Диссертация (Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина), страница 11

PDF-файл Диссертация (Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина), страница 11 Филология (31402): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина) - PDF, страница 11 (31402) - СтудИзба2019-03-13СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина". PDF-файл из архива "Концепция творчества в художественном сознании М. Волошина", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Белого, реферате А. Блока «О современном состоянии русского символизма» (1910),«Заветах символизма» (1911) Вяч. Иванова.108Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 3. С. 525.109Яковлев М.В. Андрей Белый как теоретик неоапокалипсиса // Русское литературоведение ХХ века: Имена,школы, концепции. С.

149.110Димитриева В.Н. Мифореализм «без берегов»: к вопросу о наследовании литературой свойств мифа //Миф, фольклор, литература: эстетическая проекция мира. Русско-польский институт, Вроцлав, 2015. С. 17.49собственных)положений.Егопоэзиясвидетельствуетодоминантерационального в процессе создания стихотворения, хотя и в лирике, и встатьях именно бессознательное провозглашается главным источникомтворчества. Вместе с тем отметим, что в своей концепции творчестваВолошин признает значительную роль и сознания, и реальности.Белыйнаделяеттворчествосилой,превосходящейсознание.Поэтический язык, по мнению Белого, реализует не просто магическуюфункцию, но становится формой религиозного акта: «Поэтическая речьпрямо связана с мифическим творчеством; стремление к образномусочетанию слов есть коренная черта поэзии.

Реальная сила творчестванеизмерима сознанием; сознание всегда следует за творчеством; стремлениек сочетанию слов, а, следовательно, к творчеству образов, вытекающих изнового словообразования, есть показатель того, что корень творческогоутверждения жизни жив, независимо от того, оправдывает или неоправдывает сознание это стремление. Такое утверждение силы творчества всловах есть религиозное утверждение; оно вопреки сознанию»111. Волошинне отрицает магической силы слова. В стихотворении «Быть черною землей.Раскрыв покорно грудь…» (1906) слово имеет не просто заклинательную, носозидающую силу. Кроме того, в его поэзии можно встретить произведения,жанр которых обозначен как «заклинание»: «Заклятье о Русской земле»(1919), «Заклинание (от усобиц)» (1920), «Заклинание» (1929). Но отметимследующую коннотацию: поэзия через слова воплощает образы в реальность,теургически преображая, открывая фантазии и воображению дорогу в нашмир: «Когда говорим мы: это не облако, это – горный хребет, это –неведомый чертог невидимого града, мы притягиваем образы творчества кземле: здесь образы, удаляясь от музыки, становятся идеальнее, но,приближаясь к земле, они зрительно – видимо реальней <…> Здесь, какАдам, называем мы образы именами вещей.

И образы фантазии населяют111Белый А. Магия слов // Белый А. Символизм как миропонимание. С. 141–142. О понимании Волошиныммагической силы слова: Глава III, параграф «“Внутренние” источники как маргинальный фактор встихотворчестве М. Волошина»рп.50наш мир: так в искусстве начинается мифическое творчество: так в искусствеоткрывается вечная реальность <…>»112.Символы позволяют поэту проникнуть в иную, истинную реальность, ив этой возможности (или способности) Волошин справедливо видитхарактеристику символистов.

Так, Вяч. Иванов считал, что от реального поэтидет к реальнейшему («Две стихии в современном реализме», 1909).Реальнейшее, или иная реальность, для Волошина ассоциируется с вечным.Он пишет: «Быть символистом значит в обыденном явлении жизнипровидеть вечное, провидеть одно из проявлений музыкальной гармонии имира. Символ всегда переход от частного к общему.

Поэтому символизмнеизбежно зиждется на реализме <…>. Все преходящее для поэта естьнапоминание, и все обыденные реальности будничной жизни, просветленныенапоминанием, становятся символами»113 («Леонид Андреев и ФедорСологуб», 1907).Приведеннаяцитата выявляет два принципиальных положения дляВолошина:1. Реализм – основа символизма. В статье «Анри де Ренье» (1910)Волошинописываетсвоевидениеразвитияискусстванапримерепроизведений Анри де Ренье: «Творчество Анри де Ренье представляетпереход от символизма к новому реализму. Для нас, переживших ивступающих в новую органическую эпоху искусства, этот образецгармонического, строгого, последовательного превращения бесконечноважен <…> Этот нео-реализм, возникающий из символизма, конечно, неможет быть похож на реализм, возникший на почве романтизма»114. Еслисимволисты понимают символизм как вид мировоззрения, основу искусства(«Символизм современного искусства не отрицает реализма, как не отрицаетон ни романтизма, ни классицизма.

Он только подчеркивает, что реализм,112Белый А. Песнь жизни // Белый А. Арабески. М.: Мусагет, 1911. С. 56 – 57.Волошин М.А. Леонид Андреев и Федор Сологуб // Волошин М.А. Собрание сочинений. Т.6, кн. 1. Проза1906 – 1916. Очерки, статьи, рецензии / Сост., подгот. текста А.В. Лаврова; коммент. Е.Л. Белькинд, А.М.Березкиной, О.А.

Бригадновой и др. М.: Эллис Лак, 2007. С. 96-97.114Волошин М.А. Анри де Ренье // Волошин М.А. Собрание сочинений. Т. 3. С. 80.11351романтизм и классицизм – тройственное проявление единого принципатворчества. В этом смысле всякое произведение искусства символично»115),то для Волошина реализм – фундамент, на котором воздвигаются различныетечения. Корни символизма Волошин находит в реализме, однако и самсимволизмстановитсяосновойдляновоготечениявискусстве,синтезирующего достижения реализма и символизма – описание реальностии тонких оттенков чувства соответственно.

Причем неореализм, по мнениюВолошина, не один из этапов развития искусства, а итог. Сравнивая реализми неореализм, Волошин уподобляет их краскам: реализм – густая живопись,подробности, много вещей, неореализм – акварель, отражающая лирическийстрой души. Если Волошин рассуждает о реализме как направлении, то А.Блок говорит об отдельных писателях в статье «О реалистах» (1907), в томчисле о М. Горьком, Л. Андрееве, Б. Зайцеве, Ф.

Сологубе. Блок настроен креалистамнепростодоброжелательно,оннаходитобщиеточкисоприкосновения. Так, он пишет о Горьком: «Но Горький больше того, чемон хочет быть и чем он хотел быть всегда, именно потому, что его”интуиция” глубже его сознания: неисповедимо, по роковой силе своеготаланта, по крови, по благородству стремлений, по “бесконечности идеала”(слова В. В.

Розанова) и по масштабу своей душевной муки, — Горький —русский писатель»116. Интуиция, то, что глубже сознания, бессознательноевидится символистам в основе всех настоящих произведений искусства. Так,в «Заветах символизма» (1910) Вяч. Иванова читаем: «Представление опоэзии как об источнике интуитивного познания»117Волошин выразил, на наш взгляд, следующую тенденцию в воззренияхмладших символистов, сформулированнуюИ.

Смирновым: «Спецификазрелого символизма заключена в том, что он стремился обнаружить115Белый А. Символизм как миропонимание // Белый А. Символизм как миропонимание. С. 166.Блок А.А. О реалистах // Блок А.А. Собраний сочинений: В 8 т. / Под общ. ред. В. Н. Орлова, А. А.Суркова, К. И. Чуковского. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. Т. 5.Проза: 1903 – 1917 / Подгот. текста и прим.

Д. Е. Максимова и Г. А. Шабельской. C. 103.117Иванов. В.И. Заветы символизма // Иванов. В.И. Собрание сочинений: В 4 т. Т. 2. Бюссель: Жизнь сБогом, 1974. С. 595.11652надопытные сущности повсюду, в любом из сцеплений эмпирической среды,в звеньях самой обыденности. Эта трансформация позволила символистамвторого поколения компенсировать то, что оказалось слабым пунктомдекадентской эстетической системы, ввести в картину мира большоеколичество конкретно-исторических реалий, заполнить ее абстрактныеконтуры эмпирическим материалом <…>»118.В связи с рассуждениями Волошина о реализме отметим выстроеннуюимлогическуюцепочку«реальность–символизм–религия».Внезаконченной статье «Символизм» (предположительно середина 1910-х)Волошин пишет о взгляде символизма на мир: «Современный символизмувидел мир иным <…>.

Человек очнулся в сложном и сумрачном миреполутеней, рефлексов,взаимоотражений,который создала для негоматериалистическая наука, основанная на осязании мира. <…>. Он был веройв существо<ва>ние единого срединн<ого> солнца, от которого исходят всеэти пересекающие<ся> и отраженные лучи и светы.Символизм исходил из реальностей, углубил, опрозрачил их, и искалрелигиозное единство.Поэтому намечался естественный переход от реализма к символизму, иот символизма к религии»119. Религиозный смысл творчества –чертасимволистской эстетики120. Символизм становится для младших символистови Волошина формой религии121, направленной на развитие внутреннего118Смирнов И.

Смысл как таковой. СПб.: Академический проект, 2001. С. 67.Волошин М.А. Символизм // Волошин М.А. Собрание сочинений. Т.6. Кн. 2. Проза 1900 – 1927. Очерки,статьи, лекции, рецензии, наброски, планы / Под общ. ред. В.П. Купченко и А.В. Лаврова, при участии Р.П.Хрулевой; сост., подгот. текста А.В. Лаврова; коммент. К.М.

Азадовского, О.А. Бригадновой, З.Д.Давыдова и др. М.: Эллис Лак 2000, 2008. С. 659.120Однако степень интереса к религиозной сфере различна у символистов. Если Д. Мережковский, Вяч.Иванов, А. Белый придают творчеству религиозный смысл, то В. Брюсов – сторонник эстетической,исключительно литературной трактовки. Так, Мережковский писал: «Творчество до тех пор только и живо,пока символы его имеют религиозный смысл, более глубокий, чем эстетический» (Мережковский Д.С. Немир, но меч // Мережковский Д.С. Полное собрание сочинений.

С-Петербург – Москва: Издание т-ва М.О.Вольф, 1911. Т. 10. С. 6).121«Всебожественность, всебожие, всюдубожие» М. Волошина отмечала М. Цветаева, подразумеваясопричастность для него категории мифа, игры и религии. Цветаева М. Живое о живом // Цветаева М.Собрание сочинений: В 7 т. Т. 4: Воспоминания о современниках, дневниковая проза. М.: Эллис-Лак, 1994.С. 214.11953зрения. Однако этот духовный путь символизма имеет и свои обрывы:«опасный срыв – тупик эстетства»122.2. Память – одна из центральных категорий творчества. Вкомментариях (авторы: А.М.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее