Диссертация (Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры)), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры)". PDF-файл из архива "Интернет-зависимость у участников компьютерных игр (на материале китайской культуры)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Длительная историяразвития культуры коллективистского типа, преуменьшение значимости личноговыбора и творчества в восточноазиатских странах вступают в конфликт свнешними целями, перенятыми из западной культуры. Так, Китай принялзападную идею роста ВВП как главную цель развития, отказываясь при этом отвлияния западного индивидуализма.Более 150 лет назад, когда после поражения в Опиумной войне Китай впервыеоткрыл свои двери западным странам, в Китае появилась концепция «TiYong»,согласно которой первостепенное значение имеют традиционные знания Китая, азападные знания годятся лишь для прикладных целей.
С тех пор данная концепцияявляется основным способом управления конфликтом между национальнойтрадицией и западной культурой в Китае (Zhang, 2006). Не случайно концепция«TiYong» нашла теперь отражение в двойственной позиции Китая по отношению кИнтернету. С одной стороны, Интернет необходим для модернизации иэкономического развития. Но с другой стороны, Интернет является не толькоодной из современных технологий, но и проводником западной культуры, вкоторой завышено значение индивидуальности.
Это уже вызвало огромные и недля всех желательные изменения в Китае, в культурной традиции которогонаиболее значимы общественные ценности (Цой, 2010). В связи с этимконсервативно настроенные люди в Китае, в том числе руководители государства,60чиновники и школьные учителя, часто негативно относятся к использованиюИнтернета молодежью для развлечения и получения информации.Выше в разделе 1.2.4. понятие «индивидуальность» трактовалось в томпонимании, которое сложилось в теории личности А.Н. Леонтьева (1975). Вдальнейшем, однако, об индивидуальности и индивидуализме будет говоритьсяскорее в культурологическом контексте как противопоставлении коллективизму,которым обыкновенно характеризуется китайская патриархальная и современнаякультура.
Для собственно психологического понимания индивидуальности иколлективизма в настоящее время пока недостаточно фактологического материала.Когда общество целиком ориентировано на истину, которая находится внеличности человека и совершаемых ею выборов, развитие данного обществавыражается во внешних показателях (например, ВВП), а не связано с личнымразвитием индивидов, и индивид склоняется к поиску компенсации внеобщественных ценностей. Это, в частности, вызывает проблемы зависимости,последняя связана с особенностями процесса модернизации.
В ряде исследованийпоказано, что катастрофические мысли о будущем, которыми характеризуетсяфаталистическая временная перспектива, является одной из немаловажных причинИнтернет-зависимости (Young et al., 2011). Вопрос об Интернет-зависимости неслучайно приобрел большую актуальность в восточноазиатских культурах. Вотличиеотзападныхстран,вКитае,ЮжнойКорееинаТайванеИнтернет-зависимость уже достигла эпидемической степени, и это беспокоитспециалистов (Young, Abreu, 2011a; Войскунский, 2009а; Цой, 2010).
Рассмотримположение с развитием Интернета и проблемой Интернет-зависимости в Китае.1.4.4.АктуальноесостояниеопосредствованнойИнтернетомдеятельности в КитаеКитай давно обладает потенциалом для превращения в страну с наибольшим61числом пользователей Интернета, и в последние годы данный потенциал былреализован. Каждые полгода, начиная с ноября 1997 г., административный орган,регулирующий развитие Интернета в Китае (China Internet Network InformationСenter, CNNIC), публикует «Отчет статистики развития Интернета в Китае».Согласно отчетам, к 12.2010 количество пользователей Интернета в Китае достигло457 миллионов. При этом распространенность Интернета в Китае составляет 34.3%населения, но еще в 2008 г.
как в США, так и в Гонконге, Тайване и Макао этотпоказатель был близок к 70% (CNNIC, 2009; TWNIC, 2009; CityU , 2009).Сказывается неравномерность развития Интернета в Китае: так, лишь 27.3%пользователей живут в сельской местности, хотя сельское население странысоставляет 55.1% (CNNIC, 2009). В то же время распространение Интернета в 7главных городах в Китае уже в 2006 г. достигло 60%-70% (Академиясоциологической науки Китая, 2007).
Соотношение мужчин и женщин средипользователей Интернета составляет 55.8/44.2 %, что близко к соотношениюмужчин и женщин в Китае (51.5/48.5 %) (CNNIC, 2009). Большинство из них –молодые люди от 10 до 39 лет; при этом мало пользователей моложе 10 лет и старше50 лет (CNNIC, 2011).Онлайн-новости – значимый источник информации. В отличие от других стран,Интернет в которых более развит, например Японии, пользователи Интернета вКитае чаще находят информацию и новости, и выражают свое мнение черезИнтернет (Цой, 2010).
Интернет изменяет и образ общения. В Китае 47.2%респондентов признают, что благодаря Интернету укрепляются контакты с людьми,а 21.1% отмечают расширение контактов с людьми со схожими политическимивзглядами; в противоположность этому, крайне мало респондентов полагают, чтоблагодаря Интернету они стали больше общаться с семьей и близкими друзьями(CASS, 2004).
В Китае Интернет часто служит и способом избежать нежелательныхсемейных отношений. Кроме этого, хотя Facebook и Twitter не доступны в Китае,62теперь в стране бурно развивается microblog, который часто называется китайскимTwitter. К концу 2010 г. только 63.11 миллионов пользователей применяли microblog(CNNIC, 2011), но к 01.2012 число пользователей достигло 250 миллионов (CNNIC,2012).Как полагают 68.1% респондентов, в Китае Интернет является существеннымисточником развлечений (CNNIC, 2011); этот показатель выше соответствующихцифр для телевидения или книг (CASS, 2007).
В 2008 г. в Китае более 80%пользователей считали развлечения одной из главных целей использованияИнтернета, в Гонконге развлечения привлекают 36% пользователей, в Макао – 40%,а на Тайване – менее 30% (CNNIC, 2009; TWNIC, 2009; CityU, 2009); стоит отметить,что во всех перечисленных территориях население говорит по-китайски.Среди онлайн-развлечений на первом месте – компьютерные игры.Популярность компьютерных игр – это всемирный феномен, и китайцыпредпочитают их другим Интернет-развлечениям. В 2008 г.
в Китае для 62.8%пользователейкомпьютерныеигрыявляютсяоднойизглавныхцелейиспользования Интернета. Но в Гонконге, Тайване и Макао количество игроков недостигает 30% (CNNIC, 2009; TWNIC, 2009; CityU, 2009). В 2008 г. объеминдустрии онлайновых игр в Китае значительно превысил традиционныеразвлекательныеотрасли:кино,телевидение,просмотрвидеофильмовипрослушивание радиопередач (Ван и др., 2009b). В 2009 г. объем индустриионлайновых игр в Китае превышал аналогичный в США, которые занимают первоеместо в мире (Ван и др., 2009b).Среди китайских игроков большинство составляют молодежь и школьники.Возрастное соотношение игроков следующее: до 18 лет - 16.5%; 18-22 лет - 36.0%;23-25 лет – 19.6%; 26-30 лет – 18.0%.
Различие между полами относительноневелико: мужчины составляют 55.1% игроков (CNNIC, 2009). Исследованиепоказывает, что 25% китайских пользователей Интернета играют в компьютерныеигры каждый день, а 21.6% - как минимум один раз в неделю (SASS, 2007). Для63китайских игроков типична также частая смена игр (CNNIC, 2009). В зависимостиот типа компьютерных игр разнятся и цели игроков. В Китае 74.4% игроков играютдля развлечения, 13.1% игроков – для развития способностей, а цель 4.4% игроков –чтобы добиться успеха и одержать победу (Ван и др., 2009b).
Как и многие игрокииз других стран, китайцы высоко ценят возможность общения в игре:сформировались различные виртуальные сообщества, например, форумы дляобсуждения вопросов, связанных с играми.Поведенческие особенности любителей игр зависят от их содержания.Например, несмотря на то, что Warcraft и “Легенда” относятся к MMORPG, игрокиWarcraft выше ценят процесс кооперации и сотрудничества в команде, а любители“Легенды” стремятся к личным достижениям (Ван и др., 2009b). Вероятно, этообусловлено культурными различиями: в отличие от Warcraft, “Легенда” создана вКитае, и цели игры специфичны для китайских игроков.
Но большинствопопулярных в Китае игр имеют иностранное происхождение (CNNIC, 2009).1.4.5.БорьбавИнтернете:онлайноваяцензураипроблемаИнтернет-зависимости в КитаеДля анализа особенностей развития Интернета в Китае необходимо упомянуть,что в Китае на данный момент информация в Интернете подвергается строгойцензуре. Правительство расходует большие суммы на блокирование нежелательнойинформации – в частности, противодействие отправке сообщений с «вредными»сведениями. В связи с этим Facebook, Twitter и Youtube, которые являются самымипопулярными веб-ресурсами в мире, а также другие популярные новостные сайты,например BBC, VOA, DW и т.д., в Китае не доступны. С начала 2008 г.
цензура вКитае стала еще строже, сопутствуя расширению влияния Интернета на китайскоеобщество. Например, из-за политики, проводимой китайскими властями вотношении Интернет-ресурсов, Google в 2010 году закрыл поисковый сервис под64доменным именем google.cn. В том же 2010 г.
41% веб-сайтов в Китае былизакрыты, а количество доменных имен уменьшилось на 59.5% (CNNIC, 2011).Цензура в Интернете вызывает возражения среди китайских пользователей.Например, это ведет к развитию специфического сленга. Так, вместо «менязабанила цензура» говорят «я GFWed!» или «меня гармонизировали»: сутьофициального документа "О гармоничном развитии страны, СМИ и Интернета" – взакрытии неугодных газет и сайтов (Ван и др., 2009a).Наряду с онлайновой цензурой, в Китае Интернет-зависимость сталасерьезной общественной проблемой в сфере здравоохранения.