Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем, страница 35
Описание файла
PDF-файл из архива "Влияние политических традиций на механизмы функционирования политических систем", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 35 страницы из PDF
Аккумулируя и сохраняя вопределенной форме значимый социально-политический опыт нации,традицииобразуютустойчивуювовремениструктурнуюосновуполитической культуры.В качестве механизма политико-культурной преемственности традицииобеспечивают передачу и воспроизводство специфических для конкретнойполитической культуры характеристик сознания и поведения субъектовполитического процесса и функционирования политических институтов.Наследованиеустойчивыххарактеристикполитическойкультурыпроисходит как социогенетически – через коллективное бессознательное,159менталитет и национальный характер, - так и через социокультурныемеханизмы, центральным из которых выступает политическая социализация.Образцы сознания и поведения, вошедшие в «генотип» политическойкультуры, в процессе наследования испытывают воздействие субъективных(личностных особенностей освоения накопленного опыта) и объективных(социально-политических условий жизнедеятельности) факторов, вследствиекоторых традиции способны не только к воспроизводству, но и к развитию.В то же время политические традиции, глубоко укорененные вколлективном бессознательноми национальном менталитете,весьмаустойчивы и инерционны, поэтому развиваются асинхронно по сравнению сполитическими изменениями.
Процесс эволюции традиций и политическойкультуры в целом очень длителен и происходит под влиянием (1) времени идинамики смены поколений и (2) изменения институциональных условий,создающихвозможностьполучениякачественноновогосоциально-политического опыта. В ходе политического развития одни элементытрадиций сохраняются, другие же уступают место новым ценностям иобразцам поведения.Политические традиции являются неотъемлемым элементом политикокультурногоконтекстафункционированияполитическихсистем–совокупности исторических, социально-психологических, ценностных иповеденческихфакторов,откоторыхзависитспецификавластныхотношений в конкретных условиях места и времени.
В механизмефункционирования политических систем традиции легитимируют отношениягосподства и подчинения, способствуют выработке общей национальногосударственной идентичности граждан, задают требования и критерииоценки политических решений, а также мотивируют субъектов властныхотношений на определенный тип политического поведения. Влияниетрадиций отражается и на функционировании политических институтов, вкоторых неформальные нормы и «правила игры» могут дополнять или,наоборот, искажать формальные процедуры.160Характер влияния традиций на политическую систему зависит отконкретных условий места и времени.
Для стабильного и эффективногофункционирования политической системы политические институты имассовые ценности должны носить взаимно согласующийся характер. Взападно-европейских странах, где политическое развитие имело форму«спонтанной» модернизации, институциональное устройство и «генотип»политическойподкрепляюткультурыдругдруга.коэволюционировалиВэтомслучаеисегоднятрадициивзаимноподдерживаютустойчивость политической системы, формируя среди членов обществаэмоционально-аффективную приверженность ее базовым ценностям ипринципам.В странах, где политическое развитие принимает форму «догоняющей»модернизации, в том числе в современной России, новые принципыформирования и функционирования политической системы могут вступать впротиворечие с устойчивыми ценностными ориентациями и поведенческимиустановками граждан.
В этих условиях влияние традиций на механизмыфункционирования политической системы оказывается дисфункциональным,что проявляется на трех уровнях: ментальном (кризисы идентичности илегитимности), поведенческом (кризис участия) и институциональном(переинтерпретация содержания новых институтов).Но необходимо учитывать, что сама политическая система формируетту социально-политическую и правовую среду, в которой функционируютполитические традиции, тем самым либо поддерживая их воспроизводство,либо создавая предпосылки для развития.
Поэтому в переходный периодгосударство как универсальный институт политической системы способно,во-первых, обеспечить адаптацию импортируемых институтов и принциповк национальным традициям, что доказывает опыт модернизации, например,Японии. И во-вторых, создать благоприятные институциональные условиядля эволюционного изменения «генотипа» политической культуры, как этобыло сделано, к примеру, в послевоенной Германии.161По сравнению с многовековой историей авторитарного правления попути демократического развития Россия идет только последние двадесятилетия.
В объективных условиях социально-экономического кризиса1990-х гг. и угрозы распада политической системы на уровне массовогосознания закономерно актуализировались традиционные установки на«сильную власть» и государственный патернализм, а в политическомпроцессеусилилисьавторитарныетенденции,фактическинепротиворечащие Конституции, в которой было заложено смещение властныхполномочий в сторону Президента.
Строительство централизованной«вертикали власти» позволило стабилизировать политическую систему,однако следствием отсутствия общественного контроля над властью ибюрократиейсталакоррумпированностьпрогрессирующаягосударственногонеэффективностьаппарата,ипрепятствующиестратегическому развитию страны.На сегодняшний день общепризнано, что нет и не может бытьуниверсального образца демократической политической системы: опираясьна ряд базовых принципов (разделение властей, верховенство закона инезависимость суда, выборность органов власти, гарантированность прав исвобод граждан и т.д.), модель демократического устройства каждойконкретной страны уникальна и зависит от исторического наследия исоциально-политического опыта нации, воплощенного в ее политикокультурном «генотипе».
Поэтому и концепция гражданской политическойкультуры предполагает баланс различных политических установок, вкотором соединяются как те или иные проявления национальных традиций,так и общедемократические ценности и принципы, без которых не можетсуществовать демократия как политический режим. Важнейшим их этихпринципов является активное, включенное и рациональное участие граждан вполитической жизни, позволяющее им оказывать влияние на власть и недопустить ее отчуждения от общества.162Традиционные установки российского «генотипа» с необходимостьюдолжны быть встроены в формирующуюся в нашей стране гражданскуюкультуру: ни широкие полномочия и особое отношение общества к главегосударства, ни запрос на активную роль государства в социальноэкономической жизни сами по себе не препятствуют нормальномуфункционированию демократии.
Но пассивно-подданнические ориентациинеобходимо дополнить и хотя бы частично уравновесить альтернативными –гражданскими – установками. Традиционная для России модель «сильногогосударства»,какгарантаобщественныхинтересов,должнабытьуравновешена сильным гражданским обществом, способным контролироватьи при необходимости ограничивать действия власти. От воплощения в жизньэтой новой модели зависит возможность эволюции российской системывластных отношений и консолидации демократии в нашей стране.Становлениесоответствующейгражданскогогражданскойобществаполитическойиформированиекультурывусловиях«догоняющей» модернизации – это длительный процесс, в котором нагосударстве лежит ответственность по созданию благоприятных условий исреды для включения граждан в политический процесс.
Для ростагражданскогопотенциалатребуетсясистематическаягосударственнаяполитика, направленная на обеспечение правового равенства граждан,преодоление масштабов бедности и социального неравенства, поддержкумалого и среднего бизнеса как социальной базы среднего класса, расширениеканалов коммуникации между обществом и властью, реализацию программгражданскоговоспитаниямолодежиит.д.ВсовременнойРоссиинеобходимые правовые и социально-политические условия созданы далеконе в полном объеме, а гражданское общество пока развивается не столькоблагодаря, сколько вопреки действиям государства.Анализ тенденций развития российской политической культурыпозволяет сделать вывод, что гражданский потенциал, направленный наобеспечение публичной подотчетности власти и соблюдение политических163прав и свобод граждан, уже существует, но в территориально иколичественно ограниченных масштабах – среди части молодежи и среднегокласса крупных городов.
Бόльшая часть общества воспроизводит устойчивыечертыроссийского«генотипа»,которые подкрепляютсявыраженнойконсервативной позицией ряда представителей правящей элиты, включаяглаву государства. Духовно-нравственные ценности, безусловно, составляютфундамент национальной идентичности, однако формирование активногогражданского общества, как стратегического субъекта демократическогоразвития, только на базе консервативной идеологии представляется невполне возможным. Тем самым фрагментированный характер политическойкультуры современной России проявляется в отсутствии базового консенсусаотносительно дальнейшего пути развития страны как между властью иобществом, так и между различными социальными слоями населения.Фрагментированностьроссийскойполитическойкультурынакладывается на социально-экономическую, демографическую, этническуюиконфессиональнуюперспективнымдифференциациюнаправлениемрегионовдальнейшегостраны.Поэтомуисследованиявлиянияполитических традиций на функционирование политической системысовременной России является включение в рассмотрение региональногоаспекта.
Очевидно, что местные традиции оказывают существенное влияниена процессы политического развития национальных республик, а повышениеконфликтности межнациональных отношений актуализирует проблемупоиска консолидирующих начал, способных скомпенсировать региональнуюполисубкультурность российского общества на основе общих ценностныхприоритетовбудущегоразвития.Нанашвзгляд,такимбазовымобъединяющим принципом должно стать равенство перед законом и власти,и общества, позволяющее им выстраивать равноправные партнерскиеотношения.164БИБЛИОГРАФИЯI.Официальные документы1.
Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: Юрид.лит., 2009. – 64 с.2. Конституция (Основной закон) Союза Советских СоциалистическихРеспублик (принята на внеочередной седьмой сессии ВерховногоСовета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.). Режим доступа:http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnst1977.htm.3. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11декабря 1998 г.