Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Катарсическое начало в русской прозе конца XIX – XX веков (на материале произведений А.П. Чехова и Г. Газданова)

Катарсическое начало в русской прозе конца XIX – XX веков (на материале произведений А.П. Чехова и Г. Газданова), страница 3

PDF-файл Катарсическое начало в русской прозе конца XIX – XX веков (на материале произведений А.П. Чехова и Г. Газданова), страница 3 Филология (31338): Диссертация - Аспирантура и докторантураКатарсическое начало в русской прозе конца XIX – XX веков (на материале произведений А.П. Чехова и Г. Газданова): Филология - PDF, страница 3 (31338)2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Катарсическое начало в русской прозе конца XIX – XX веков (на материале произведений А.П. Чехова и Г. Газданова)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

Трагическое и абсурдное оказываются вблизкие нам времена тесно связанными между собой; и первое, и второе переоформляютужасную действительность по неким художественным законам. Нередко онисосуществуют в пределах отдельных произведений, но далеко не всегда дружественно:абсурд вытесняет трагическое («заброшенность» человека в мир, осмысленнаяэкзистенциализмом; обессмысливание мира в пьесе Д. Хармса «Елизавета Бам»), и темменьше надежды остается на преодоление безысходности. Существует, однако, и абсурд«неагрессивный», игровой, не враждебный просветлящему началу: таковы литературныйнонсенс (лимерики, Л. Кэрролл, в русской литературе последних десятилетий – Е. Клюев),абсурдистский оттенок в характеристиках персонажей и построении сюжета, далекий оттотального негатива (лирика Д.

Хармса, А. Введенского, Г. Сапгира, проза С. Довлатова).В разделе четвертом – «Неокатарсис» – на основе предложенного различениятрагического в его классическом и неклассическом типах предлагается характеристикасовременной модификации катарсиса. Здесь на первый план выдвигается общееконфликтное, глубоко кризисное состояние мира, в котором главенствующим оказываетсяпринцип подобия, а не традиционной антитезы. Потому на формальном уровнекатарсические (или, иными словами, просветляющие) элементы рассредоточиваются повсему тексту – по отдельным эпизодам и образам. Неклассический катарсис – нефинальный аккорд, но, скорее, пунктир, контрапункт. Будучи наследованием ипреображением катарсиса традиционного, неокатарсис несет не безусловное обретениегармонии и ясности, но неустранимый порыв к их достижению.

Это катарсисбудоражащий, тревожащий, не дающий умиротворения, как бы призывающий читателя кактивному «сотворчеству».Для понимания сущности неклассического катарсиса как «музыкального»продуктивна идея напряженного противостояния и борьбы эмоций, вызываемых формой исодержанием (Л. С. Выготский).

Широко явлена именно эта сторона неокатарсиса в прозеВ. В. Набокова, В. Т. Шаламова, Т. Н. Толстой, Л. С. Петрушевской, С. Д. Довлатова,С. М. Гандлевского.Пятый раздел – «Катарсис как явление эстетическое и внеэстетическое» –демонстрирует двойственную природу данного понятия. С одной стороны, причастностькатарсиса к области эстетического очевидна: для трагического «очищения» ритм,расположение частей в произведении, словесная ткань, музыкальное начало не менееважны, чем определенный тип конфликта. Аристотель, Л. Кастельветро, А. Риккобони,Минтурно, а также Шиллер и Гете рассуждали об удовольствии, приносимом лишь однимжанром, – трагедией.

Л. С. Выготский же в духе высказываний Б. Кроче и Р. О. Якобсонапредельно заостряет противоречия между содержанием («материалом») и формой: второе,по его мысли, уничтожает первое, а не просто трансформирует его. Концепция8 эстетической реакции по Выготскому, мы полагаем, лишает катарсис его специфики,главное же – связей с определенными внеэстетическими ценностями, так что катарсисприравнивается к художественности как таковой. В то же время идея эмоциональной«противонаправленности» формы и содержания чрезвычайна продуктивна дляпостижения сути катарсиса в литературе XX века, в которой трагическое частооказывается потесненным другими категориями – ужасным, низким, абсурдом, хаосом.Расширительное понимание катарсиса встречается и у М. М.

Бахтина: он замечает, что«без катарсиса в широком смысле вообще нет искусства»2. К мысли о принципиальной,сущностной катарсичности художественного творчества приходит и Ю. Кристева,обосновывая эту идею с позиций постфрейдизма: искусство говорит об основном своемпредмете – отвратительном, и тем самым его очищает, против него бунтуя. Катарсис впонимании Кристевой физиологичен и не может быть отделен от временного растворенияавтора и читателя в дионисийской стихии, от чего, заметим, был далек Бахтин.С другой стороны, катарсис немыслим и без его внеэстетического компонента: онпредполагает ориентацию автора на некоторые внехудожественные ценности, веру в то,что гармония и смысл не вовсе чужды человеческому существованию. Именно об этомведется речь в работах Д.

Лукача, А. Ф. Лосева. Говоря иначе, катарсис – это сплавмоментов эстетических и собственно смысловых, органическое соединение началсобственно художественных и внехудожественных.Заключительный, шестой раздел – «Около катарсиса и вокруг него» – посвященсмежным явлениям, что позволяет соотнести рассматриваемое понятие с широким кругомсовременных литературных произведений. Раздел состоит из трех параграфов.Наиболее близкое катарсису явление рассмотрено в первом параграфе «Подобиекатарсиса в духе Б.

Брехта»: в персонажах, как правило, не обнаруживается черт,достойных утверждения; изображенному миру противопоставлен только критическийвзгляд автора, который передается через подчеркнуто «очужденное» исполнение актерамисвоих ролей (пьеса Б. Брехта «Трехгрошовая опера»). Нечто сходное имеет место также вкниге Вл. Ф. Ходасевича «Европейская ночь», в ряде стихотворений М. И.

Цветаевой(«Читатели газет», «Стихи к Чехии»), В. В. Маяковского («Нате!», «Гимн ученому»,«Вам!», «Гимн взятке», «Гимн обеду»).Второй параграф – «Отсутствие катарсиса: трагизм беспросветности» –обозначает еще одну авторскую стратегию, которая не в меньшей мере обращена кнравственной активности читателя, чем наличие катарсиса или же родственных емуфеноменов. В подобных случаях близкие автору ценности утверждаются едва заметно, какбы апофатически, потому что для них нет опоры в изображаемых ситуациях: герои зашлив тупик, утратили человечность («Король, дама, валет» В. В. Набокова, «Время ночь»Л. С. Петрушевской, многие герои «Ночных дорог» Г.

Газданова, «Княгиня», «Супруга»А. П. Чехова, «<НРЗБ>» С. М. Гандлевского).Внеположные катарсису явления освещаются в третьем параграфе –«Антикатарсис: “мировое уродство”, принципиальная невозможность катарсиса». Вслучаях, когда весь мыслимый и изображаемый мир намеренно редуцируется до какихлибо патологических явлений, сугубо негативных, которые на самом деле далеко неисчерпывают человеческую реальность, в произведении имеет место антикатарсис.                                                            2Бахтин М. М.

Проблемы поэтики Достоевского // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 6 т. Т. 6. М.: Языкиславянской культуры, 2002. С. 187.9 Человеческое лицо становится крайне условным, практически исчезает (корни этогоявления – в художественных опытах футуристов и ОБЭРИУ, частично – в «театреабсудра» середины века, «Распаде атома» Г. В.

Иванова, прозе Вик. В. Ерофеева).Иной характер имеет антикатарсис у концептуалистов (В. Г. Сорокина,Д. А. Пригова) и в литературе нонсенса: здесь в авторское задание входят удивление,недоумение, потеря смысловых координат. Ведется виртуозная и притом отчужденноироническая игра со смыслами безотносительно к тому, каковы эти смыслы «на самомделе», и потому катарсис оказывается сущностно враждебным данной художественнойсистеме.Антикатарсис, как видно, не просто чужд классическому видению мира и какомуто приятию реальности, но всему этому противостоит. Неокатарсис же, его подобие илиотсутствие (при наличии трагизма) – феномены пограничные: они свидетельствуютодновременно и о неполноте уверенности автора в благости и глубинной гармонии мира,и о неустанных поисках противовеса хаосу, абсурду, тотальному разладу.Во второй главе – «Катарсическое начало в прозе А.

П. Чехова (1890-е – 1900-егоды)» – рассматриваются особенности катарсического начала в позднем творчествеА. П. Чехова (1890-е – 1900-е годы). Работ, посвященных данному аспекту прозы Чехова,очень мало. Существует, однако, множество суждений на этот счет, в которых слово«катарсис» лишь бегло упоминается.

Они, естественно, нуждаются в обсуждении.В первом разделе – «Подходы к проблеме катарсиса у Чехова (к историивопроса)» – очерчены основные тенденции в оценке творчества писателя на протяженииста с лишним лет. Первый параграф этого раздела – «Опыты рассмотрения конфликта» –в свою очередь, слагается из трех пунктов. Первый из них («Певец сумерек») содержитобзор суждений, в которых мир чеховских героев оценивается как сплошь ущербный ижалкий, а видение самого писателя представляется крайне односторонним,«осколочным». Данная точка зрения, весьма популярная в критике конца XIX столетия(назовем Михайловского, Богдановича, Краснова), была характерна и для многихписателей и поэтов Серебряного века (Гиппиус, Бальмонта, Ахматовой, Цветаевой),которые склонны были игнорировать дистанцию между автором и его персонажами:Чехов, таким образом, оказывался самым «чеховским» из своих героев.

При такойтрактовке «с порога» отвергались и трагическая глубина, и просветленностьизображенного писателем мира.Во втором пункте («Убийца надежд») представлен несколько иной взгляд: герои –люди безнадежно запутавшиеся, поставленные в безвыходное положение, самаизображаемая жизнь абсурдна, враждебна человеку (ужасна «зависимость живогочеловека от невидимых, но властных и явно бездушных законов природы»3). Чехов, помнению Л. Шестова, уверился в том, что «выхода из лабиринта нет», хотя в самой«выбитости из колеи» видел некий позитивный смысл. Оценка Чехова как изобразителябеспросветности и злого абсурда бытия обедняет и даже искажает его творчество, вкотором, выходит, господствует пантрагизм, а сам писатель предстает прямым предтечейэкзистенциализма и литературы абсурда, что верно лишь отчасти.Большинство исследователей близкого нам времени, однако, за Л.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее