Лирический герой в поэзии С.А. Клычкова - эволюция, художественная специфика, страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "Лирический герой в поэзии С.А. Клычкова - эволюция, художественная специфика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Клычкова в 1910-егоды» состоит из трёх параграфов. Первый этап поэтического творчестваКлычкова составляют стихотворения сборников «Потаённый сад» (1910),«Кольцо Лады» (1919), «Дубравна» (1918). Тематика первых сборниковхарактеризуется полной гармонией с природой и любованием окружающиммиром. Неомифологические тенденции с наибольшей интенсивностьюзаявляют о себе в поэме-цикле «Кольцо Лады» (языческо-фольклорныеобразы Деда-пахаря, невесты Лады).
Сам поэт предстаёт в образах Леля ипастуха, субъективное восприятие которого выражено в идеализациидеревенских пейзажей. Реализуется также интенция поэта к расширениюпоэтического взгляда: от лирического описания местности – до эпическойкартины страны.Внутренний мир лирического героя (лирический герой всегда поэт)характеризуетсясловосочетанием«потаённыйсад»,нестолькообозначающий конкретное место, сколько творческий мир поэта.
Внешниймир у раннего Клычкова полностью «интериоризируется»6 в мир внутренний.Символ сада характерен для «новокрестьян», но в интерпретации Клычковаон не отвечает парадигме пасторальной лирики с её идилличностью,игривостью, фривольностью, гедонизмом, праздностью7. Лиричность иотвлечённость сада у Клычкова проистекает из романтической традиции, нопри этом у него чётче обозначены специфические национальные чертыпейзажа. Клычков переосмысляет романтическую трактовку символа садакак места слияния человеческой и природной души.Раннее творчество Клычкова отражает явное воздействие символистскойпроблематики и поэтики, сказывающееся на следующих уровнях:• в прозрении ирреального сквозь реальное;• в мистико-пантеистической религиозности;• в трактовке поэтического творчества как мистической миссии;• в переосмыслении образа мистической девы – воплощения ВечнойЖенственности (Прекрасной Дамы)8; в целом ориентации намифотворчество, в том числе дохристианского содержания9;• в использовании метафоры как основного приёма символизма;• во внимании к цветовой и звуковой характеристикам произведения.Главное отличие раннего Клычкова от символистов – «крестьянская»тематика его стихотворений и поэтика, опирающаяся на фольклор10; также6Гаспаров М.Л.
Фет безглагольный // Гаспаров М.Л. О русской поэзии. СПб.: Азбука, 2000. С. 28.Солнцева Н. Последний Лель: О жизни и творчестве С. Клычкова. М.: Московский рабочий, 1993. С. 53;Дзуцева Н.В. Идиллия и пастораль в творчестве С.А. Есенина // Современное есениноведение, 2006, №5. С.117).8Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии. Л.: Наука, 1990. С.
42.9«Основной причиной (всюду есть одна основная причина) разноязычности и дисгармоничности нашихдней является новый глубокий разрыв между культурой и религией и восстание всех “старых богов” <…>Мы уже века находимся в процессе вторичного грехопадения…» (Эллис. Vigilemus! М.: Мусагет, 1914. С.23).10В нашей работе фольклорная поэтика не является предметом специального рассмотрения. О влияниифольклора на раннюю лирику Клычкова: Сарафанова Н.В.
Сюжетно-стилевое своеобразие «Богатырских7принцип простоты рецепции и самовыражения, свойственный Клычковуначиная с ранней лирики и ставший определяющим в его позднемтворчестве.Характеристики лирического героя-созерцателя в первых поэтическихкнигах Клычкова отвечают такой традиции романтического мироотношения,как дуализм; при этом доминанта романтического восприятия себя в мире –самосознание, которое выражается через символизацию, через становление впоэзии постоянных мотивов (любви, одухотворённой природы, одиночества,странствия, тоски по родственной душе, максимализма желаний и роковойневозможности их достижения, конфликта между видимостью и сущностьюи проч.). Воздействие романтического комплекса недостижимости полнотысчастья диктует Клычкову сходный с блоковским мотив «печаль-радость»11(название раздела в сборнике «Потаённый сад»), определяющийнеоднозначное, оксюморонное настроение лирического героя.Ранний лирический герой Клычкова наиболее близок к образулермонтовского Мцыри («Мцыри», 1839); оба относятся к «выразителяммистической религиозности»12 в литературе.
Вместе с тем романтическаястрастность Мцыри противоположна признаниям кроткого лирическогогероя Клычкова: «В тёмный лес я выходил, / Бога строгого в печали / Онесбыточном молил» («Детство», <1910, 1913>. [63]13). Отчасти путь Мцыриотразится и на лирическом герое позднего Клычкова (1930–1937).Лирический герой раннего Клычкова – поэт-«певец». «Песенность»лирики –черта, наиболее характерная для «новокрестьян», заимствованная изфольклора. Образ поэта-певца характерен для символизма14.
Двойникомтакого героя у Клычкова является Лель, объединяющий в себе ряд ипостасей– «пастуха, гусляра и странника, через которые осуществляется связь двухмиров»15, реального и фантастического.Небесный двойник и покровитель лирического героя – месяц. Образмесяца (луны) становится мифологемой, которая выстраивает вертикальмежду человеком и космосом. Лирический герой «Песен» и «Потаённогосада» соединяет в себе непосредственную веру в христианского Бога ипреклонение – пантеистическое, но не исключающее языческой образности –перед природой как перед святыней: «Помню: филины кричали, / В тёмныйлес я выходил, / Бога строгого в печали / О несбыточном молил» («Детство»песен» С.
Клычкова («Бова» и «Садко») // С.А. Клычков: Исследования и материалы. М.: Изд-во Лит. ин-таим. А.М. Горького, 2011. С. 194–199.11Л. Киселёва отмечает в «печали-радости» сходство с блоковским «Радость-Страдание». Киселёва Л.«Певец» и «балакирь» в творчестве Сергея Клычкова // С.
А. Клычков: Исследования и материалы. С. 166.12Бицилли П.М. Место Лермонтова в истории русской поэзии // Михаил Лермонтов: pro et contra. СПб.: Издво Русского Христианского гуманитарного института, 2002. С. 836.13Здесь и далее стихотоворения С.А. Клычкова цит. по: Клычков С. Собрание сочинений: В 2 т. М.: ЭллисЛак, 2000. Т.
I. В скобках указан номер страницы.14«Поэт-“певец” действует, подобно поэту-провидцу <…>, как посредник, как бы приводя язык микрокосмав “созвучие” с языком макрокосма, высвобождая “пленное слово” из материи, наделяя его своим голосом,переводя». Ханзен-Лёве А. Русский символизм: Система поэтических мотивов. СПб: Академический проект,2003. С. 97.15Изумрудов Ю.А. Лирика Сергея Клычкова: Автореферат на соискание учёной степени кандидатафилологических наук.
Н. Новгород, 1993.С. 13–14.[63]). Внецерковность обряда, на наш взгляд, обусловлена традиционным вего семье старообрядчеством; впоследствии – его сомнением в силе церкви,что видно из его романов 1920-х годов. Языческая образность, христианскаявера, пантеизм тесно переплетаются в творчестве Клычкова, демонстрируя вхудожественной форме народное мировосприятие.В «Кольце Лады» Клычков наиболее близок к «новокрестьянскому»направлению. Стихи «Кольца Лады» изначально были включены в книгу«Потаённый сад» (1913), благодаря чему достигалось единство фольклорногоязыческого “пантеона” (Лада, Лель, Леший, Дед, Колдунок, Купава, русалки).«Кольцо Лады» – единственный сборник поэта, в стихотворениях которогонет лирического героя. «Кольцо Лады» рассматривается как поэма-цикл:имеет самостоятельный сюжет (мифологическая интерпретация приходавесны, наступления первых заморозков; каждое стихотворение – очереднойвиток сюжета).
«Кольцо Лады» тесно связано с фольклорной трактовкойвремён года и полевых работ, некоторые стихотворения типологическиблизки календарной обрядовой лирике (например, жнивные песни);характеристики лирических персонажей имеют обрядовую мотивацию (посев– появление звёзд на небе, купание – наступление лета, прядение – первыепризнаки зимы), эмоции отражают состояние природы (радость – весна,слёзы – осенний дождь и т.д.). Образ Лады как своеобразная интерпретацияВечной Женственности опирается и на символистскую эстетику16.Экспериментаторство, свойственное раннему Клычкову, проявляется впоэме-цикле не только на уровне перекличек текстов «Кольца Лады» снародными песнями, но и путём примирения книжной и фольклорнойкультур.
Взаимодействие с эстетикой символизма проявляется на уровнеобщности тем и мотивов, однако их разработка у Клычкова связана смировоззренческой установкой, во многом определяемой синкретизмомнародного сознания, «которое одушевляет всю природу и не отделяет быльот небылицы»17.В лирике раннего Клычкова отсутствует романтический конфликт смиром, борьба с высшими силами – прослеживается только мотивромантической избранности поэта, воспринятый через символизм.«Переходным» (между I и II этапами творчества Клычкова) являетсясборник «Дубравна», строящийся как диалог с «Песнями», «Потаённымсадом» и «Кольцом Лады».
Многие стихотворения образуют смысловыепары: например, «Образ Троеручицы…» <1910> из «Потаённого сада» и«Вся в тумане, в дремоте околица…» (1914) из «Дубравны»; образы Лады иКупавы непосредственно связаны с образом лесной царицы Дубравны и т.д.В сборнике «Дубравна» очевидна эволюция творческих доминант:начавшееся вытеснение реализмом романтической и символистскойспецифики, смещение мотивного и образного рядов по направлению к16«Его Лада, пожалуй, более всего близка “Славянской женственности” Вячеслава Иванова».
Солнцева Н.Последний Лель. С. 18.17Никё М. Испытание огнём и водой: К роману Сергея Клычкова «Сахарный немец» // Клычков С. Сахарныйнемец. Paris: YMCA-Press, 1982. С. 439.традиционнойэстетике.Измененияобусловленыреальнымиобстоятельствами (политика государства в деревне, участие в Первоймировой войне). В сборнике лишь наметилось новое художественноевосприятие жизни по сравнению с предыдущими сборниками, чемобусловлена диалогичность произведений, указанная выше.В «Дубравне» отвлечённое и идеализированное пространство«потаённого сада» сменяется на конкретизированное (лес, деревня, дорога).Образ деревни отличен от прежней «славянской Аркадии»18.
Пространствусоответствуют два типа лирического героя: лесного поэта и поэта-путника.Конкретизируется рождение лирического героя (певца) в лесу (мотив имеетавтобиографические истоки); его самоопределение выражено лишённымнегативной коннотации эпитетом «дикий»: «Ах, верно, с того я и дикий, / Стого-то и песни мои – / Как кузов лесной земляники…» («Была над рекоюдолина…», <1912>, <1918>. [109]).Изменение пространства «потаённого сада» на пространство лесаотдаляет героя от символистской традиции, но сближает с традициейромантической – он обретает черты «естественного человека». Романтизациялесного певца выражена в его исключительности, мистической одарённости,одноприродности «естественного человека», с одной стороны, и лесногопространства со всем его тварным миром – с другой.
Осознавая свою«лесную» избранность, лирический геройпризнаёт также своюпринадлежность к деревенскому обществу. Клычков вводит в «Дубравну»романтическое разделение на «я» – «они»: глухота и слепота «других»противопоставлена восприимчивости главного героя. Тема поэта-маргинала в«Дубравне» не становится фатальной, в отличие от поздней лирикиКлычкова, но в этом сборнике впервые появляется тема тяжёлой судьбы,«злого лиха» («Под окном сидит старуха…», <1918>. [119]),персонифицированного в образе старухи. При этом пространство доматрактуется как место, полностью защищённое от влияния тёмных сил.В отличие от романтиков XIX в., Клычков не противопоставляет, носинтезирует в сознании лирического героя две реальности – видимую искрытую. Лирический герой воспринимает ирреальное как действительное иконкретное. На наш взгляд, эта особенность впоследствии развилась вособый стиль, позволивший определить прозу Клычкова как магическийреализм19.Мотив тайны свойственен и сказочной, и романтической традиции20,философской мысли начала ХХ в.21.