Катарсическое начало в русской прозе конца XIX – XX веков (на материале произведений А.П. Чехова и Г. Газданова)
Описание файла
PDF-файл из архива "Катарсическое начало в русской прозе конца XIX – XX веков (на материале произведений А.П. Чехова и Г. Газданова)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиПереяслова Мария ОлеговнаКатарсическое начало в русской прозе конца XIX – XX веков(на материале произведений А. П. Чехова и Г. Газданова)Специальность 10.01.08 – Теория литературы. ТекстологияАвторефератдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква 2012Работа выполнена на кафедре теории литературы филологического факультетаМосковского государственного университета имени М. В. ЛомоносоваНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорХализев Валентин ЕвгеньевичОфициальные оппоненты:Тюпа Валерий Игоревич,доктор филологических наук, профессор,Российскийгосударственныйгуманитарныйуниверситет,заведующий кафедрой теоретической и историческойпоэтики историко-филологического факультетаМартьянова Светлана Алексеевна,кандидат филологических наук, доцент,Владимирский государственный университет имениА.
Г. и Н. Г. Столетовых,заведующий кафедрой литературы филологическогофакультетаВедущая организация:Московский городской педагогический университетЗащита состоится 13 сентября 2012 г. в 16.00 на заседании диссертационногосоветаД.501.001.32приМосковскомгосударственномуниверситетеимениМ. В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ленинские горы, 1-й учебный корпус,филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в читальном зале научной библиотеки МГУимени М. В. Ломоносова (1-й учебный корпус).Автореферат разослан 13 августа 2012 г.Ученый секретарь диссертационного совета,доктор филологических наук, профессорМ. М.
Голубков 2 Общая характеристика работыПодобно многим литературоведческим понятиям, катарсис до сих пор имеет весьмарасплывчатые контуры. Попыткам разгадать смысл античного (аристотелевского)катарсиса, а также уяснить его дальнейшие судьбы (вплоть до нашей современности) нетконца. При этом феномены катарсиса и трагического остаются актуальными и длясовременного искусства; их правомерно причислить к «ключевым словам культуры»(А. В. Михайлов), смысл которых претерпевает изменения от эпохи к эпохе. В даннойдиссертационной работе исследуются трансформации катарсиса в литературе конца XIX –XX веков в их взаимосвязи с изменениями в картине мира близкого нам времени.
Сучетом всего этого предпринимается опыт теоретического рассмотрения катарсиса, егоразновидностей и связей со смежными феноменами.Основным объектом рассмотрения в работе являются рассказы А. П. Чеховасередины 1890-х – начала 1900-х годов, роман Г. Газданова «Ночные дороги» и егорассказы 1930-х – начала 1960-х годов.
Помимо этого, привлекаются отдельныепрозаическиепроизведенияВ. В. Набокова,К. К. Вагинова,В. Т. Шаламова,В. Г. Распутина, Б. П. Екимова, Л. С. Петрушевской, Т. Н. Толстой, Вен. В. Ерофеева,С. Д. Довлатова, В. В. Ерофеева, В. Г. Сорокина, С. М. Гандлевского.Предмет исследования – природа катарсиса как такового и особенностикатарсического начала в названных произведениях, тот противовес трагическому иабсурдному, который создается и определенными смысловыми гранями, и эстетическимвесом самой формы.
Своеобразие катарсиса в литературе XX века осмысляется всопоставлении его с катарсисом традиционным, как он представлен у Аристотеля и внемецкой классической эстетике.В работе намеренно не затрагивается вопрос о комическом катарсисе (а такжечерном юморе и сарказме как его возможных современных воплощениях). Применительнок художественной практике ближайших столетий данная тема требует отдельногоизучения, в особенности в аспекте соотношения традиционного катарсиса с карнавальнымсмехом и его освобождающим эффектом.Методологическую основу работы составляет, во-первых, укорененное влитературоведении понятие нерасторжимого единства формы и содержания: от Гегеля – кБахтину («содержательная форма»), к логической оппозиции «текст и смысл»; во-вторых,широко бытующая в современной науке установка на рассмотрение связей литературныхфактов с внехудожественной реальностью, с другими областями гуманитарного знания, вчастности, с философией; в-третьих, аксиологический подход – рассмотрение ценностныхаспектов искусства, как собственно-эстетических, специфически-литературных, так инепосредственно жизненных, философских, нравственных.Актуальность исследования связана с изучением творчества А.
П. Чехова иГ. Газданова в аспекте проблематики классического – неклассического, чрезвычайноважной для осмысления литературной эволюции в XX веке и ныне. Отойдя от жесткогостадиального подхода, в современной науке достаточно популярного, автор работыпытается уяснить сосуществование этих феноменов – классики и неклассики – вназванных выше произведениях. При этом утверждается, что само понятие катарсиса,сопряженное в плане мировоззрения с надеждой, верой в человека, с прозреванием в мирегармонии, пусть и не полной, открывает перспективы для изучения философского3 компонента прозы Чехова и Газданова («философии поступка», экзистенциализма), атакже поэтики постмодернизма и «неотрадиционализма» и их сосуществования всовременной русской литературе.Парадоксальность преодоления трагического, неоднозначность катарсическихэлементов, в полную силу обнаруживающие себя в литературе конца XIX – XX веков,позволяют усмотреть параллели с такими значимыми для науки о литературе понятиями,как «двусмысленность» У.
Эмпсона и «открытое произведение» У. Эко.Об актуальности избранной нами темы (и ее недостаточной разработанности)свидетельстует и то, что нетерминологизированные «заменители» катарсиса частовстречаются при обсуждении категорий абсурда и трагического, а также при попыткахобрисовать авторскую позицию в произведениях, затронутых трагизмом: «преодолениетрагизма», «выход», «прорыв», «просвет», «изживание трагизма», «очищение»,«облегчение», «освобождение», «гармонизация», «преобразование», «просветление».Категория катарсиса представляется нам надежным инструментом для осмыслениясудьбы трагического и пограничных ему явлений.Научная новизна диссертации состоит в разработке понятия «катарсис»применительно к литературе XIX–XX веков. В немногих работах, где катарсисобнаруживается в литературе близкого нам времени, акцент, как правило, делается наотдельных моментах (связь со смехом и карнавальностью, психоаналитеческая трактовка,катарсис как переживание героя произведения).
Дополняя сказанное учеными, автордиссертации предлагает систему понятий, выстроенную «вокруг катарсиса», – из явленийему близких, смежных, логически противоположных и внеположных. Особенностикатарсического начала в литературе XX века выявляются на путях рассмотренияформально-содержательной целостности словесно-художественных произведений: вовнимание принимается не только трагический герой и характер конфликта, но и свойствакомпозиции произведений. Также предпринимается попытка установить связи междукатарсисом и различными картинами мира, явленными в литературе.Цель работы заключается в том, чтобы определить своеобразие катарсическогоначала в русской прозе конца XIX – XX веков и проследить, как оно реализуется впоэтике произведений и с какими мировоззренческими установками соотносится.Практическая ценность диссертации состоит в том, что ее материалы могут бытьиспользованы для углубления представлений об эволюции трагического, абсурда,катарсиса, а также для изучения творчества Чехова и Газданова.
Работа открываетперспективы выявления сложности взаимосвязей классического и неклассического в XIX–XX столетиях, позволяет конкретизировать представления о понятии «картина мира»применительно к художественной литературе. Результаты данной работы могут статьполезны при разработке курсов теории литературы, эстетики, а также истории литературырубежа XIX–XX веков и литературы XX века.
Самостоятельное значение имеетбиблиография исследований катарсиса, трагического, классического и неклассического влитературе, а также творчества Чехова и Газданова.На защиту выносятся следующие положения:1. Катарсис присутствует в произведении, если лежащий в его основе конфликт,оставаясь неразрешенным, а то и неразрешимым, не подавляет читателя или зрителябезысходностью. Иначе говоря, катарсис представляет собой определенный баланс между4 позитивным и негативным в художественном мире произведений, в которых трагическоеначало (в чистом виде или в сочетании с низменным, ужасным, во взаимодействии сабсурдом) доминирует.2.
Под классическим катарсисом мы разумеем преодоление безысходности, котороесовершается благодаря обращению к действиям исключительных личностей, а также кнекоторым единичным ситуациям и временным «выходам жизни из колеи». Наформальном уровне традиционный катарсис локализован в определенных звеньяхкомпозиции, обычно в финале.Неклассический же катарсис проявляет себя там, где трагическое запечатлевает неединичные ситуации, но жизненный фон, близкий к катастрофическому, некоенапряженно конфликтное состояние мира. Потому на формальном уровне катарсические(или, иными словами, просветляющие) элементы здесь рассеяны по тексту, воплощены вотдельных эпизодах, деталях и при том поддерживаются «музыкальностью» композициии самой тональности повествования, его субъективной окрашенностью.