Исповедные ведомости как исторический источник по социальному составу и расселению дворовладельцев города Москвы в 40-х - 80-х гг. XVIII в
Описание файла
PDF-файл из архива "Исповедные ведомости как исторический источник по социальному составу и расселению дворовладельцев города Москвы в 40-х - 80-х гг. XVIII в", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТимени М.В. ЛОМОНОСОВАИсторический факультетНа правах рукописиФЕДОРЕЦ АННА ИЛЬИНИЧНАИсповедные ведомости как исторический источникпо социальному составу и расселению дворовладельцев города Москвыв 40-х – 80-х гг.
XVIII в.Специальность 07.00.09 – Историография,источниковедение и методы исторического исследованияДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата исторических наукНаучный руководителькандидат исторических наук,доцент Т.А. КругловаМосква2014ОглавлениеВведениеХарактеристика литературы417§ 1. Низшие ячейки структуры церковного управления вотечественной историографии19§ 2. Изучение исповедных ведомостей и применениесодержащихся в них сведений в отечественной научнойлитературе48Характеристика источников56Глава 1.
Методика определения территории сороков. Границыи состав московских сороков в 40-х – 80-х гг. XVIII в.75§ 1. Методика определения территории сороков75§ 2. Границы и состав Замоскворецкого, Пречистенского,Никитского, Сретенского и Ивановского сороков в1741-1784 годах80Глава 2. Расселение прихожан по сорокам93§ 1. Расселение прихожан по территории Замоскворецкого сорока94§ 2. Расселение прихожан по территории Пречистенского сорока106§ 3. Расселение прихожан по территории Никитского сорока114§ 4. Расселение прихожан по территории Сретенского сорока122§ 5.
Расселение прихожан по территории Ивановского сорока129Глава 3. Социальный состав дворовладельцев Москвы вначале 1740-х – середине 1780-х гг.143§ 1. Методика формирования совокупности данных на основеинформации, извлеченной из исповедных ведомостей143§ 2. Социальный состав дворовладельцев Замоскворецкого сорока147§ 3.
Социальный состав дворовладельцев Пречистенского сорока162§ 4. Социальный состав дворовладельцев Никитского сорока175§ 5. Социальный состав дворовладельцев Сретенского сорока1882§ 6. Социальный состав дворовладельцев Ивановского сорока202Заключение223Список источников и литературы227Приложение 1. Схема расположения храмов в пяти московскихсороках в 1741, 1760/1762 и 1783/1784 гг.237Приложение 2. Список храмов, входящих в Замоскворецкий,Пречистенский, Никитский, Сретенский и Ивановский сорокиМосквы в 1741, 1760/1762 и 1783/1784 гг.2383ВведениеАктуальность темы исследования.
История Русской православнойЦеркви получила фундаментальную разработку в трудах дореволюционныхисториков. Анализ различных аспектов истории церкви продолжался и всоветское время, хотя в этот период к указанной проблематике исследователиобращались значительно реже, чем ранее. В XX веке заметный вклад вразработку истории Русской православной Церкви внесли специалистырусского Зарубежья. С конца 1980-х годов внимание к исследованиям поистории Церкви усилилось как в научном сообществе, так и в обществе вцелом.
В настоящее время интерес к церковно-исторической проблематикеогромен. Вместе с тем, ряд проблем и, в частности, административные связиРусской православной Церкви с православным населением, до настоящеговремени остаются крайне мало изученными. Действительно, значительнуютрадициювотечественнойисторическойнаукеимеетизучениевзаимоотношений Церкви и государства, Церкви и общества на уровнеиерархов и правителей, крупных общественных деятелей, философов ипублицистов, но взаимоотношения на низовом уровне – Церкви и прихожан– рассматривались значительно реже. Также тонок пласт работ, посвященныхорганизации и состоянию самих низовых «ячеек» Церкви – приходов и«сороков», или «соборов».Между тем, приход был не просто низшей территориальной илицерковно-административной единицей.
Он был важным явлением в жизниправославного человека эпохи Средневековья и Нового времени. Вприходской церкви люди самого разного социального положения – отнаемного работника до богатого купца или знатного дворянина – могли нетолькоучаствоватьвсовершениитаинств,ноиустанавливатьгоризонтальные связи, обсуждать наболевшие проблемы, участвовать всовместных финансовых, культурных, благотворительных и иных проектах.Практика совместного решения вопросов, возникающих в рамках прихода,4позволяетговоритьо«сообществе»прихожан.Ониучаствуютвстроительстве, украшении и содержании церквей; в обеспечении церковнойслужбы; в разрешении судебных тяжб прихода; оказывают материальнуюпомощь нуждающимся мирянам. И, конечно же, население прихода являетсяпаствой, «окормляющейся» в одном храме, т.е.
детьми одного духовного отца.Иными словами, исследование вопросов, связанных с социальнымсоставом, административными границами приходов и «сороков», а также ихролью в жизни городских общин в России, в наши дни представляет собойнерешенную научную проблему и отвечает общественному запросу.Такое исследование нуждается в массовых источниках1, к каковымотносятсяисповедные(онижевлитературеиногдаименуются«исповедальные») ведомости.Объектомисследованияявляютсяисповедныеведомости–документальная разновидность специального (учетно-регистрационного)церковно-административногоделопроизводства–какисторическийисточник.Предметом исследования является комплекс исповедных ведомостейгорода Москвы за 40–80-е годов XVIII века, хранящийся в ф.
203 Центрахранениядокументовдо1917 годаГосударственногобюджетногоучреждения «Центральный государственный архив города Москвы» (далееЦХД до 1917 года), до апреля 2013 года – Центральный исторический архивМосквы (ЦИАМ).Цель исследования состоит в том, чтобы выявить информационныевозможностиисточникаисповедныхдлядемографическихведомостейрешенияирядасоциальныхкакмассовогоисторическоготерриториально-географических,вопросов,связанныхсцерковно-административной структурой Москвы 40–80-х годов XVIII века.1Под массовыми источниками автор понимает «…источники, характеризующиетакие объекты действительности, которые образуют определенные общественныесистемы с соответствующими структурами». См.: Ковальченко И.Д.
Методыисторического исследования. М., 2003. С. 7.5Для достижения данной цели ставятся следующие исследовательскиезадачи: Выявить в архиве исповедные ведомости по Москве за 1740-е – 1780-егоды и сформировать комплекс данных, достаточный для достиженияуказанной цели; Дать источниковедческую характеристику московских исповедныхведомостей, определить их происхождение, предназначение, обрисовать ихдостоинства и недостатки как исторического источника; На основе анализа данных исповедных ведомостей исследовать рядвопросов,преждевсего,определитьсоставЗамоскворецкого,Пречистенского, Никитского, Сретенского и Ивановского сороков Москвы иместоположение отдельных храмов в 1740-х – 1780-х годах, показать ихрасположение на карте; На основе того же источника выявить численный и социальный составдворовладельцев в приходах, в динамике за период смены двух поколений; Используя исповедные ведомости, оценить степень социальнойоднородности сороков и приходов; установить среднюю величину приходов,то есть среднее число дворов и количество жителей прихода.Итогом решения этих задач на материалах комплекса исповедныхведомостей станет ответ на вопрос, какие вопросы могут прояснить данныеисповедных ведомостей в определении того, что представляли собой всоциальном, демографическом и территориально-географическом смыслеприходы и сороки Москвы в середине XVIII столетия.Географические рамки исследования обусловлены тем, что, во-первых,Москва в XVIII веке являлась вторым по значению городом Российскойимперии после Санкт-Петербурга и, в отличие от последнего, былаправославным центром России, сохранявшим традиционное церковноадминистративное деление, поэтому на ее примере удобно изучать низовыецерковные структуры; во-вторых, московские исповедные ведомости за6XVIII век хорошо представлены в архиве; в-третьих, исповедные ведомостипо Москве недостаточно вовлечены в научный оборот.Исследование охватывает почти всю территорию Москвы – пять изшести сороков, на которые она делилась в церковно-административномотношении.