Лирический герой в поэзии С.А. Клычкова - эволюция, художественная специфика, страница 6
Описание файла
PDF-файл из архива "Лирический герой в поэзии С.А. Клычкова - эволюция, художественная специфика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
От звонкой, но мягкой аллитерации на [л] / [л’], превалирующей вранней лирике, в поздней Клычков чаще делает акцент на взрывные илишипящие звуки, что символизирует потерю гармонии с миром и тревожноевосприятие окружающего.Приём парономазии (авторифмы) приходит в поэзию Клычкова вместе сусложнением роли аллитерации и слиянием её с приёмом дистантногоповтора. Единичные случаи проявления парономазии в ранней лирикеперерастают в более устойчивый приём в поздней лирике: «Темна, теснамогилы узкой клеть» («Земля и небо, плоть и дух…» [158]), «Костырь,кусты и пустоша» («Глядят нахмуренные хаты…» [164]) и др.Поэтика Клычкова напрямую связана с художественными задачами поэтаи отражает процесс изменения его мировоззрения от полностьюгармонирующего с природой и открытого внешнему воздействию дозамкнутого и трагического восприятия мира, характеризующегосяхаотическими и дисгармоничными явлениями, разрушающими внутреннеесостояние покоя как лирического героя, так и самого Клычкова. В поэтикегосподствует общая тенденция отступления от фольклорных традиций кприёмам художественной литературы, проявляется ориентация на поэтикупоздних Пушкина и Лермонтова, обнаруживается связь с символистами.Индивидуальная поэтическая манера Клычкова складывается, благодарясложной системе взаимодействия различных приёмов, в том числепоявлению одного из наиболее ярких специфических явлений поэтики –«аллитерационного повтора» – дистантного воспроизведения слова или егочасти, ориентированного на дублирование не только семантическойсоставляющей слова, но и его звукового облика.37«Н.Д.
Вольпина вспоминает: “Он окал и стеснялся этого, но не хотел искусственно научиться акать. Из-заэтого публично не любил выступать”». Цит. по: Клычков С. Стихотворения / Сост. М. Никё. Paris: YMCAPress, 1985. С. 173; «О. М[андельштам] <…> часто, окая по-клычковски, читал» клычковские стихи.Мандельштам Н. Воспоминания. Нью-Йорк, 1970. С. 277. Ср.
в воспоминаниях В.Н. Клычковой: «“Варвара,прости, ради Бога, не мог утерпеть, не дождался твоего пробуждения. Хочу сказать одно: здорово, хорошо утебя получилось. Молодец, Варвара”. (Всё это на ‘о’ – ‘Ворвара’ даже у него выходило)» (Новый мир. 1989,№9. С. 219).38«“Впереди одна тревога…”: это стихотворение <…> вспоминает А. Ахматова в беседе с Г.В. Глазкиным втаком варианте: “Впереди тревОжная дОрОга, // МнОгО гОря впереди, // О, пОбудь сО мнОю ради Бога //ХОть немнОгО пОсиди”.
“Он и читал так, сильно на О” – говорит А. Ахматова» (Клычков С. Стихотворения/Сост. М. Никё. Paris, YMCA-Press, 1985. С. 173Заключение. Эволюция лирического героя проходит триэтапа,отражающих философское и художественное развитие поэта. Имея«новокрестьянские» корни, поэзия Клычкова глубоко связана не только сфольклором, но прежде всего с наследием классической литературы XIX в.(поэзией А.С. Пушкина, Ф.И.
Тютчева, особенно М.Ю. Лермонтова), приэтом отзывается на стилевые модернистские искания начала века. Современем отдаляясь от романтической и символистской эстетики, мир поэзииКлычковастановитсяреалистичным,философскимногозначным,психологически углублённым.
Усилению экзистенциальных и гностическихнастроений на последнем этапе творчества Клычкова соответствуетусложнение лирического героя.Клычков стремится к выявлению скрытых потенций слова, воспринимаяего как носитель религиозной, философской информации, непосредственносвязанной с магической сутью бытия. Своей цели Клычков стремитсядостичь посредством упрощения формы и углубления философскогозначения. Возрастает роль сравнений, звукописи и повторов.
Ориентация наустную речь порождает повышение значения роли анжабемана и появлениеспецифического приёма аллитерационного повтора, раскрывающегодополнительные значения и функции звучащего слова.Приложение 1 посвящено сюжету поэмы-цикла «Кольцо Лады» идополняет главу I диссертационного исследования.Приложение 2 «Стихотворные размеры и рифмовка» иллюстрирует IVглаву диссертационного исследования (§2): все проанализированныестихотворения Клычкова распределены по соответствующим подгруппам(виды стихотворных размеров, виды рифмовки) с указанием количества вкаждой подгруппе.По теме диссертации опубликованы следующие работы:1. Демиденко Е.А. К вопросу о становлении поэтики С.А.
Клычкова //Вестник ЦМО МГУ. 2012. №4. С. 71–75.2. Демиденко Е.А. Лермонтовские традиции в творчестве С.А. Клычкова //Жизнь и творчество Сергея Антоновича Клычкова. М.: Литературныйинститут им. А.М. Горького, 2009. С. 18.3. Демиденко Е.А. Лермонтовские традиции в творчестве С.А. Клычкова //С.А. Клычков: Исследования и материалы.
М.: Изд-во Литературногоинститута им. А.М. Горького, 2011. С. 200–213.4. Демиденко Е.А. Метафора и метонимия в лирике Есенина и Клычкова //Биография и творчество Сергея Есенина в энциклопедическом формате:Сб. научных трудов по материалам Международной научнойконференции, посвящённой 116-летию со дня рождения С.А. Есенина.М. – Рязань – Константиново, 2012. С. 226–235.5. Демиденко Е.А. Метафора «потаённого сада» в ранней лирике С.Клычкова // Вестник РУДН. 2012.
№1. С. 15–21.6. Демиденко Е.А. Поздняя лирика С.А. Клычкова: мировоззренческиеустановки и образ лирического героя // Сборник к 70-летию С.И.Субботина. 2013. http://kluev.org.ua/collegium/sbornik.php.7. Демиденко Е.А. Публицистика Сергея Есенина и Сергея Клычкова:«Ключи Марии» и «Лысая гора» // Современное есениноведение. 2011.№19. С. 99–109.8. Демиденко Е.А. Три сферы в лирике С.А. Клычкова: диалог с Ф.И.Тютчевым // Вестник Омского ун-та. 2012.
№3. С. 188–194..