленной практикой символистов по выявлению многомернойсемантики лексем и родством символистского слова и музыки.

В «Книгераздумий»129 (предположительно 1900) мы находим следующие выводы о122Волошин М.А. Символизм. С. 659.Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 3. С. 529.124«В отличие от кружка московских “декадентов” во главе с Брюсовым, группировавшихся вокруг журнала“Весы” и ориентировавшихся на принципы “индивидуализма” и “автономного искусства”, многиепетербургские писатели настойчиво призывали в те годы обратиться к актуальным общественнымпроблемам. В это время в среде символистов и околосимволистских кругах распространяются идеи“мистического анархизма” – весьма расплывчатого по своему содержанию течения, создателем которогосчитался Г.

Чулков, а вдохновителем – Вяч. Иванов» (Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 5. С. 671).125О соотношении воззрений Волошина и Иванова: Глава II, параграфы «Индивидуальное бессознательноеи рецепция родовой памяти в творческом процессе», «Волошин о творческом потенциале любви»,«Гендерный аспект рождения и рецепции текста».126Иванов. В.И. Заветы символизма.

С. 592.127Там же.128Там же. С. 594.129Неопубликованная рецензия на коллективный сборник стихотворений «Книга раздумий» (1899).12354специфичности слова в поэтическом опыте символистов: «Главная заслугасимволизма заключается в том, что он является непосредственнымпродолжателем реализма и делает шаг вперед именно в этом направлении.Как импрессионисты вынесли картину из искусственного освещениямастерской на вольный воздух и новыми сопоставлениями красок уловилипостоянно изменяющиеся трепещущие тона предметов, искрящиеся поднепосредственными живыми лучами солнца, так и символисты вынесли изглубины души на волю те бесконечно тонкие и скрытые ощущения, которыхне мог уловить ни романтизм, изображавший чувства, ни реализм,рисовавший формы. Для новых понятий понадобились новые краски, иподобно тому, как импрессионисты разработали прием сопоставления красоквместо прежнего смешивания, так же и символисты достигли совершенноновых эффектов сопоставлением слов и музыкальностью речи для передачираньше неуловимых оттенков чувства»130.

С точки зрения символистов,музыка занимает высшую ступень в иерархии искусств. Для Блока«музыкальная» означает «духовная» суть мироздания («О назначении поэта»,1921). Белый в статье «Формы искусства» (1902) пишет: «Глубина музыки иотсутствие в ней внешней действительности наводят на мысль обэмблематическом характере музыки, объясняющей тайну движения, тайнубытия <…> близостью к музыке определяется достоинство формы искусства,стремящейсяпосредствомобразовпередатьбезобразнуюнепосредственность музыки. Каждый вид искусства стремится выразить вобразах нечто типичное, вечное, независимое от места и времени.

В музыкенаиболее удачно выражаются эти волнения вечности»131. По мнениюспециалистов, апология музыки восходит к учению пифагорейцев (IV до н.э.): «Количественные отношения, лежащие в основе музыкальных тонов, онираспространилиплатоновское130нагармониюпонимание“космическихмузыкибылосфер”.Пифагорейски-родственно“младшим”Волошин М.А. Книга раздумий // Волошин М.А. Собрание сочинений.

Т. 6. Кн. 2. С. 91.Цит. по Варакина Г.В. Между Дионисом и Аполлоном: Очерки о русской культуре «серебряного века». /Рос ин-т культурологии, Г В Варакина, под ред. В.П. Шестакова. Рязань, 2007. С. 179.13155символистам»132. Через учение Вл. Соловьева младшие символистызаимствуют также и другой мотив: «Сквозной в творчестве “младших”символистов мотив “плененного слова” восходит к учению о двоемирииПлатона в интерпретации Вл. Соловьева»133.

Сам Волошин видел всимволизме фактически современную интерпретацию идей Платона. Внаброске «Символизм готики» (б/д) он пишет: «Наш символизм естьвыражение платонизма. Его определением могут служить заключительныеслова Фауста: “Все преходящее есть только символ”. Его формула: “Чтовверху, то и внизу”.

Он предполагает соответствие различных плановмира»134.По-видимому, музыкальной природой слова Волошин объясняетлюбовь символистов к ассонансам. Так, он пишет: «Символисты всюгармонию стиха из окончаний перенесли внутрь, создали сложную игруассонансов»135. В поэзии самого Волошина преобладают аллитерации.Например, «Я бледный стебель ландыша лесного, /<…> / Я изморозь зари,мерцанье дна морского» (Т.

1. С. 45) в стихотворении «Портрет» (1903),«Праматерь-материя! / Греза из грезы…/ Вскрываются храмы. / Жертвы исмерти / <…> / Звезда над морями!» (Т. 1. С. 45) из «Гностического гимнаДеве Марии» (1907), «по синим лунным льнам» (Т. 1. С. 126) из венкасонетов «Lunaria» (1909). Ассонансы встречаются преимущественно встихотворениях, ориентированных именно звуковую игру, звукоподражание.Так, стихотворение «В вагоне» (1901) имитирует звуки поезда: «Ибезнадежно звучит и стучит это: / Ти-та-та…та-та-та…та-та-та…ти-та-та» (Т.1.С. 14). Любопытно, что образ вагона встречается и в другом стихотворениис ассонансами на «о» – «Вослед» (1906): «Горной тропою ведет Антигона / Взнойной пустыне слепца…» (Т.

1. С. 72). А «Трели» (1915) передают на132Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 6. Кн. 1. С. 721. Комментарии к тому. Авторы: Е.Л. Белькинд,А.М. Березкин, О.А. Бригаднова.133Там же.134Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 6. Кн. 2. С. 651. О рецепции идей Платона Волошиным: Глава II,параграфы «Синтез философских идей и оккультных учений», «Волошин о творческом потенциале любви».135Волошин М.А. «Стихотворения» Ивана Бунина // Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 6. Кн.

1. С. 40.56фонетическом уровне звуки птиц, что на смысловом уровне являетсяметафорой весеннего пробуждения жизни, радости и ликования: «ДевушкиЛуны / Головокружение / Глубины. / Над лесными кущами / Вью-вью-вьювью-вью /Трелями, секущими / Песню соловью, / Хоровод с поющими /Славу бытию / Звуками цветущими / Обовью…» (Т.1. С. 207).Кроме того, перенос «гармонии стиха <…> внутрь» и «играассонансов»свободныйпорождаютстих»136)–«свободныйтермин,стих»которым(«ионестественнообозначаетвозниксближениепоэтического слова и речи: «Символизм был борьбой за права голоса,борьбой за более интимное слияние стиха и фразы, которое, в сущности, исоздало “свободный стих”»137.

Символисты –речь идет о французскихсимволистах138 – воспринимаются Волошиным в первую очередь как мастераслова, те, кому ведома его власть: «Символизм умер. Но символисты живы<…> Борьба кончилась, но из прошлых борцов вышли теперешние владыкислова <…> три скалы, вокруг которых ласково кипели молодые волны:Малларме, Верлэн и Вилье де Лиль-Адан»139.В статье «Письмо из Парижа. Анни Безант и “Русская школа”» (1905)мы встречаем иное понимание символизма. Здесь Волошин рассуждает о немне как о течении в искусстве, имеющем свое происхождение, принципы ииграющем определенную роль в развитии поэтики; символизм в этой статьепредстает как миропонимание, причем является он вернувшимся старымвзглядом на мироздание, а не новым открытием человечества: «Может быть,вся разница между позитивизмом и идеализмом…символизмом…словом, тем136Волошин М.А.

«Стихотворения» Ивана Бунина. С. 40.Волошин М.А. Голоса поэтов // Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 6. Кн. 2. С. 14.138Творчество французских символистов оказало значительное влияние на судьбу Волошина,способствовало формированию его поэтических пристрастий: «Отчетливым переломом в мировосприятии иокончанием ученического периода творчества ознаменовались для Волошина его путешествия в Европу в1899 и 1900.

Они дали ему небывалую раскованность, легкость, юмор. Спали с глаз шоры народничества исоциализма, а копившаяся исподволь эрудиция мгновенно обрела новое качество – став одной изопределяющих черт зрелой поэзии Волошина. Главную роль тут сыграл Париж – с его широтой горизонтов,скептицизмом, всеохватностью, культом поэтической формы. Теперь кумирами Волошина в поэзии стали“парнасцы” и французские символисты, а также К.Д.

Бальмонт, с которым он лично знакомится в конце1902» (Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 2. Стихотворения и поэмы 1891 – 1931 / Сост. и подгот. текстаВ.П. Купченко, А.В. Лаврова; Коммент. В.П. Купченко. М.: Эллис Лак 2000, 2004. С. 680).139Волошин М.А. Символизм. С.

618.13757миросозерцанием, которое теперь любой называет новым, но котороеявляется на самом деле самым старым на земле, – и заключается в том, чтопозитивизм в глубине души признает чудо, оставляя для него широкое местов своем миросозерцании, а символизм, допуская для краткости это имя, –отрицает его…»140. Тем не менее, оговорки и уточнения свидетельствуют оразграничении Волошиным традиционного понимания слова «символизм» изначения, подразумеваемого в данном контексте. В статье же разъясняетсязаявление Волошина об отрицании чуда в символизме. Символизмдействительно обращен к иным мирам, но их существование он признаетдействительным, для него они более реальны, чем мир существующий.

Все вмире обладает тайным смыслом и связью, то есть все объяснимо, но людям,чье внутреннее зрение ослеплено, эти тайные нити недоступны.Поиск начал бытия через откровение, путем иррациональным, а неблагодаря накоплению научных знаний,прослеживается и в интересе,проявленном Волошиным к антропософии и «Хроникам Акаши»141.

Белыйрассматривает устремленность символизма к дальнему и неизведанному142какмногоуровневуюсистемуценностей,бесконечнуюлестницу:«Деятельность, понятая как творчество (в мире данном) воздвигает лестницудействительностей: и по этой лестнице мы идем: каждая новая ступень естьсимволизация ценности; если мы ниже этой ступени, она – зов и стремлениек дальнему, если мы достигли ее, она – действительность; если мы еепревзошли, она кажется мертвой природой»143. Иллюстрацией к этомувысказыванию Белого служит развитие в творчестве Волошина такойценности, как любовь: от страсти/Эроса через любовь, инициирующую140Волошин М.А. Письмо из Парижа.

Анни Безант и «Русская школа» // Волошин М.А. Собрание сочинений.Т. 5. С. 580.141Глава II, параграфы «Индивидуальное бессознательное и рецепция родовой памяти в творческомпроцессе», «Интеллектуальная мотивация происхождения образа».142«Символизм, в отличие от романтизма, не просто презирал и отвергал современность, а искал в нейотблесков и отзвуков иных, высших миров». Кормилов С.И. Преображение прошлого // Вестник ПСТГУ III:Филология.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее