Главная » Все файлы » Просмотр файлов из архивов » PDF-файлы » Исповедные ведомости как исторический источник по социальному составу и расселению дворовладельцев города Москвы в 40-х - 80-х гг. XVIII в

Исповедные ведомости как исторический источник по социальному составу и расселению дворовладельцев города Москвы в 40-х - 80-х гг. XVIII в, страница 9

PDF-файл Исповедные ведомости как исторический источник по социальному составу и расселению дворовладельцев города Москвы в 40-х - 80-х гг. XVIII в, страница 9 История (29917): Диссертация - Аспирантура и докторантураИсповедные ведомости как исторический источник по социальному составу и расселению дворовладельцев города Москвы в 40-х - 80-х гг. XVIII в: История -2019-03-13СтудИзба

Описание файла

PDF-файл из архива "Исповедные ведомости как исторический источник по социальному составу и расселению дворовладельцев города Москвы в 40-х - 80-х гг. XVIII в", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Особенно он жаловался на безместных попов, которые поцерквам наймутся служити обедни, а затем и на местных неисправных попов.Он сказал патриарху, что по государеву указу и по Соборному уложениювелено в Поповской (Тиунской) избе сидети старостам поповским для70Забелин И. История города Москвы. М., 1990.С. 631-632.39церковного всякого благочиния и попов и дьяконов от всякого бесчинияунимати. “И старосты и десятские поповские в избу не ходят и передбожественною литургиею правила не правят, а садятся у Фроловского мостаи бесчинства чинят великие, меж себя бранятся и укоризны чинят скаредныеи смехотворные, а иные меж себя играют и борются и в кулачки бьются; акоторые наймутся обедни служити и они с своею братьею, с которымибранилися, не простясь, божественную литургию служат“.Выслушавтиуновочелобитье,патриархутвердилследующиепостановления и велел “в Поповской избе для церковного благочиния ивсяких ради потреб церковных учинить восемь старост поповских, а у нихбыть по сороку попов, да десятских по 4 человека – дьяконов, чтоб они и сдесятскими по вся дни с утра приходили в Поповскую избу и попов идьяконов поучали б благочинию и порядку церковному… А которые будетна Москве стоять безместные попы и дьяконы, и тем, приходя, стояти уПокрова Св.

Богородицы, в поповской избе и правила к литургии правити, истояли б у правила со страхом Божиим и смехословия никакого и бесчинствау них бы не было; а служитися им наймоватися с патриаршего указу… Анайму имати им от повседневныя службы по алтыну, а в праздники по дваалтына от службы. А больше того попам от службы найму не имати ибожественною б литургиею не торговали, и того старостам над попамиберечи накрепко, чтоб безместные попы и дьяконы, не явясь патриарховутиуну, служити обеден не наймовалися; а явки им давати тиуну от обедни поденьге, а больше того давать не велеть, чтоб от тиуна попам продажи небыло… А который поп или дьякон учнет где служити, наймуяся, тиуну неявяся, и тиуну на тех попах имати промыту по две гривны да хоженого по10 денег, а больше того не имати“»71.Очевидная заслуга И.Е. Забелина состоит в том, что его умозаключениябыли сделаны на обширном документальном материале.

Большинствоавторов обобщающих трудов по истории Русской церкви и даже некоторые71Забелин И. История города Москвы. М., 1990.С. 632-633.40авторы специальных узкотематических исследований по данному вопросуполагаются на предшественников, забывая заглянуть в архив или дажеизучить публикации церковных документов соответствующего периода.Однако Иван Егорович в какой-то степени оказался жертвой собственногоподхода. В дальнейшем он прямо утверждал: «С этого времени, какупомянуто, и установилось распределение московских приходских храмов насороки, которых в 1604 г. было основано всего восемь, а ныне (Речь идет оконце XIX – начале XX столетия.

– А.Ф.) существует шесть. Во времяСтоглавного собора назначено было семь старост, по всему вероятию, такжепо поповским сорокам. Таким образом, счет сороков не относился к числуцерквей, а относился к числу попов, которое вместе с тем обозначало иколичество храмов. Восемь сороков попов обозначало 320 церквей»72.Между тем, есть все основания усомниться даже в этом, казалось бы,получившемдокументальноеподтверждениетезисе.Еслибывраспоряжении исследователей находился обширный комплекс архивныхматериалов, которые бы четко показывали, что патриаршие указания поуправлению московским иерейством были неукоснительно выполнены, еслибы сам И.Е. Забелин подтвердил иными документальными свидетельствами,что на протяжении хотя бы первой половины XVII века система из восьмисороков московских функционировала постоянно, не меняясь в числе, как ибыло определено в 1604 году, тогда для научного сообщества стало быуместным пользоваться этим выводом без сомнений.

Однако плохаясохранностьдокументовцентральныхисобственномосковскихадминистративных учреждений (в том числе и церковных), относящихся кпервойчетвертиXVII столетия,требуетдополнительныхсерьезныхразысканий по данной теме. Более того, сомнительность тезиса, выдвинутогоИ.Е. Забелиным,усиливаетсяиз-заважныхобстоятельствобщеисторического содержания: в 1605 году, т.е.

вскоре после указанных вкниге72И.Е. Забелинасобытий,царьБорисФедоровичскончался,Там же. С. 632.41Лжедмитрий I вошел в Москву, и при нем патриарх Иов потерял свой сан.Довольно быстро Россия погрузилась в пучину социально-политическойсмуты. Возникает вопрос: до какой степени распоряжения патриарха Иова,сделанные им незадолго до потери сана, соблюдались на протяжении«Смутноговремени»?Иеслисистемауправления,введеннаяим,разрушилась, то когда именно и кем она была восстановлена? Если прошелдостаточно большой период до ее реставрации, то не следует ли считать ееокончательное утверждение не столько обновлением, сколько плодомадминистративного творчества патриарха Филарета или кого-то из егопреемников? Все эти вопросы до настоящего времени остаются без ответов.Авторы современных трудов как по истории Церкви, так и по историиМосквы, либо вовсе не затрагивают этот вопрос, либо пытаются ответить нанего достаточно туманно.Например, В.А.

Федоров сообщает о существовании в Москве сороков «сдавних времен» и добавляет, что «в каждом сороке числилось от 10 до43 церквей»73, что, по крайней мере для XVIII века, неверно, так как в сорокемогло быть больше 43 приходов74. Удивительно то, что даже в новейшемфундаментальном историко-биографическом справочнике не нашлось местадля хотя бы самого незначительного по объему параграфа о церковныхсороках и соборах в Москве75. П.Г. Паламарчук в предисловии к своемупросветительскому изданию «Сорок сороков», посвященному историимосковских храмов, сообщает, что сорок сороков – это наименованиеторжественного всемосковского крестного хода, «…на который духовенствособиралось с хоругвями и чтимыми образами по сорокам, к которым былоприписано.

Такие “соборные” выходы и стали зваться “сорок сороков” – ибоподобное73удвоениетитуладлявыраженияпревосходнойстепениФедоров В.А. Русская Православная церковь и государство: Синодальный период(1700-1917 гг.). М., 2003. С. 22.74К примеру, в 1741 году в исповедных ведомостях Никитского сорока числилось 48приходов, а в 1762 году – 50, причем исповедные ведомости по нескольким приходам заэти годы отсутствуют75Московская власть: Управление Москвой в XII-XVII вв. М., 2010.42свойственно церковному сознанию, именующему самого Христа “Царемцарствующих и Господом господствующих”76.Исследователи А.Л.

Баталов и Л.А. Беляев говорят о сороках мельком,как об одном из элементов топографии русского средневекового города77. Поих мнению, сороки-соборы в Москве появились в 1551 году и былизаимствованы из новгородской практики. «Сам принцип соборного деления иобусловленный им порядок соборного чина в неделю перед Воздвижением, впонедельник и другие дни Светлой седмицы, в неделю Всех Святых,заимствован отцами Стоглава из Новгорода. Из Новгорода перенесено иустановление хождений из кафедрального собора к храмовым праздникамгородских церквей. Разумеется, хождение “со кресты и образы” к некоторымсоборам городских монастырей существовало в Москве и до постановленияСтоглава, но именно Стоглав сделал их частью общерусского устава ираспространил на все службы годичного круга». По мнению исследователей,обращение к новгородскому уставу соответствует общей ориентации эпохина богослужебную практику Новгорода и Пскова.

Отчасти это может бытьобъяснено тем, что митрополит Макарий до своего поставления намосковскую кафедру был архиепископом Великого Новгорода. Авторыстатьи с несколько избыточной категоричностью утверждают, что именноновгородскийуставболеевсегосоответствовалтемзадачампоупорядочиванию церковной жизни, которые преследовал собор 1551 года.«Именно такое объяснение причин введения семисоборного деления иучреждения соборных старост и десяцких – пишут они, – содержится вшестой главе Стоглава. Новгородское богослужение наиболее ярко выражалоидею соборности Церкви, ее единства. Сам чин хождения от соборов вкафедральный храм служит актом собирания церкви воедино: к каждому изСорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских храмов / Сост.П.Г.

Паламарчук. В 4-х тт. Т. 1. Кремль и монастыри. М., 2004. С.9.77Баталов А.Л., Беляев Л.А. Некоторые проблемы топографии средневековогорусского города // Сакральная топография средневекового города. Известия Институтахристианской культуры средневековья. Т. 1. М., 1998. С.13-22.4376шести соборов собираются из всех приписанных к нему посадских церквейсвященники, дьяконы и прихожане, а затем возглавляемый старостой своегособора ход направляется к кафедральному храму. То же единство городскойобщины знаменует и хождение к празднику из других церквей города, илитии, которые совершал святитель со властьми из соборной церкви кпразднуемому престолу.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5258
Авторов
на СтудИзбе
420
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее