5 (Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр))
Описание файла
Файл "5" внутри архива находится в следующих папках: Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр), отзывы. PDF-файл из архива "Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
отзыв на автореферат диссертации Богачевой Наталии Вадимовны на тему: «Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)», представленной на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии Диссертационное исследование Богачевой Н.В. выполнено в русле научного направления анализа и оценки индивидуально-стилевых особенности человека, и сфокусировано на очень интересной и новой проблемной области— изучении специфики соотношения индивидуальных особенностей и стилевых характеристик у особого контингента взрослых людей — специалистов в сфере компьютерных игр.
Именно таких специалистов подобрала для реализации цели своей диссертационной работы Богачева Н.В. Употребление термина «специалисты» в моем отзыве не случайно. В последние годы сфера компьютерной игровой активности и групповых соревнований на основе использования мультимедийных компьютерных технологий разделенного Интернет-взаимодействия развивается настолько интенсивно, что в этой области активности современного человека возникло новое направление, обозначаемое как «кибер-спорт». Естественно, люди, систематически играющие в компьютерные игры более 12 часов в неделю, становятся в полном смысле этого слова специалистами 1если не сказать «профессионалами») в игровой компьютерной деятельности. А, как известно, приобретаемые в процессе освоения определенного вида деятельности умения и навыки имеют обыкновение фиксироваться в структурах опыта и, со временем, формировать (и «заострять») те особенности человека, которые в этой деятельности являются значимыми для ее успешного выполнения.
В психологии труда такие особенности принято обозначать понятием «профессионально-важные свойстваээ. А как определить специфику индивидуальных свойств, совершенствующихся в сфере компьютерных игр у взрослого человека, который достаточно много времени отводит этой активности? И насколько сильным становится влияние игровой деятельности на, пользуясь термином В.С.Мерлина, «интегральную индивидуальность» геймера и кибер-спортсмена? Исследование Богачевой Н.В. не дает ответы на эти вопросы — у него иная цель и свои задачи. Но мне, как психологу труда, работа Богачевой Н.В. представляется знаковой, поскольку полученные в ее работе данные если и не дают однозначного ответа на вопрос «Можно ли признать компьютерные игры одной из сфер профессиональной активности человека?», то, по крайней мере, позволяют оценить степень значимости этой активности в жизни многих современных людей и выявить индивидуально-стилевой портрет взрослых геймеров.
Таким образом, проблема диссертационного исследования Богачевой Н.В. является крайне актуальной и важной не только для развития общей психологии, но и для психологических наук, изучающих специфику функционирования человека в спорте и в труде. Вместе с тем, исследование Богачевой Н.В., выполненное с опорой на теоретико-методологические принципы системного исследования человека и положения культурно-исторического, социо-культурологического, деятельностного и когнитивно-стилевого подходов в изучении индивидуальности человека, целиком и полностью реализовано как общепсихологическое исследование. Заявленная цель — «выявление когнитивно-стилевой специфики взрослых игроков и установление характерных для них личностных особенностей, способствующих импульсивному поведению и быстрому принятию решения, а также установление связей между этими двумя уровнями регуляции у взрослых геймеров» (см.
текст Автореферата, стр. 5). Обозначив в качестве предмета исследования специфику когнитивных стилей и индивидуально-личностные особенности регуляции поведения и принятия решений у взрослых геймеров, Богачева Н.В. как автор диссертационного исследования выдвигает ряд гипотетических предположений (1) о типичных для геймеров когнитивных стилей и индивидуальных особенностей (2) о связи индивидуально-стилевой специфики игроков со степенью их увлеченности данным видом активности.
Иными словами, исследование Богачевой Н.В. сосредоточено на вопросах выявления, анализа и интерпретации психологических особенностей взрослого человека как субъекта игровой активности, реализуемой в особой компьютерной — среде. Практическая актуальность выполненного исследования не вызывает сомнений: в условиях все более массового «погружения» человека в среду информационного взаимодействия, опосредованного мощными виртуальными технологиями, психологам необходимо дать научное объяснение типичным закономерностям психического фукционирования человека в данной среде.
Кроме того, представители психологических наук о человеке должны быть готовыми к разработке прикладных программ, способствующих успешной адаптации человека к деятельности в виртуальной среде, а также обеспечивающих психологическую поддержку процесса успешного переключения Интернет-пользователя от среды компьютерно-информационной к среде реальной жизни. Согласно разработанному плану исследования, отраженному в его задачах, Богачева Н.В.
сформировала сбалансированную выборку геймеров и контрольную группу (как обозначает автор — «не-геймеров»), и подобрала адекватный задачам исследования диагностический пакет методик, направленных на сбор данных о когнитивных стилях и интересующих автора личностных особенностях, Всего в исследовании приняло участие 223 человека.
В тексте автореферата диссертационного исследования Богачева Н.В. подробно представила собранные фактологические материалы и дала полное авторское объяснение полученным данным. Сильная сторона этой диссертационной работы - логическая обоснованность компоновки 2 Доцент кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова (МГУ), кандидат психологических наук, доцент А.С.
Кузнецова ПОДЙИРИ1:Укп. 3~7''.,~~~ ~~,Рф~„- "ЗАВ'йРЯ Ка-',' дая. 'Кав 41яявтте!Афвктлвте га психологии ,„ф~ 4;,, ~34 Ф йММ$ иоФ 'ова ~~~МЬф2ф':уф'я,'.~. г5; ф7 я «д 201~ г Адрес факультета психологии ФГБОУ ВО «МГУ имени М.В. Ломоносова»: !25009,москва, ул.моховая„ л.11,стр.9. тел.: 8-495-629-57-91. Э р .г дставляемых материалов, четкость изложения, полная панорама лученных данных. Результаты представлены в табличной и графической форме, что позволяет легко выделять основные факты. Важно, что результаты каждой части исследования обобщены в четких и обоснованных выводах. Внимательное изучение текста автореферата позволяет прийти к заключению о несомненной научной новизне работы.
По результатам своего исследования Богачева Н.В. (1) выявила связь индивидуально-стилевых особенностей с предпочитаемым типом компьютерных игр, (2) показала специфику когнитивных стилей геймеров, которая характеризуется высокой поленезависимостью и низкой когнитивной импульсивностью, (2) установила большую склонность к рискованному поведению у геймеров и менее характерную для них эмпатийность — по сравнению с теми людьми, которые не увлекаются компьютерными играми.
Таким образом, Богачева Н.В. создала убедительную основу для выявления и научного осмысления процессов изменения индивидуальности под влиянием факторов компьютерной среды и содержания компьютерных игр. В целом, по итогам анализа текста автореферата диссертационного исследования Богачевой 'Н.В. можно сделать следующее заключение. Работа полностью выполнена, поставленная цель исследования достигнута. Полученные факты объяснены и глубоко осмыслены, научная новизна работы убедительно показана. Тщательный подбор выборки, методов сбора, анализа и интерпретации эмпирических фактов позволяют считать выводы исследования достоверными. Подводя итоги анализа автореферата диссертационного исследования на тему «Индивидуально-стилевые особенности взрослых игроков (на материале компьютерных игр)», можно сделать следующее заключение: работа соответствует требованиям Положения о присуждении ученых степеней, предъявляемым к квалификационным работам данного уровня, а ее автор, Богачева Наталия Вадимовна, заслуживает присуждения ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19,00.01 — Общая психология, психология личности, история психологии.
.