Лирический герой в поэзии С.А. Клычкова - эволюция, художественная специфика
Описание файла
PDF-файл из архива "Лирический герой в поэзии С.А. Клычкова - эволюция, художественная специфика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
На правах рукописиДемиденко Елена АлександровнаЛирический герой в поэзии С.А. Клычкова: эволюция,художественная специфика10.01.01 – русская литератураАВТОРЕФЕРАТдиссертации на соискание ученой степеникандидата филологических наукМосква2013Работа выполнена на кафедре Истории русской литературы ХХ векафилологического факультета Московского Государственного Университетаимени М.В. ЛомоносоваНаучный руководитель:доктор филологических наук, профессорСолнцева Наталья МихайловнаОфициальные оппоненты:Пономарёва Татьяна Александровнадоктор филологических наук,Московский педагогическийгосударственный университет,профессор кафедры русской литературыи журналистики ХХ – ХХI вековСкороходов Максим Владимировичкандидат филологических наук,Институт мировой литературы РАН,старший научный сотрудник отделановейшей русской литературыВедущая организацияЛитературныйГорькогоинститутим.А.М.Защита состоится «28» марта 2013 г.
в 16:00 часов на заседаниидиссертационного совета на Д 501.001.32 при Московском государственномуниверситете имени М.В. Ломоносова по адресу: 119991, Москва, Ленинскиегоры, 1-й корпус гуманитарных факультетов, филологический факультет.С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке филологическогофакультета МГУ имени М.В.
Ломоносова (1-й корпус гуманитарныхфакультетов).Автореферат разослан «26» февраля 2013 г.Ученый секретарь диссертационного совета,доктор филологических наук, профессорМ.М. ГолубковОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАВ диссертационном исследовании «Лирический герой в поэзии С.А.Клычкова: эволюция, художественная специфика» Клычков рассматриваетсякак «умеренный новатор»1, для которого «программы обновления искусствасопрягались с уважительным признанием ряда традиционных ценностей»2.Лирика Клычкова монологична, по-фольклорному «одногеройна»3,субъективна, в большинстве стихотворений наличествует лирическое «я»,лирический субъект, сквозь призму восприятия которого подан окружающиймир.Предмет настоящего диссертационного исследования – эволюциялирического героя Клычкова, его связь с традициями русской литературы,специфика поэтики.Материалом изучения стали стихотворения и поэмы С.
Клычкова.Также исследованы романы «Сахарный немец» (1925), «Чертухинскийбалакирь» (1926), «Князь мира» (1927), единственная сохранившаяся главаромана «Серый барин» (1926). Использованы материалы дневниковыхзаписей, писем, публичных выступлений, статей С. Клычкова.Актуальность диссертации заключается в осмыслении синтезатрадиций и модернистских исканий в развитии русской литературы ХХ –ХХI вв., а также в обращении к религиозно-философским исканиям какортодоксального характера, так и выходящим за его рамки в гуманитарнойжизни нашего времени.
Актуальность работыобъясняется такжеперспективой создания научной биографии Клычкова, важнейшим условиемчего является рассмотрение творчества поэта в «историко-литературном икультурном контексте эпохи»4, изучение его произведений, выявлениеисточников текстов.Новизна работы заключается как в широте привлеченного материала(от первых неопубликованных стихотворений 1910-х гг. и заканчиваянеизданными произведениями 1937 г.), так и в выводах, касающихсяразвития лирического героя Клычкова, его связи с фольклорной,символистской и романтической традициями.
Творчество Клычкова – одноиз наименее исследованных в литературоведении. Прозе Клычковапосвящены труды Л.В. Гурленовой, Е.Ю. Зубаревой, К.Н. Кислицына, Н.В.Кудрявкиной, Е.В. Лыковой, Т.А. Пономарёвой, З.Я. Селицкой, Н.М.Солнцевой, А.Н. Шетраковой. Поэзия Клычкова стала предметомисследования Р. Вроона, Ю. Изумрудова, Л. Киселёвой, М. Никё, И.1Термин И.Б. Роднянской.
Роднянская И.Б. Свободно блуждающее слово (К философии и поэтикесемантического сдвига) // Литературоведение как литература. Сб. в честь С.Г. Бочарова. М., 2004. С. 183.2Хализев В.Е. Модернизм и традиции классического реализма // В традициях историзма. Сб. статей кюбилею П.А. Николаева / Под ред. М.
Л. Ремнёвой и А. Я. Эсалнек. М.: Изд-во Московского ун-та, 2005. С.33.3Пропп В.Я. Поэтика фольклора / Сост., предисл. и коммент. А.Н. Мартыновой. М: «Лабиринт», 1998. С.309).4Скороходов М.В. Создание научной биографии Есенина как актуальный исследовательский проект //Проблемы научной биографии С.А. Есенина. Рязань: Пресса, 2010. С. 84Ростовцевой, Н. Сарафановой, Н. Солнцевой, А. Филимонова, В. Хомякова.При этом поэтическое творчество Клычкова, его философский ихудожественный контексты, исследованы мало.Цель диссертационного исследования – анализ эволюции лирическогогероя, ее отражение в художественной специфике поэзии Клычкова,выявление традиций, заложенных в предшествующей литературе, ихпереосмысление и преломление.
Данная цель обусловила и основные задачидиссертации:1. исследование специфики и эволюции лирического героя С.А.Клычкова, раскрытие генетических и сравнительно-типологическихсхождений творчества Клычкова с фольклором, а также с русскойлитературной традицией XIX (романтизм) и XX (символизм) вв.;2. рассмотрение нравственных, религиозных, философских проблемпоэзии С. Клычкова как первопричин эволюции лирического героя;3. анализ поэтических средств выражения внутреннего мира лирическогосубъекта на различных этапах творчества.Основные положения, выносимые на защиту:1. Лирический герой Клычкова эволюционирует от обоснованногофольклорной традицией образа лесного певца-пастуха в ранней лирике кпсихологически мотивированному образу маргинала новой эпохи –поэта-непророка.2.
Обращаясь к эволюции лирического героя, мы исходим из того, чтокаждая «книга стихов даёт нам историю развития миросозерцания, егоразличные этапы»5. Выделены три этапа эволюции лирического героя ипоэтики Клычкова. Ранняя лирика Клычкова (1910 – 1919) отражаетзначительное воздействие символизма. Его творчество развивается отэкспериментаторства к утверждению простоты как принципа поэтики.Лирика 1920 – 1929 гг. характеризуется сближением с романтическимитенденциями русской литературы. Поздняя поэзия (1930 – 1937) –наиболее совершенное и сложное явление в контексте его творчества;3.
Лирический герой поздней поэзии, продиктованный усилениемгностических и эсхатологических настроений поэта, строится наантитетичных и контрастирующих мотивах. Гностицизм Клычковасплетается с экзистенциализмом, при этом очевидно воздействиестарообрядческой философии (апокалиптические мотивы). Поздняялирика также отражает телеологические искания поэта.4.
В области поэтики ранняя лирика обнаруживает установку на яркуюметафорику, обновление «стёртых» метафор, активное использованиеповтора в его «песенной» функции. В поздней лирике наблюдаетсятяготение к поэтике простоты и углублению психологизма, возрастаетроль анжабемана и сравнения; многообразие фонетических илексических повторов перерастает в специфический приём«аллитерационного повтора».5Соловьёв С.М. Цветник царевны. М.: Мусагет, 1913. С. Х.5. Поэзия Клычкова обнаруживает усиление лермонтовского (в областиразработки образа лирического героя) и пушкинского (в областипоэтики) влияния от ранней к поздней лирике.Методологическуюосновуработысоставилисравнительноисторический, историко-культурный, структурно-типологический методылитературоведческого анализа.
Основной метод, применённый для анализапроизведений, – сравнительно-типологический; опорными стали труды Ю.В.Манна, Г.Н. Поспелова, Д.С. Лихачева. Использование историко-культурногометода (А.Я. Гуревич, А.М. Панченко) позволяет рассмотреть произведение вкультурных контекстах. Структурно-семиотический метод (Ю.М.
Лотман,В.Н. Топоров) привлекается при изучении пространственно-временныххарактеристик художественного мира. Представление о «лирическом герое»основывается на идеях Л.Я. Гинзбург, Г.А. Гуковского, Л.К. Долгополова,Б.О. Кормана, Д.Е. Максимова, И.Б. Роднянской. В основе исследованияхудожественного мифологизма лежат труды С.С. Аверинцева, Е.М.Мелетинского, Д.Е. Максимова.
Толкование использованных автором троповопирается на работы Р. Якобсона, Ю. Лотмана, М. Гаспарова. В рядеположений и выводов мы опираемся на работы таких теоретиков иисследователей литературного процесса, как А.П. Авраменко, М.М.Голубков, А.С. Карпов, О.А. Клинг, Л.А. Колобаева, С.И.
Кормилов, А.В.Ледёнев, М.В. Михайлова, Е.Г. Руднёва, Е.Б. Скороспелова, Н.М. Солнцева,В.Е. Хализев, Л.В. Чернец, А.Я. Эсалнек.Теоретическая значимость. В результате анализа литературногоматериала выявляются этапы становления и формирования индивидуальнойпоэтической манеры; через лирического героя устанавливаютсямировоззренческие и философские установки поэта.Практическое значение работы состоит в возможности использовать еёположения и выводы в лекционных курсах по истории русской литературыХХ в., в научной работе специалистов по творчеству писателей XIX и ХХ вв.Апробация работы.
Положения, представленные в диссертационнойработе, были сообщены на Международной научной конференции вЛитературном институте им. М. Горького в 2009 г., посвященной творчествуС.А. Клычкова; на научных конференциях 2010 и 2011 гг. о творчестве С.А.Есенина в институте им.
М. Горького и в Рязанском ГуманитарномУниверситете им. С.А. Есенина. Основные идеи диссертации изложены в 8публикациях автора, в том числе в изданиях, одобренных ВАК.Структура работы. Диссертационное исследование состоит извведения, четырёх глав, заключения, библиографии и двух приложений.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫВо введении обоснованы актуальность, научная новизна диссертации,определяются цели, задачи и предмет исследования, указывается еготеоретическая и методологическая основа, научная и практическаязначимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту.Первая глава «Эволюция лирического героя С.